1.7.3.3 Июль-сентябрь.
В летние месяцы активность ГСВГ и ННА возросла, хоть и не достигла ожидаемого уровня. Крупномасштабные учения, в.т.ч. с участием сил Варшавского договора, не проводились. Тем не менее, все полигоны были заняты войсками, наблюдалось большое количество новых танков, БТР, радиоэлектронного оборудования. Многие советские комендатуры закрывались или объединялись с другими.
а) Июль
Значительно возросла наземная и воздушная активность. Увеличившееся число Т-62, БТР-60П, гаубиц Д-30 наблюдалось на советских полигонах. Возле польской границы в TRA 8 прошло совместное учение ГСВГ и ННА. Некоторые советские авиачасти получили новые истребители Fishbed D (МиГ-21)
Также в этом месяце офицеры USMLM стали свидетелями большого успеха советских понтонеров. Вот как это было:
В 11.50 16 июля 1964 разведывательный экипаж миссии пересекал Эльбу по автомобильному мосту в районе Дрездена, когда командир экипажа заметил что в 500 м ниже по течению реки проводятся учения по наведению переправы. 6 катеров курсировали по реке, а со стороны Юбигау к ней подходила автоколонна понтонеров. Машина ВМС свернула с автобана и двинулась вдоль берега к месту предполагаемой переправы. Проехав около километра, они поняли что оставаясь в машине не смогут занять хорошую точку для наблюдения. Тогда было принято решение оставить машину и пойти пешком, взяв с собой бинокли и фотоаппаратуру. Три офицера-разведчика (двое из которых совершали свой первый, ознакомительный тур) двинулись к самому берегу, где не было препятствий для наблюдения и фотографирования. Пока они подходили, советская колонна с понтонным парком ПМП уже прибыла к месту наведения переправы. В этот момент разведчики заметили, что через луг к ним несется советский Газ-69. Бежать к своей машине было уже поздно, поэтому один из офицеров побежал навстречу приближающейся машине, а двое других кинулись прятать камеры, бинокли и объективы в кустах на берегу. Советские офицеры (один из которых вероятно был командиром понтонно-мостового батальона) подошли к экипажу миссии, как раз когда колонна ПМП остановилась на противоположном берегу. Они были весьма раздражены и стали спрашивать американцев о причинах их присутствия в данном месте и о местонахождении машины миссии. Во время этой беседы, 17 КРАЗов с понтонными звеньями совершили правый разворот, сдали назад к урезу воды и почти одновременно сбросили понтоны на воду. Тут же 3 американских и один советский офицер посмотрели на свои часы. Было 12.10. Продолжая более-менее вежливую беседу, экипаж наблюдал как в 12.11 к понтонам двинулись 6 катеров БМК-90. В 12.13 понтонные звенья были соединены между собой и катера стали разворачивать понтонную ленту поперек течения реки. В 12.14 мост, удерживаемый на месте катерами, соединил берега реки. Ровно в 12.15 (как все присутствующие засекли на часах) Краз-214 пересек реку по этому мосту. 100-метровый мост был наведен за 5 минут, причем советский подполковник-сапер был не слишком изумлен этим результатом. Но, когда восхищенные американцы стали поздравлять советских офицеров с отличной работой, те были явно польщены.Тем не менее, проследовать в Дрезденскую комендатуру экипажу все же пришлось. После того как их отпустили, разведчики немедленно вернулись на то место, где их задержали и долго разыскивали в темноте спрятанные камеры и бинокли. В конце концов, поиски увенчались успехом. На следующий день, пересекая Эльбу по тому же мосту, они снова увидели учения понтонеров. На этот раз было решено осуществлять наблюдение, остановившись на мосту. Наблюдение продолжалось до того момента, пока на мост не прибыл советский джип-амфибия (видимо МАВ) и разведчикам пришлось ретироваться.
Понтонное звено парка ПМП (взято с www.saper.etel.ru)
б) Август.
Учения ГСВГ и ННА продолжались, в том числе и совместные, но крупномасштабных маневров не было. В Нойштрелице замечен батальон новых танков Т-62.
в) Сентябрь. Новая 7-дневная временная запретная зона и армейские учения, завершающие летний учебный период. Наблюдаются прибытие поездов с молодым пополнением из Союза.
Замечено, что истребители Fishbed D имеют тормозные парашюты. Продолжается передислокация советской авиации на вспомогательные и полевые аэродромы.
1.7.3.4 Октябрь-декабрь
Ожидавшиеся крупномасштабные осенние маневры ГСВГ так и не состоялись, что вызвало разочарование разведчиков USMLM. Некоторым утешением для них послужили добытые в этом квартале учебный выстрел РПГ-7 и противотанковая мина ТМ-46.
а) Октябрь. Последняя в этом году временная запретная зона служила прикрытием для армейских учений в районе Летцингер-Хейде и Альтенграбов. Большая часть войск ННА занималась уборкой урожая. На октябрьском параде в Берлине были продемонстрированы ракетные комплексы SCUD-A и FROG-4, поступившие на вооружение армии ГДР. Замечено строительство аэродрома в районе Яннерсдорф.
Усилилась активность шоферских учебных центров ГСВГ.
Некоторые советские части копают картошку, вероятно для собственных нужд.
Рано утром, 26 октября разведывательный экипаж миссии проник на один из полигонов, регулярно используемый ГСВГ. Свежие следы гусениц показывали наличие советских частей. Двигаясь по проселку вдоль стрельбища, офицер-разведчик заметил на земле разрушенную инертную головную часть учебного выстрела РПГ-7 (Blunderbuss).
В тот же момент водитель заметил группу советских солдат на стрельбище. Тем не менее, экипаж смог сделать остановку, достаточную для того чтобы офицер успел подобрать инертную гранату и несколько других частей, пока не появился советский легкий грузовик, который преследовал машину миссии до выезда из полигона. Затем, на проселке разведчикам удалось оторваться от преследования. Неделю спустя офицеру миссии удалось собрать еще несколько частей выстрела на этом полигоне. Анализ добытого выстрела показал, что дальность огня нового советского гранатомета увеличилась примерно до 400 м, что значительно больше чем у старого РПГ-2 - до 180 м.
б)Ноябрь. Замена уволенных в запас молодым пополнением достигла пика. Деятельность войск сконцентрировалась на обучении основам вождения, связи, огневой подготовке. Тренировке проходили как правило в местах постоянной дислокации.
в) Декабрь. Продолжалось обучение молодого пополнения. Много учений водителей, на полигоны вышли саперы и связисты. Как раз наблюдая за учением саперов на полигоне разведгруппа миссии сумела добыть противотанковую мину ТМ-46.
Утром 9 декабря экипаж ВМС нанес оперативный визит на советский полигон инженерных войск южнее Науэна. Для водителя это был первый разведвыезд. Сначала разведчики увидели как советские саперы строят переправу через канал. Первый наблюдательный пункт им пришлось покинуть, заметив приближающийся Газ-69. Заняв другой НП, они начали фотосъемку учений. В это время советские военнослужащие, ехавшие в грузовике по шоссе заметили машину миссии и свернув с дороги блокировали своей машиной проезд в проволочном ограждении полигона. Американская машина укрылась за большим стогом сена, а советским бойцам явно не хватило терпения. Оставив свою выгодную позицию, грузовик направился к этому стогу, в то время как американцы объехав стог с другой стороны, выскочили в открывшийся проезд.
Следуя дальше, американский экипаж заметил в поле группу солдат и остановился для наблюдения в тени дерева. 2 отделения советских саперов, занимались установкой противотанкового и противопехотного минных полей.
Американцы успели посчитать количество минеров, интервал между ними, количество мин которые они несли, как и где саперы их устанавливали, сделали фотография учения и только после того советский офицер руководивший учениями заметил непрошенных гостей и разведчикам пришлось уехать.
В тот же день экипаж миссии вернулся обратно, уже с более опытным водителем. Единственный въезд на полигон минеров выглядел неохраняемым, и солдат там видно не было. Машина миссии свернула с шоссе и подъехала к минному полю. Офицер-разведчик хотел лично проверить это поле, замерить расстояния между минами, их заглубление. Но перед этим они решили проверить возможного отхода, так как въезд, через который они попали на полигон, мог быть легко блокирован. Машина двинулась вдоль лесополосы в поисках проезда, но все проходы между деревьями были блокированы инженерными заграждениями.
Так же разведчики заметили и уже знакомых саперов, которые занимались строевой подготовкой рядом со своим палаточным лагерем. Все же старший экипажа рискнул сделать остановку, чтобы ознакомиться с минным полем. Когда машина подъезжала к полю, офицер заметил большой ящик стоявший у дерева. Выскочив из машины, он открыл ящик, в котором оказалось полтора десятка противотанковых мин. Схватив одну из них, офицер завернул мину в одеяло и уложил в багажник машины, после чего разведгруппа быстро скрылась с полигона. Но на следующее утро тур-офицер опять вернулся на это место и наблюдал как около 40 советских солдат с щупами ищут мины, установленные днем ранее.
После осмотра добычи разведчиков выяснилось, что это новая, ранее не встречавшаяся модификация противотанковой мины ТМ-46.
Весила она 8.5 кг, корпус окрашен в защитный цвет, снаряжена учебным взрывателем. От старой она отличалась наличием дополнительного резьбового гнезда на дне для установки взрывателя неизвлекаемости (судя по описанию, это мина ТМН-46).
продолжение следует...