В дополнение к постам crysis_sa
http://mil-history.livejournal.com/890764.html?view=6840972#и
http://crysis-sa.livejournal.com/20658.html Вот как инцидент с Николсоном описывался в американском отчете.
Итак, начиналось все обыденно. В пятницу, 22 марта 1985, офицер американской миссии связи майор Артур Николсон
получил инструктаж по предстоящему разведвыезду от майора Вискоффа (Thomas G. Wyckoff). Николсон уже знал район выезда и в ходе инструктажа особого акцента на полигоне в Людвигслусте не делалось.
Во время предыдущего разведвыезда , 18 марта, на полигоне уже побывал офицер миссии майор Роберт Вайс вместе с водителем сержантом Шац. Подъезжая к танковому ангару, они заметили двух советских солдат и решили немедленно покинуть зону, успев сделать снимок ангара.
Людвиглуст входил и в маршрут поездки Николсона, но приоритетной целью выезда не являлся. В целом поездка оценивалась как рутинная, без особого риска. Задачи по Людвигслусту перед майором были поставлены следующие: контроль активности на полигоне, фиксация бортовых номеров бронетехники и регистрационных номеров автотранспорта, описание типов оборудования использующихся на полигоне, фотографирование учебных плакатов на открытых стендах, сбор информации в любом транспорте оставленном без присмотра.
Как упоминалось в отчете, Артур Николсон был опытным офицером военной разведки. 1947 г.р., в армии с 1970.
В 1974-79 гг. служил в частях военной разведки на территории ФРГ. Закончил курс двухлетний курс изучения русского языка в Институте иностранных языков Министерства обороны, в 1980-82 гг. учился в Русском институте армии США (U.S. Army’ Russian Institute) Гармиш-Партенкирхен, Германия. С 1982 служил в составе американской ВМС (USMLM) при ГСВГ. Офицеры ВМС совершали в среднем несколько десятков разведвыездов в год. К примеру, в 1984 году офицеры миссии совершили 519 разведвыездов (в 1983 - 513) намотав по территории ГДР в общей сложности 580 ТЫСЯЧ километров. Это притом, что только 10 офицеров миссии (и 4 сержанта-водителя) имели право свободного проезда по территории ГДР - включая начальника миссии и его зама.
То есть по 50 выездов год на офицера, средней продолжительностью два дня каждый. А с учетом того, что шеф ВМС и зам вряд ли могли часто совершать такие выезды, то на рядовых офицеров нагрузка была еще больше. Точной статистики, сколько разведвыездов было у Николсона - нет, но скорей всего, это был не первый и даже не сто первый его выезд. И справлялся он со своими обязанностями разведчика, судя по всему неплохо. В 1983 он получил звание майора, а в февраля 1984 командующий американскими войсками в Европе генерал Гленн Отис вручил ему Defense Meritorious Service Medal. Замечу, что в 1984 только два офицера USMLM (включая Николсона) получили награды.
Майор Николсон выехал из Потсдама вместе с водителем сержантом Джессом Шац в 10.15 24.03.1985. на полноприводном Мерседесе 280 GE.
Они успели осмотреть несколько точек по маршруту, неоднократно увязали в грязи, выбирались с помощью лебедки, исследовали мусор выброшенный у мест дислокации советских в/ч - словом обычная рутина. У Людвигслуста они заметили на дороге свежие следы танков, что указывало на текущую активность советских войск в районе полигона. Экипаж решил следовать по маршруту дальше, соблюдая повышенные меры предосторожности. К полигону, который американцы обозначали как Людвигслуст 475, машина миссии подъехала примерно в 15.20. Как указывается в отчете, полигон НЕ БЫЛ огражден по периметру, и на него можно было свободно заехать по множеству лесных дорог и просек. Сначала они подъехали к танковой директрисе по одной просеке и понаблюдали за полигоном, стоя на опушке. Затем вернулись назад и подъехали снова уже по другой дороге, ближе к танковому ангару. По дороге, они дважды останавливались и выключали двигатель - пытались услышать признаки активности на полигоне. Подъехали, встали на опушке не далеко от танкового ангара. У ангара был постовой грибок с телефоном, но на посту никого не было. Пока машина медленно объезжала ангар, Николсон изучил местность в бинокль. Убедившись в отсутствии признаков охранения, вышел из машины и пошел фотографировать учебные плакаты на стендах возле ангара. Сержант Шац в это время, встав на сиденье и высунувшись в верхний люк, контролировал окрестности. Майор беспрепятственно сфотографировал все плакаты и вернулся в машину. Советских военнослужащих видно не было. Они объехали ангар и встали с противоположной стороны. Снова осмотрев местность в бинокль, Николсон приказал Шацу оставаться в машине и визуально контролировать подходы, сам же отправился к ангару, взяв с собой фотокамеру Nikon L35AF. Примерно, через минуту после его выхода, Шац стоявший в люке машины, заметил на расстоянии 75-100 м к юго-востоку, на опушке леса, советского часового, направившего автомат в его сторону. Повернувшись, он крикнул Николсону: «Сэр, быстро в машину», тут же услышал звук выстрела и почувствовал, что пуля прошла рядом с его головой. Никаких предупредительных выкриков часовой, по словам сержанта, не сделал. Шац упал на сиденье, открыл пассажирскую дверь, включил двигатель и начал сдавать назад, к ангару, чтобы забрать майора. Пока он это делал, прозвучало еще два выстрела, и сержант услышал крик боли Николсона. Оглянувшись, он увидел, что майор лежит на земле в 10 метрах позади машины. Сдав назад еще на несколько метров, Шац остановился и выглянул в окно. Николсон приподнял голову и произнес - «Джесс, меня подстрелили», после чего ткнулся лицом в землю и замолчал.
Сержант схватил аптечку начал выбираться из машины, чтобы оказать помощь Николсону. Но тут подоспел часовой и угрожая оружием, заставил Шаца вернуться в машину. Затем он, продолжая держать машину под прицелом, вызвал по телефону караул.
Сержант заперся в машине и накрыл одеялами разведснаряжение - камеры, бинокли и.т.п. Затем он продиктовал на магнитофон : «В 15.45 застрелен майор Николсон». В последующие несколько часов Шац так и сидел, запершись в машине и время от времени вступая в переговоры с различными советскими чинами - от неизвестного майора до генерал-полковника Кривошеева, начштаба ГСВГ. Все это время он отказывался подписывать какие-либо акты, не признавал, что они находились в запретной зоне и что слышали предупреждения часового.
Примерно в 21.00 на место прибыл шеф USMLM полковник Роланд Лажуа с своми подчинёнными.