Престижные убытки футбольной холеры

Jul 14, 2010 13:59


Надеюсь эта статья поможет осознать, что не всякий престиж прибылен. Олимпиада в Сочи принесет колоссальные дивиденды за счет развития курортной зоны на качественно новом, соответствующем мировым требованиям уровне и увеличения на порядок притока отдыхающих. То, что до сих пор остается совковым курортом исчезнет навсегда. Евро-2012 принесет Украине убытки, потому что никогда стадион во Львове  (к примеру) не окупит своё содержание. Рассмотрим на конкретном примере.

ВВП ЮАР в 2010 году должен вырасти на 2,7 процента. Из них 0,3 даст именно Кубок мира благодаря росту туризма и многочисленным капитальным расходам. Он принес выручку в размере 3,9 миллиарда долларов (по другим данным 3,5), в то время как вложения составили 3,5 миллиарда долларов (еще 3,5 составили расходы, не учтенные в смете).
Около миллиарда долларов полагается ФИФА, которая вкладывала несопоставимо меньше страны-хозяйки и частных инвесторов. Кроме того, в этих цифрах не учитываются долгосрочные последствия проведения чемпионата мира. А они сулят отнюдь не только прибыль, но и убытки.
Для экономики ЮАР они  скорее отрицательны. Речь в первую очередь идет о пресловутой инфраструктуре, которая создается под чемпионат - и это не только стадионы, но и гостиницы, аэропорты и дороги.Страна   не доросла до такой первоклассной инфраструктуры, а ее бюджет не столь велик, чтобы оплачивать содержание таких объектов из общественного кармана. Проще говоря, гостиницы будут пустовать, как и стадионы. Страна принимает четверть миллиона туристов в год, а создана инфраструктура на более чем 500 тысяч.
Йоханнесбургский 94-тысячный красавец Soccer City, где прошли матч открытия и финал первенства, обошелся устроителям ЧМ в 450 миллионов долларов. Между тем, расположен он в знаменитом нищенском районе Соуэто. Для проведения матчей национального чемпионата по футболу он великоват, и аренда его будет стоить дорого. А содержать ведь придется все равно, независимо от заполнения.
Футбол в ЮАР считается игрой бедных слоев населения, и посещающие его болельщики не слишком платежеспособны. Средняя стоимость билета на матч ЮАР-Колумбия, состоявшийся перед чемпионатом мира, составила около 5 долларов, а вход на игры внутреннего чемпионата будет стоить еще дешевле. Организаторы пытаются выкрутиться из положения, предоставив стадионы регбистам.
 Ряд стадионов  вообще находятся в крохотных городках, вроде Полокване, Рустенбурга и Нелспрейта. Кто там будет заполнять 40-50-тысячные арены - совершенно непонятно.

Игроки сборной Испании после возвращения в Мадрид.  
Зато Испания в плюсе.А вот Испания, которая 11 июля выиграла на Soccer City решающий матч чемпионата мира у сборной Голландии, напротив, готовится к подсчету прибылей. Национальная сборная осчастливила всю страну, и уже несколько дней во всех городах идут бурные массовые гуляния. Обалдевший от счастья испанский народ, не считающий расходов в эти дни, должен существенно улучшить показатели национальной экономики.
По прогнозу банка ING, увеличение ВВП за счет празднований и прочих связанных с победой расходов может составить до 0,5 процентного пункта. Это значительно оздоровит ситуацию в испанской экономике, которая сейчас плоха, как никогда (скажем, безработица в Испании - рекордная в ЕС). По прогнозу правительства, ВВП должен был сократиться в 2010 году на 0,3 процента, что случилось бы уже второй год подряд. Но фактор победы на ЧМ может вывести экономический рост в стране в плюс.
Нечто подобное уже произошло четыре года назад в Италии, сборная которой выиграла предыдущий мундиаль. Тогда ВВП страны вырос на 2 процента, тогда как прогнозировался рост, десятикратно более слабый. Кстати, и сейчас премьер-министр Италии Сильвио Берлускони поспешил разделить с испанским народом победу в Кубке мира, заявив, что этот успех будет на руку "всей Южной Европе".

Лучше всех Китаю.
К примеру, вызвавший столько споров новый мяч Adidas "Джибулани" выпускается именно на фабриках КНР. Оттуда же были привезены в ЮАР вызвавшие всеобщую ярость телевизионных болельщиков всего мира вувузелы, вообще-то считающиеся национальным духовым инструментом южноафриканских народов. Более того, даже официальные талисманы ЧМ - леопарды Закуми - производились в Китае. Как и 50 тысяч пластиковых кресел для стадионов ЮАР, и прочая, и прочая. Если про 19-й чемпионат мира по футболу сказать Made in China, это будет не слишком большим преувеличением.

Дмитрий Мигунов

Экономика, Статистика

Previous post Next post
Up