Заключением историй "Самолет-звено" и "Сталинские беспилотники" станет рассказ о судьбе оставшихся после расстрела Владимир Бекаури и разгона возглавляемого им Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения.
Имущество Остехбюро разделили между НИИ №20 и №21, другими структурами военно-промышленного комплекса СССР. Историю эту вспоминал Эндель Пусэп (фото 1942 г.), талантливейший летчик. Его биография безумно интересна, но сейчас о другом.
Предполагалось, что со всех трех оставшихся ТС ТБ-3 сняли специальное оборудование и использовали в качестве линейных бомбардировщиков. .
Осенью 1941-го полярному летчику и одному из пилотов, бомбивших Берлин 8 августа 1941 года, Герою Советского Союза Энделю Пусэпу довелось осваивать ТБ-3 с системой автоматической посадки. После того как его самолет сбили над Эстонией, «безлошадный» ас поступил в распоряжение инженера Чачикяна и участвовал в испытаниях беспилотников. Пусэп описал единственный случай боевого применения ТС ТБ-3 в своей книге «Тревожное небо».
"Через два месяца от смоленских партизан пришло сообщение о том, что в расположение фашистов упал неизвестный самолет, был слышен сильный взрыв ”
«Пропавшие» телесамолеты обнаружились в составе 432-го авиаполка 81-й дивизии тяжелых бомбардировщиков, где была создана Особая группа, готовившая два телемеханических ТБ-3 к боевому применению. После тренировочных полетов с боевым грузом был получен приказ торпедировать мост через Волгу у Калинина. Однако при подготовке самолета загорелся один из моторов, ему пришлось искать замену. Только через два месяца группа получила новое задание - уничтожить железнодорожный узел станции Вязьма.
Поскольку аэродром базирования был забит самолетами, по словам Пусэпа, автоматический взлет запретили и экипаж в составе командира капитана Тягунина, инженера Чачикяна и бортинженера Мосеева поднял его вручную. После проверки всех систем на подлете к цели все должны были выпрыгнуть с парашютом. Вслед за беспилотником взлетел и ДБ-3 управления под командой капитана Пономаренко, штурмана майора Карагодова, радиооператора Кравца и бортстрелка.
«После двукратной проверки всех систем радиоуправления (во время которых у капитана Тягунина дважды сдали нервы и он выключал автоматическое управление) экипаж самолета-торпеды дал сигнальную ракету: «Принять под радиоуправление». Еще одна проверка выполнения эволюции по радиоуправлению на этот раз уже с командного самолета. Все в порядке. Самолет-торпеда на боевом курсе», - пишет Пусэп.
Экипаж покинул борт, полет продолжился в автоматическом режиме. При появлении немецких истребителей на ТС пошла команда подняться выше, вслед за ним скрылась в облаках и машина управления. Перед заходом на цель оба самолета снизились, немецкие зенитчики открыли огонь. Бортстрелок командной машины, ориентируясь по вспышкам, начал утюжить землю из пулемета. По команде «Цель» самолет-камикадзе должен был спланировать в заданном направлении, однако этого не произошло. Беспилотник улетел.
После разбора полетов выяснили, в чем причины. Подавляя огонь зениток, бортстрелок случайной пулей перебил передающую антенну. В Ставку ВГК доложили о провале операции, и Сталин приказал отложить вылет второго телемеханического самолета до той поры, пока не прояснится судьба улетевшего в неизвестность первого. Через два месяца от партизан из-под Смоленска пришло сообщение о том, что в расположение фашистов упал неизвестный самолет и был слышен сильный взрыв. Однако какой урон понесли гитлеровцы, установить не удалось.
Целью для второго самолета избрали нефтепромыслы румынского Плоешти. Его снарядили спецбомбой, но и в этот раз операция по воле случая сорвалась. У взлетевшего на бомбардировку «Норд Америкен» отказал двигатель, самолет, забитый под завязку бомбами, рухнул и взорвался недалеко от стоянки телеуправляемого ТБ-3.
После этого проект закрыли окончательно.
Опубликовано в выпуске № 49 (762) за 18 декабря 2018 года