В Штатах есть один удивительный минеральный ресурс, который они умудряются одновременно экспортировать и импортировать по причинам, которые стоят того, чтобы о них напомнить. Речь о том самом сжиженном природном газе, неимоверным количеством которого Дональд Трамп, если верить его многочисленным заявлениям, готов залить Европу от Мадрида до Осло включительно. Разговоров и твитов мистера президента по этому поводу чрезвычайно много, но реальность такова, что организовать «Американский поток» в ближайшее время точно не получится.
На экспорт в Штатах на день сегодняшний работает ровно один СПГ-завод в Луизиане, мощность которого, в пересчете на обычный газ, составляет 19 млрд кубометров. Даже если весь этот газ, до последней молекулы, внезапно будет отправлен в Европу, это будет чуть меньше 10% того, что приходит в Европу по трубам "из глубины сибирских руд". И, разу уж речь зашла про сибирские руды, давайте вспомним одну странную зимнюю сказку, которая продолжилась и этим летом.
В декабре и январе этой зимы штат Массачусетс посетили аномальные морозы - от -20 днем и -35 его жители отвыкли давным-давно. И столь же внезапно выяснилось, что солнечные панели и ветровые электростанции согреть в такую погоду не могут никого и ничего, даже самих себя. И внезапно выяснилось, что закрытие «экологически опасных, вызывающих глобальное потепление» угольных ТЭС уже не вызывает улыбку даже у самых истовых экологов - оказывается, улыбаться, когда от холода зубы лязгают, получается так себе.
«Зеленый угар», субсидирование ВИЭ из федерального бюджета и из бюджета штата привели к тому, что угольные ТЭС стали экономически не выгодны - электроэнергия, генерируемая на них, проигрывала по себестоимости электроэнергии, производимой на газе. А вот с газом происходили удивительные вещи - почти три недели цена за 1’000 кубометров продержалась на фантастической отметке 3’400 долларов и пошла вниз только после того, как прекратились морозы.
Оказывается, смеяться по поводу «отсталой России, опутанной тысячами километров нефте- и газопроводов» можно, но только тогда, когда с погодой за окном у смеющегося все в полном порядке. Нет на территории Штатов системы МГП (магистральных газопроводов), не озаботились своевременно. Прокладка МГП - дело, конечно, хлопотное, дорогое и не сильно быстрое. Землю под трассы выкупать или отчуждать как-то надо, проект проектировать, трубы лить да монтировать, компрессорные станции правильно рассчитать да расставить, да и подземные хранилища нужны для бесперебойного снабжения. Стоит ли Штатам всем этим заниматься? Решать, конечно, им самим - надо климат собственный изучить, прикинуть, не станут ли подобные сюрпризы обыденностью, потом придется думать, от каких месторождений трассы вести.
Но всякий уважающий себя либерал уже должен иронично улыбаться - вот о чем речь идет, что за отсталость такая?! Есть же СПГ, про который всё всем известно - его поставки являются самыми гибкими и самыми оперативными, а уж такая передовая страна, как Америка, с этой проблемой справится на раз-два. Теоретически все так и есть, а практически - 3’400 долларов за тысячу кубов. Что такое, как же так? По какой такой причине два груза СПГ в Бостон прибыли на газовозах, волокущих его из окрестностей Северного полюса, из порта поселка Сабетта, что на Ямале?
Нет, полного позора не случилось, Россия напрямую в Штаты газ не повезла - эти партии СПГ прошли через целую цепочку посредников, так что в порту Бостона газ был то ли французским, то ли британским. Важно не это - важно то, что газ этот точно не был луизианским. Откройте глобус Америки, найдите на нем Луизиану и Массачусетс, прикиньте, сколько лаптей по карте до Ямала. В окрестностях Бостона стыли стены, росли цены, а от пристани завода Sabine Pass танкеры-газовозы продолжали уходить в сторону Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Бостоне - 3’400 долларов за 1’000 кубов, в Азии зимой цена болталась в районе 450 долларов, но грузы шли и шли туда, где денег давали в 7-8 раз меньше. Где гибкость с оперативностью, спрашивается?
Газовые компании, торгующие СПГ, произведенным в США, боялись нарушить график поставок по долгосрочным и среднесрочным контрактам? Тогда прекращаем разговоры про гибкость, начинаем говорить про тупость. Нужен газ в Азию и срочно? Купи за две цены в Австралии или в Катаре, сохрани график, а свой газ доставь в Бостон, получи семь цен. Не повезли, и никаких объяснений этому случаю толком не было. Ну, записываем в некий «феномен», который, конечно же, никогда больше не повторится.
Декабрь и июль - братья-месяцы
Июль, дневные температуры в Калифорнии зашкаливают за +40, американцы передвигаются по улицам, волоча за собой на удлинителях кондиционеры. Калифорния - штат, безусловно, солнечный, но никакие солнечные панели с бешеным ростом спроса на электроэнергию не справляются - кондиционеры работают 24 часа в сутки даже в нежилых помещениях, иначе утром в них можно войти только для того, чтобы схватить тепловой удар.
Магистральных трубопроводов нет и в этом штате, не сложилось, цена тысячи кубометров взлетела до 1’300 долларов, в то время как в Европе она в районе 200, в Азии - около 500. Куда идут газовозы из Луизианы?
Открывайте географическую карту США еще раз, смотрите внимательно, поскольку правильный ответ - все тот же, в Латинскую Америку и в Юго-Восточную Азию. Через Панамский канал, за несколько тысяч верст - в Азию за треть калифорнийской цены. А в порт приходит СПГ из … Сабетты, третий груз в течение года, и снова через несколько посредников-перекупщиков.
Напоминает это старинный анекдот про Леонида Ильича Брежнева: «Сам вижу, что Маргарэт Тэтчер, но написано-то - Индира Ганди!». Американцы прекрасно видят, что Луизиана ближе к Калифорнии, но СПГ везут из нашего Заполярья по Северному морскому пути. И для них это не анекдот, у них действительно так написано. Написано - в законе Джонса, принятого в 1920 году.
В России отношения к правительству - как у Рабиновича к жене, с которой он прожил лет двадцать: «Немножко люблю, немножко боюсь и очень сильно хочу другую». Ругаем мы наше правительство, причем вне зависимости от того, придерживаемся мы либеральных или патриотических воззрений. Либералы вот не так давно ругали правительство за то, что перевозить добытое в России сырье по Северному морскому пути теперь могут только корабли, ходящие под российским флагом. Не хорошо, не правильно - сплошной протекционизм, на Западе такого быть не может!».
Может, еще как может.
Закон Джонса, которому вот уже сто лет скоро, разрешает каботажное плавание между американскими портами - даже если они на разных побережьях и маршрут идет через Панамский канал - при соблюдении следующих правил. Флаг - американский, корабль произведен - в США, экипаж - только граждане США или, как минимум, лица с постоянным видом на жительство. Но в США не строят суда-газовозы! Потому из американского порта в американский порт - нельзя, потому, что вот так написано. И США одновременно экспортирует и импортирует СПГ, издеваясь над здравым смыслом. Поэтому предлагаем - ругая правительство России, не заканчивайте фразу словами «А вот в Америке…».
Дороги в Штатах кое-где пока еще получше, чем у нас, но вот со второй бедой они тоже справиться не могут. И, что совсем уж занимательно, в Штатах одна «вторая беда» сражается с другой «второй бедой». Единственный политик, который призывает либо вовсе отменить закон Джонса или хотя бы сделать в нем исключение для СПГ, произведенного на территории США - это сенатор Маккейн.
Очередную попытку такой законодательной инициативы он предпринял в июне этого года, но соответствующий комитет ее сразу же отклонил, аргументировав тем, что Маккейн пытается … лоббировать интересы китайских судостроительных компаний. Пусть Массачусетс мерзнет, Калифорния потеет, пусть на американских потребителях зарабатывают не американские компании, а всевозможные перекупщики - «Но ведь написано!».
Полностью - и не только о газе:
http://naspravdi.info/novosti/nedra-ameriki