Как утверждают авторитетные источники, именно в этот день, 26 мая 1768 года, императрица Екатерина обмолвилась своему личному секретарю Бецкому о надобности сооружения достойного памятника Петру I. (Иван Иванович, как следует из усечённой фамилии, был внебрачным сыном фельдмаршала Трубецкого; помимо всего прочего, мы обязаны ему открытием Смольного института).
Сказано - сделано; действительный тайный советник (то есть, генерал-аншеф, или, если угодно - адмирал) без промедления взялся за дело. (Правда, открытие Медного всадника состоится только через четырнадцать лет. …И вообще, как известно, на самом деле он бронзовый - но в XVIII-XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению в отношении бронзы).
Пока Фальконе (протеже самого Дидро!) занимался моделью (а занимался он долго и плохо*), Бецкой был озабочен поиском постамента - пришлось даже дать объявление в «Санкт-Петербургские ведомости»! …На рекламу откликнется некий поставщик строительного камня… причина оказалась вполне прозаична: крестьянин присмотрел заветную глыбу давно - но никак не мог измыслить способа самостоятельно её расколоть!..
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени - Петровский пруд (с 2011 года - ООПТ). Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам - махину в тысячу шестьсот тонн, дождавшись морозов, потащат к Финскому заливу. Дотошный Бецкой лично разрабатывал деревянный настил; камень перемещали по желобам, подложив под него изготовленные из специального сплава шары… в общем, это была целая операция, потребовавшая тысячу человек и уйму разнообразных приспособлений!..
…Начали в ноябре - а к марту процессия доберётся до воды, где её, у специально сконструированной пристани, ждало специально же построенное судно.
«Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября (7 октября) 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина, желавшая посмотреть на перемещение камня, не запретила его дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.
P.S. …Итак, на уникальную доставку уйдёт десять месяцев - о том, сколько раз сметливые мастера спасали свой бесценный груз в пути можно написать тома!.. Императрица повелит выбить в честь окончания беспрецедентной инженерной операции специальную медаль со словами: «Дерзновению подобно!» (выше). Впрочем - это совсем другая история.
* - Гениальный Фальконе не был специалистом в отливке оригинала, зато был крайне самолюбив, слал кляузы на Бецкого, который пытался контролировать ход работ весьма дорого гения. Закончилось тем, что не закончив работу, в 1778 году Фальконе покинул Россию и ... увёз с собой все чертежи и технические расчёты. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. На его открытие Фальконе не был приглашён.
http://naspravdi.info/novosti/o-ekaterine-ii-ivane-beckom-i-grom-kamne