Латиноамериканский майдан - американские "печеньки" в Венесуэле

Sep 15, 2017 07:00

В ответ на санкции США Венесуэла пытается уйти от расчетов в долларах. Мадуро ведет переговоры с оппозицией, пытаясь убедить проамериканское лобби в губительности их попыток захватить власть. Одновременно, пытаясь обойти наложенные Трампом санкции, Венесуэла переходит с долларов на евро при продаже нефти, пишет The Wall Street Journal.

Государственная компания PdVSA попросила своих партнеров открыть счета для работы на экспорт сырья в европейской валюте, рассказал собеседник издания. Трейдеры, экспортирующие сырье из Венесуэлы, уже начали конвертировать свои счета в евро.

Что представляет из себя Венесуэла и как она дошла до жизни такой - вот в чем вопрос!

"Чавизм хорошо усвоил ленинский тезис о том, что "любая революция чего-либо стоит, если умеет защищаться". Руководство Венесуэлы дает нам очень ценные уроки, когда при помощи своих смелых, хорошо продуманных и блестяще исполненных акций наносит поражение империализму и пятой колонне внутри страны", пишет мексиканская La Jornada.

Новости о Венесуэле не сходят с первых полос. Почти миллион квадратных километров благодатнейших и богатейших земель. Романтическая страна, овеянные славой места героической борьбы Симона Боливара за свободу и независимость - Боливарианская Республика Венесуэла. Первая территория, поднявшая в 1810 году, восстание против испанского владычества и победившая.

Двести лет независимости и почти 100 лет, как в стране были открыты огромные запасы нефти. Что и предопределило будущее страны.

К 30-м годам ХХ века иностранные компании получили концессии на добычу нефти. Сельское хозяйство деградировало - люди уходили работать на нефтепромыслы. Сменявшие друг друга правительства фактически стали нефтяными наркоманами, полностью зависящими от транснациональных корпораций и международных банковских синдикатов. США чувствовали себя в Венесуэле, как на своем заднем дворе, охотно делясь сверхдоходами от нефти с насквозь коррумпированными правительствами.

Революции и хунты сменялись периодами демократического (по латиноамериканским меркам) правления, за ними снова диктатуры и военные перевороты. Последний, и неудачный, произошел в 1992 году. Руководил им Уго Чавес. И хотя путч провалился, 37-летний подполковник сел в тюрьму со словами "Я проиграл лишь пока что".

Уго Чавес стал для венесуэльцев символом перемен. Человеком, который обещал избавить страну от засилья иностранного капитала и зависимости от МВФ. Выйдя из тюрьмы и победив на выборах в 1998 году, Уго Чавес начал программу "болиарианских реформ", пытаясь на деле избавить Венесуэлу от американской зависимости.

Опираясь на доходы от нефти и огромный мандат доверия населения, Чавес начал кардинальную перестройку системы, с увеличением роли государства и снижением зависимости от американского присутствия. Ошибаясь и ища "свой путь", Чавес пытался построить в стране социализм с государственно регулируемой рыночной экономикой. А в идеале - реализовать "Боливарианскую революцию" - объединить страны Латинской Америки в одно государство на основе народно-демократических и антикапиталистических ценностей (демократического социализма).

Это и предопределяет до сих пор огромную политическую напряженность в Венесуэле. Смерть лидера, совпавшая с падением мировых цен на нефть, создала идеальные предпосылки, чтобы сыграть "поворот все вдруг".

Преемник Уго Чавеса, Николас Мадуро, объявлен его противниками диктатором, попирающим принципы свободы и демократии. Поддерживаемые и направляемые Вашингтоном старые элиты, с традиционно в Латинской Америки высоким уровнем коррупции, влились в ряды нынешней оппозиции.

Пушечным мясом оппозиции являются беднейшие слои населения, больше всего страдающие от развала системы государственного управления.

image Click to view



Внешне линия разлома проходит между национальной ассамблеей (парламентом) страны и президентом Мадуро, которого поддерживают военные и судебные власти. Ситуация резко обострилась в апреле этого года, когда Верховный суд отменил полномочия парламента и взял их на себя. В организованных оппозицией протестах с апреля погибло около 100 человек.



Наиболее решительные организовали даже захват полицейского участка и угон вертолета, обстрелявшего 27 июня здание Верховного суда:

image Click to view



В ответ 5 июля сторонники президента атакуют здание парламента:



image Click to view



В соответствии с Конституцией президент объявил о созыве Конституционной ассамблеи - парламент и генпрокурор назвали это государственным переворотом. Помимо всего прочего, целью созыва КА является "закрепление в конституции "социалистических задач", стоящих перед государством, ради сохранения наследия Уго Чавеса".

Проект новой конституции Венесуэлы, который будет разработан Конституционной ассамблеей (КА), должен быть вынесен для одобрения на всенародный референдум.

Невзирая на яростные протесты оппозиции, КА уже перенесла с декабря на октябрь выборы губернаторов штатов, а Национальный избирательный совет запретил оппозиционному Блоку демократического единства" (БДЕ) выставлять своих кандидатов на региональных выборах в семи из 23-х штатов.



К настоящему времени оппозиционеры уже выработали свою стратегию - любыми путями поддерживать высокий градус протеста, не переставая проводить агитацию в армии, пытаясь перетянуть хотя бы часть старших офицеров на свою сторону. Армия - традиционная опора всех революций и переворотов в Латинской Америке. И, фактически, только она сегодня отделяет страну от скатывания к состоянию 100-летней давности, когда Венесуэлой по сути правили американские нефтяные корпорации.

Надо отдать должное, у оппозиции есть все шансы на успех. Соединенные Штаты инициировали экономическую и политическую изоляцию страны, привлекая к этому не только традиционных союзников в лице ЕС, Японии и Канады, Мексики, но и государства Южной Америки. Сделана ставка на экономическое удушение Венесуэлы - в расчете на то, что за неимением холода удастся одним лишь голодом переломить наследников и последователей гордого Симона Боливара, привести их к смирению и покорности.

Следует отметить, что протесты реально не пользуются большой поддержкой населения - количество погибших за 4 месяца меньше, чем за месяц майдана в Киеве. При том, что в Венесуэле полиция и армия стреляют легко и вооружены все.
Михаил Онуфриенко

Венесуэла

Previous post Next post
Up