Первый в мире судебный процесс над гитлеровцами и их пособниками.

Apr 01, 2010 01:45

Написать эту статью меня подвиг вопрос в школьном учебнике - "Чем отличалась немецкая оккупация в Харькове?"
Простите, от чего? От оккупации Киева? Могилева? Одессы? Боюсь, только тем, что город несколько раз переходил из рук в руки. Так что здесь к обычно уничтожаемым добавились тысячи тех, кого "уличили в восторженной встрече советских войск". В городе с населением более миллиона человек к моменту освобождения в августе 1943 оставалось не более 190 тысяч (успели эвакуироваться или бежали не более 300 тысяч.)
Моему отцу было тогда 9 лет. Он рассказывает:"По проспекту Сталина (Московскому) шли эсэсовцы. Шли и бросали гранаты в открытые окна подвалов. Просто так."
13 марта 1943 года 300 раненых  солдат были сожжены живьем на территории областной больницы. Через несколько дней расстреляны оставшиеся 400 с лишним. В сумасшедшем доме на Сабуровой даче - 900 больных. Когда очередную партию заталкивали в душегубку из толпы больных раздался крик: "Сумасшедшие, что вы делаете?!"
        ... Перед зачтением приговора один из обвиняемых сказал, что вину нужно искать не в нем одном,  не он один творил зверства, такая- вся германская армия. Причину нужно искать  в правительстве Германии , он лишь исполнял приказы. Его выслушали и согласились, что  не он один виноват, на тот момент это было обычным делом - устрашение местного населения. Согласились и повесили.  Конечно, это были только исполнители.  Три немца-эсэсовца и русский - шофер душегубки. (15-18 декабря 1943 года.)

image Click to view

Алексей Толстой писал: " Немцы начали своё хозяйничанье тем, что в декабре 1941 года убили, свалив в ямы, поголовно всё еврейское население, около 23 - 24 тыс. человек, начиная от грудных младенцев. Я был при раскопках этих ужасающих ям и удостоверяю подлинность убийства, причём оно было произведено с чрезвычайной изощрённостью, чтобы доставить жертвам как можно больше муки."
После Сталинграда разрушения в Харькове (и Днепропетровске) были самыми большими.
Об украинской вспомогательной полиции, которой командовал сначала член ОУН(м) Б.Косик, а с весны 42-го полковник Петлюровской армии Минжулинский писать не хочу. Разве что подчинялись они штабу полиции в гестапо на улице Сумской, 100 и периодически ходили по улицам с оркестром и пели "Ще не вмерла Украина". Теперь это украинский гимн.

Харьков

Previous post Next post
Up