Пишет
Александр Носович:
В Латвии закрывают ещё одну программу по возвращению эмигрировавших соотечественников. Предыдущие проекты реэмиграции в Прибалтике также окончились неудачей. Прибалтийские власти занимаются неубедительной имитацией попыток вернуть эмигрантов на родину - на самом деле им это невыгодно и не нужно.
В 2013 году правительство Латвии одобрило Программу реэмиграции на 2013-2016 годы. На возвращение соотечественников команда «истории успеха» премьер-министра Валдиса Домбровскиса постановила выделить 2,4 миллиона латов (около 3 миллионов евро).
Эти деньги планировалось потратить на информирование живущих за рубежом граждан о вакансиях в Латвии, программу по привлечению на латвийские предприятия квалифицированного персонала, расширение сотрудничества с диаспорами и помощь в изучении латышского языка супругам и детям эмигрантов. Учитывая масштабы национальной эмиграции, такой «грандиозный» план правительства по восстановлению былой численности населения не мог вызвать в латвийском обществе ничего, кроме гомерического хохота.
К 2013 году из 2,6 миллиона жителей, населявших Латвию на момент восстановления независимости, из страны уехали по разным подсчётам от 350 тыс. до полумиллиона человек (это не считая формально уехавших на временную работу/учебу). При таких катастрофических цифрах депопуляции вкладывать 3 миллиона евро в организацию курсов латышского языка и называть это программой реэмиграции - это откровенная профанация и попытка вычерпать море ложкой.
Однако теперь выясняется, что и такие деньги на проекты возвращения соотечественников для латвийского правительства - это слишком много.
Государственная канцелярия Латвии объявила о сворачивании программы возвращения в республику молодых специалистов.
Программа «Работа в госуправлении» была направлена на молодых латвийцев, которые готовы вернуться в страну из-за рубежа, чтобы работать в госструктурах. За прошлый год заявки на участие в программе подали 140 человек, из которых шесть человек получили работу с зарплатой тысяча евро в месяц.
Опять же, масштаб решения получается откровенно смехотворен, если учесть масштаб проблемы. Самая страшная беда Прибалтийских республик - это не просто эмиграция, а эмиграция молодёжи. Молодые граждане Литвы, Латвии и Эстонии в абсолютном большинстве своём в принципе не хотят жить в своих странах. О намерении эмигрировать из страны социологам заявляют 56% старшеклассников литовских школ, по Латвии и Эстонии цифры аналогичные. И не только хотят уехать, но и действительно уезжают: по статистике 2014 года Центрального статистического управления Латвии, каждый шестой молодой латвиец уже уехал за границу в поисках работы.
Именно по причине молодёжной эмиграции балтийские нации, без всякого преувеличения, умирают.
Страны Прибалтики лишаются новых поколений; литовский, латышский и эстонский народы перестают воспроизводить себя.
Более того, из-за массового бегства молодёжи смерть балтийских народов будет не безболезненной, а мучительной. С отъездом молодых квалифицированных специалистов Прибалтика постепенно лишается представителей жизненно необходимых профессий, включая врачей. С исходом трудоспособного населения из Прибалтики уходят налоги, из которых должны формироваться пенсионные фонды. Через 10-15 лет оставшимся в Литве, Латвии и Эстонии жителям предпенсионного и пенсионного возраста некому будет выплачивать пенсии, некому будет лечить их, ухаживать за ними в старости.
Какие же методы исправления этой катастрофической ситуации предлагает власть? Три миллиона евро на всё про всё? Зарплата в тысячу евро для шести вернувшихся специалистов? Это получается 72 тысячи евро в год на возвращение квалифицированной работающей молодёжи. И для латвийского правительства даже это слишком много? Получается, так, потому что, по словам начальника Отдела человеческих ресурсов Госканцелярии Байбы Медвецки, проект возвращения молодых соотечественников оказался слишком дорогим, и по этой причине он закрывается и исключается из списка приоритетов государственного бюджета Латвии.
Столь же глухо обстоят дела с реэмиграцией в Эстонии. Бюджет Фонда интеграции и миграции «Наши люди» (MISA) на репатриацию и реэмиграцию соотечественников в год составляет порядка 80 тысяч евро. Деньги на реэмиграцию MISA расходует преимущественно на поддержку мероприятий зарубежных культурных организаций эстонцев и курсы эстонского языка для детей эстонских эмигрантов. Именно это эстонским государством понимается как программа реэмиграции.
Для сравнения, в Польше, где проблема оттока за рубеж населения тоже стоит довольно остро, под политикой реэмиграции понимаются такие меры, как правительственная программа «Квартира плюс», по которой молодые и не только поляки смогут снимать государственное жильё за 10-20 злотых (2,3-4,5 евро) за квадратный метр ежемесячно, а затем выкупить квартиры у государства в личную собственность. Так кто проводит политику реэмиграции и действительно хочет вернуть своих людей домой - Польша или Эстония с Латвией?
Впрочем, самая удивительная ситуация с реэмиграцией в Литве.
Полноценной государственной политики возвращения уехавшего населения у Литовской Республики нет вообще - для литовских властей эта тема не просто является последней в списке приоритетов, как для латвийских с эстонскими, - эта тема их в принципе не интересует.
Глава Литвы Даля Грибаускайте
Президент Литвы Даля Грибаускайте в рамках кампании по своему переизбранию в 2014 году отправилась в Лондон, где призвала иммигрантов из Литвы вернуться с чужбины под её заботливое материнское крыло. Мол, нечего вам делать в этой сырой промозглой Англии - родная Литва зовёт вас! Литовские гастарбайтеры молча прослушали агитацию Дали Поликарповны, пожали плечами и остались дальше жить в чужом Лондоне. Вот и вся «программа реэмиграции» по-литовски.
Литовские власти демонстративно не хотят решать проблему эвакуации населения. «Отец нации» Витаутас Ландсбергис в интервью российскому оппозиционному телеканалу «Дождь» на вопрос, не обидно ли ему, что в созданной лично им Литве не хочет жить большинство молодых литовцев, недоуменно разводит руками: обидно, а что делать? Мы ведь живём в свободной стране и не можем отлавливать молодёжь на границе. Что же поделаешь, если в Западной Европе зарплаты намного больше, чем в Литве? В этом ответе dedule поражает искреннее, глубокое чувство непричастности к происходящему: можно подумать, литовские зарплаты - это не следствие построенной Ландсбергисом четверть века назад Литвы, не результат правления «ландсбергистов», их экономической политики.
Власти Прибалтики откровенно не хотят возвращения эмигрантов домой - это избыточное население им не нужно, оно даже опасно для прибалтийских политических режимов.
Многочисленное население - это необходимость большого количества рабочих мест. Много в Прибалтике рабочих мест? Много там осталось экономики, чтобы создавать новым поколениям литовцев, латышей и эстонцев рабочие места? Прибалтийские гастарбайтеры как раз бежали в Великобританию, Ирландию и Норвегию из-за отсутствия в своих странах работы - появилась с тех пор работа в Литве, Латвии и Эстонии? Пусть даже не высокооплачиваемая, но всё же работа, способная прокормить всех уехавших? Нет. И не появится. Поэтому если «англотаджики» вернутся, то безработным в Прибалтийских республиках будет каждый второй - в этих странах начнутся голодные бунты, переходящие в революции.
Так что у правительств Эстонии, Латвии и Литвы закономерно «нет денег» на программы по реэмиграции соотечественников. На СПГ-терминал в Клайпеде есть, на мероприятия для постсоветских республик в рамках программы «Восточного партнёрства» есть, на строительство всяких «Замков света» есть, на закупку канадского и британского металлолома под видом военной техники НАТО есть, на увеличение военного бюджета до 2% ВВП есть…
На всё что угодно есть, но только не на преодоление демографической катастрофы, которая грозит исчезновением трёх балтийских народов.
В Прибалтике у власти временщики, которые живут по принципу «после нас хоть потоп». Не в их правления скажутся реальные последствия демографической катастрофы - не им об этом и заботиться. Есть более актуальные вещи: вылизывание заокеанского хозяина, обслуживание американских интересов в Европе, борьба за хлебные посты в новом составе Еврокомиссии. Если молодёжь в это же время повально «валит» из их стран… ну что же - лишними ртами меньше.
20916-emigranty/