Россия будет обеспечивать техническое оснащение единственной подводной лодки ВМФ Украины, заявил первый заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев в эфире радио Эхо Москвы. "Мы активизируем нашу работу, у нас есть обращение украинской стороны в обеспечении подводной лодки, которую они отремонтировали и которая будет ходить", - пообещал он. Зачем Украине подлодка неизвестно никому, но денге на неё вбухали немерянно, только в прошлом году 2,4 миллиона баксов.
Подводная лодка "Запорожье" ВМС Украины (фото А.Бричевский, 28 мая 2007 г.)
«Запорожье» (до 21 октября 1997 года имела название Б-435) была построена и спущена на воду 29 мая 1970 года в Ленинграде. Раньше субмарина входила в состав Северного флота, с 1990 г. - в состав Черноморского флота. В состав ВМС Украины передана в 1997 году. С этого же года лодка находилась в доковом ремонте завода «Металлист» в Балаклаве. В начале февраля 2003 года была перебазирована из Балаклавской в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов в Судоремонтном заводе №13 Черноморского флота РФ. Со времени включения в состав украинских ВМС субмарина не совершила ни одного выхода в море. Соответственно подводников на Украине просто нет.
Б-435 прослужила на Северном флоте двадцать лет! За это время лодка осуществила 14 боевых служб, прошла более 13 000 морских миль, в том числе и в Атлантике, заходила на Кубу и завоевала приз главкома ВМФ СССР по торпедной стрельбе! В 1990 году в связи с перевооружением Северного флота лодку перебазировали на Черное море, где ей несколько раз присваивалось звание лучшего в соединении. Последний раз в море Б-435 вышла в январе 1995 года...
океанская подлодка большого водоизмещения проекта 641, по классификации НАТО - Foxtrot. Создавалась она на основе одного из самых удачных послевоенных проектов - 611-го. Естественно, на стадии проектирования было внесено большое количество (более 170) изменений, призванных увеличить тактико-технические и боевые характеристики нового корабля. В частности, за счет увеличения мощности дизелей возросла до 10 узлов скорость хода под РДП (работа дизеля под водой), а применение новой корпусной стали АК-25 позволило увеличить до 280 метров предельную глубину погружения.
Головная ПЛ - Б-94 - была заложена 3 октября 1957 года, 28 декабря спущена на воду и уже 25 декабря следующего, 1958 года вступила в строй. Модернизация продолжалась и в процессе испытаний, и во время боевой службы лодок. Так, двухтактные дизели 37Д заменили более мощными, и в то же время более легкими (на 8 000 кг) 2Д42 с дистанционным пультом управления ДАУ-2Д42, батареи 46СУ - более емкими 48СМ. При этом основные обводы корпуса и конструкция остались практически аналогичными предшественнику - проекту 611.
ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1952/2484 т.
Размеры: длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,09 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/16 узлов.
Глубина погружения (рабочая/предельная): 250/280 м.
Дальность плавания: над водой 30000 миль при 8 узлах, под водой 400 миль при 2 узлах.
Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 + 1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического хода.
Вооружение: 6 носовых + 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды.
Экипаж: 77 человек (12 офицеров, 13 мичманов, 52 старшин и матросов).
автономность - 60 суток.
Всего предполагалось построить 160 ПЛ этого проекта, но с появлением атомоходов решено было остановится на 75 единицах. Поставлялись 641-е и на экспорт: 8 в Индию, 6 в Ливию, 3 на Кубу и 2 единицы купила Польша. Кстати, во время Индо-Пакистанского конфликта именно 641-й стал единственной ПЛ в мире, в подводном бою потопившим противника.