Хаим Кравитз: "Мне довелось услышать рассказ про вечного часового, когда я был еще школьником, от соседа. Пожилой человек, уже на пенсии, участник Первой мировой войны и гражданской. Этот человек по фамилии Шуман был Георгиевским кавалером, награжден именным оружием. Отличился под Перемышлем и Ковелем".
Польша, 1924 год…
- Вы в этом уверены? - щеголеватый польский полковник с недоверием смотрел на полковника царской армии, уже бывшего. Русских он не любил, а красных вообще ненавидел, в боях за Варшаву погибли два его брата. Но этот стоящий против него пожилой человек, с неухоженным лицом, в потёртой шинели, очевидно, воевал за белых. Потому и стал эмигрантом.
- Абсолютно уверен. Я сам закладывал взрывчатку...
Они долго раскапывали заваленный вход, потом медленно спустились в подземелье. Вскоре наткнулись на каменный свод подземного тоннеля. С трудом пробив широкую дыру, солдаты остановились, не решаясь идти дальше, и в темноту склада первым спустился с факелом унтер-офицер. Вокруг было жутковато-тихо. И вдруг… Прежде чем унтер- офицер успел сделать несколько шагов, откуда-то из тёмной глубины тоннеля гулко раздался решительный голос: «Стой, кто идёт?».
Что на самом деле известно сто лет спустя...