Как Россия пить начинала

Nov 13, 2013 20:16

По просторам интернета бродит статья об антиалкогольных бунтах в России перед самой отменой крепостного права. Авторы, разумеется, не ссылаются на документы и подменяют факты фразами "власти приняли три указа по борьбе с трезвостью". Тема благодатная, вроде бы должна доказывать, что "народ русский искони зелью бесовскому сопротивлялся". Беда в том, что статья не только кишит противоречиями, но и наполнена прямыми фальсификациями. Например, обличая самодержавие, авторы благосклонно "гладят по головке" православную церковь, которая по мере сил помогала "передовому крестьянству" бороться с продавцами спиртного, кабатчиками и т.д.

Никто не спорит, 150 лет спустя проще простого всех осужденных за погромы в кабаках объявить борцами с кабатчиками. Кто хочет, может верить. Но вот с противостоянием церкви и императора как-то нехорошо выходит. Мало того, что именно церковь исстари была крупнейшим производителем зелена вина, так еще и Иисус Христос первым же своим чудом явил не что-нибудь, а именно превращение воды в вино. К этому стоит добавить, что глава империи - император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. Подробно о том, как и почему император рассматривается как глава церкви написал inok_arkadiy. На же интересует иное.

Авторы приводят в качестве доказательства график потребления спиртного в России. казалось бы, картина ясная. Вот только она не соответствует ничему, начиная со здравого скепсиса и заканчивая официальными данными ВОЗ, организации, ни разу в любви к России не замеченной.

Ну а если лгут так глупо и явно в этой части, то и ко всему тексту доверие стремится к нолю.

Куда интереснее разобраться в истоках, постараться понять, откуда же такое  отношение к алкоголю? Ведь вся история развития человечества связана с употреблением и злоупотреблением алкогольными напитками.  Сама история государств говорит о том, что культура употребления спиртных напитков и те социальные условия которые существуют, медленно и верно привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день.

Алкоголь-слово арабское. Означает оно - изысканнейший и вкуснейший. Начало целенаправленного получения сброженных напитков  относят ко времени формирования сельского хозяйства; т.е. приблизительно 6-10 тыс. лет до нашей эры. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде нашего пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс.

Однако алкоголь всегда был дурманом  помогал человеку преодолеть безотчётные страхи перед силами природы, перед невзгодами того времени, а так же для осуществления контактов между людьми. Целенаправленноему получению спиртных напитков порядка 6 тыс. лет.   В Спарте специально спаивали рабов для того, чтобы показать к чему это может привести, и воспитывали на этих примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин употреблявших алкоголь. В древнем Китае за 1116 лет до н.э. существовал указ императора, который назывался "извещение о пьянстве". Он гласит: " Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности и употреблению хмельных напитков. Между тем разрушение государств больших и малых следует отнести к той же причине - употреблению этих напитков". Император в этом указе грозит пьяницам строгим наказанием, вплоть до смертной казни.

Так что проблема была известна давно и далеко за пределами Руси.

Почему же алкоголь стал неотъемлемой частью культуры народов и так или иначе обожествлялся. В латинском языке (который имеет очень мало синонимов, где каждое слово имеет строго своё значение) спиритус имеет два значения - дух и спирт. И это показывает, что всегда в истории развития человечества спиртные напитки носили обожествлённый характер. Далеко ходить за примерами не надо. Водка - это ласкательное слово от слова вода. Во многих культурах отождествлялись понятия живой и мертвой воды. Водка относилась к живой воде.

Люди старались принести этим божествам такую жидкость, которая свидетельствовала бы об его искусстве, об его умении, изобретательности и эта жидкость должна быть ценна и она должна быть вкусна.  В странах, где рос виноград стали изготавливать виноградное вино, в тропиках с успехом использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Занимались этим прежде всего жрецы и они были профессиональными посредниками между Богом и людьми. Они же являлись хранителями спиртных напитков. Так возникли культовые напитки. Позднее они были перенесены на другие очень значимые в жизни человека события и стали посвящаться и другим, а не только водяным божествам. Напитки стали употреблять во все торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон - при так называемых тризнах. В культуре любого языческого народа, в том числе у руского народа загробный мир находился не на небе; он находился под землёй. И для того, чтобы попасть туда надо было переплыть реку которая охранялась чудовищем. Надо было сделать так, чтобы это чудовище усыпить, усыпить его бдительность. А что могло использоваться для усыпления бдительности хранителя реки? Конечно же лучше всего подходил алкоголь. Отсюда и правило напиваться на похоронах (помимо снятия стресса).

В России за счет того, что было колосальное количество лесов и они были на огромных пространствах, в первую очередь использовался очень доступный вид напитка - берёзовица. Она изготавливалась из берёзового сока. Но этот напиток имел очень существенный недостаток. Во первых это сезонный напиток, во вторых он быстро прокисал и третье - он требовал гигантских ёмкостей. Более притягательным напитком для человека в то время был продукт сделанный из мёда. Лесных пчёл было в достатке и бортничество всегда существовало на Руси. На Руси зто был широко распространённый промысел. Доводили сок ягод до состояния морса, после этого смешивали с мёдом, заливали в ёмкости и выдерживали от 5 до 25 лет. Это так называемые ставленые мёды. Крепкость этого напитка была от 50 до 60 градусов. Слово мёд - индоевропейское. По гречески - это хмельной напиток. Само название - мёд говорит, что это хмельной напиток. Его и добывали-то именно из-за этого. Питный мёд вытеснил, очень быстро, берёзовицу и удерживался очень долгое время, до принятия христианства на Руси.

В 12 веке (после крещения Руси) произошло изменение культового напитка перешли на греческое вино - мальвазиу, а позже уже в 18-19 веках этим напитком стал кагор. Надо сказать, что именно так считалось можно отождествлять цвет и вкус с кровью Христа. И такое изменение культового напитка не прошло бесследно. Сам выбор веры на Руси - был связан с массой интересных вещей. Например: когда князь Владимир стоял перед выбором веры (иудаизм, мусульманство, христианство) и мусульмане ему сказали, что нельзя есть свинину и пить вино и Вы знаете эту знаменитую фразу князя Владимира - на Руси питие есть. Иудаизм не был принят на Руси по единственной причине - табу у евреев это то, что сквашено, что подвержено брожению. Иудаизм предусматривает например разрешение пить коньяк и араку - иниковую водку, но не разрешено пить даже квасу. А вся история Росийского государства она как бы замешана на квасе.

Надо сказать, что вот такой переход с одного напитка на другой это первая значительная революция в древнерусском обществе. Во первых она потрясла умы народа с идеологической точки зрения, бывший священный культовый напиток становился формально общедоступным и не священным. Причём сосредотачивался он в руках наиболее властной и богатой части населения. И получалось, что пьянство было доступно для тех людей у которых либо набит кошелёк, либо он не зависим от других людей. Получилось так, что на Руси впервые вместо культового напитка предполагавшего, что пьянство есть редкое и исключительное явление связанное с определёнными праздниками - появился напиток который можно употреблять хоть каждый день.   И, надо ещё отметить, что хранителями питного мёда были всегда жрецы и в эти праздники от князя до смерда и даже раба все имели право пить но в строго определённое время. Причём напиток выдавался бесплатно. Теперь появились рыночные отношения. Мёд выступил продуктом товарообмена. Мёд стали продавать за границу, он стал экспортным товаром и вместо натурального хозяйства появились денежные отношения; стали брать дань в деньгах. У населения брали налоги мёдом. Мед вступил в кольцо товарно денежных отношений.

Но Россия и тогда была огромна. И если в Киеве это произошло в XII веке то по всей России потребовалось два столетия для перехода на новый культовый напиток.

На Руси наряду с мёдом и другими напитками очень широкое распространение имели квасы. Квасов на Руси было более 600 сортов. Квас был не только повседневным напитком утоляющим жажду, но главное он служил той общепринятой пищевой жидкостью на базе которой готовилась вся пища. Квас повсеместно и непременно присутствовал в каждом доме в количестве не менее 200-250 литров.

Приготавливался он порциями не менее 500-1000 литров одновременно. Это происходило потому, что тогдашние семьи насчитывали 25-ЗО человек. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу пищи нужно было именно такое количество кваса для приготовления холодной и горячей пищи. При отсутствии пищи в доме хлебным квасом питались, сдабривая его различными травами (мята, чебрец, липовый цвет, смородина, душица и т.д.). Квас помогал и при голоде, и при полуголодном существовании, ведь это был жидкий хлеб, более того он был насыщен всевозможными ферментами и витаминами, биологически активными веществами. Обычная норма потребления кваса достигала 5 литров в сутки на человека. Его употребляли и вместе с едой и в качестве еды. Отсюда запивать за столом солёное, жирное, мучное в русском народе было принято только квасом, до тех пор пока не появилась водка. И надо сказать, что питный мёд, а потом варёные и ставленные меда подавались всегда либо до еды, как аперитив для возбуждения аппетита, либо на десерт. Во время еды ни на пирах, ни при застольях мёд не подавался. Это сыграло очень злую шутку с Русским народом. Ведь мёд пили - алкоголь ради алкоголя, в течение почти 700 лет. Водку, когда она появилась, стали пить голой - без закуски. Её стали пить вместо еды, а не вместе с едой.

Спиртные напитки с высоким содержанием алкоголя, такие как водка, в Европе появляются в XIII веке, а в XVI веке водка появляется уже и на Руси. С середины XVI века с появлением в России водки её производство налаживалось на специальных винокуренных заводах. Царь Иван Васильевич Грозный после взятия Казани в 1552 году основал первый русский кабак. Кабак - слово татарское и происходит оно от названия сосуда сделанного из тыквы.   Первый кабак был открыт Иваном Грозным и в Москве (сейчас там находится 5-ти звёздочный отель "Балтика"- не далеко от Кремля, а в переводе балтика - это топь и грязь). Кабак в самом начале основан был для опричников.

С этого времени появляется совершенно новый вид деятельности государства - открывается винная монополия. Винная монополия - это полностью государственная привилегия на изготовление спиртных напитков, цены, определение объёмов производства и точек продажи. Это полная государственная регалия.

И возвращаясь к началу. Что на самом деле возмущало крепостных крестьян, громивших кабаки? Отнюдь не борьба за трезвость вела их, возмущала откупная система -  когда можно откупить у государства право на производство спиртных напитков. Откупщик, выкупив это право устанавливает сам цены и объёмы продаж.

Именно злоупотребления откупщиков в конце концов привели к замене этого способа получения дохода на акцизную систему -  когда государство в состоянии продать лицензию на производство спиртных напитков, но акцизный налог платится от того количества которое разрешено производить данному человеку.

Произошло это в 1863 году.

Использованы данные открытых источников и История употребления и злоупотребления алкоголя.

Алкоголизм

Previous post Next post
Up