Прибалтийского Бюро
shepelev и Анатолий ИВАНОВ, (Клайпеда-Вильнюс) о трех ключевых пунктах повестки дня состоявшего в Клайпеде заседания Республиканского совета российских соотечественников:
Пункт первый - «О мероприятиях по подготовке и проведению VII Республиканской конференции российских соотечественников, проживающих в Литве».
Второй - «О ситуации и мерах поддержки образования на русском языке».
Третий пункт - «О Центрах правовой поддержки соотечественников в Литве».
Акцент вынужденный, и надо полагать, не в ущерб другим пунктам повестки, о которых речь впереди.
О конференции
Конференция «Актуальные вопросы жизни российских соотечественников в Литве: сохранение образования, культурной идентичности, консолидация общины» запланирована на 13-15 сентября. Представительство традиционно: один делегат от одной официально действующей общественной организации.
РСРСЛ сформировал организационный комитет в следующем составе: Р. И. Муксинов, О. Г. Горшкова, Н. Н. Бессараб, Т. Б. Двилевич, Э. И. Канайте, Й. Ланяускас, Е. Соленков, В. Станчикас, Г. Т. Удовенко.
Предполагается, что на конференции будет утвержден обновленный состав Республиканского совета, сформирована делегация на региональную Прибалтийскую конференцию, которая состоится в конце сентября в Таллине. Мы все заинтересованы в том, чтобы Республиканская конференция прошла конструктивно, определила условия и способы консолидации диаспоры, пути дальнейшей эффективной деятельности организаций соотечественников, укрепления Русского мира в Литве.
Мне импонировало, как уверенно вел заседание председательствовавший Андрей Фомин. Но в этом фрагменте хотелось бы процитировать не его, а Рафаэля Муксинова:
- Литовские власти осуществляют политику, а мы - объект власти. Мы внутри мира соотечественников друг друга агитируем многие годы - этого не надо. С каждым из коллег мы более-менее решили все наболевшие проблемы. А вопросы культуры, образования, консолидации - это наше знамя.
Россия - историческая Родина. Думаю, она тоже в курсе всех наших дел.
Возникает вопрос: кому в таком случае будут адресованы все резолюции и итоги конференции? Необходимо, чтобы адресат стал «изюминкой». Что я подразумеваю?
Адресатом конференции должен стать запад - Европейский союз с его евроструктурами, профессионально занимающимися делами национальных меньшинств и правами человека. Конкретно: Женева, каждые четыре года слушающая отчеты Литвы о соблюдении прав человека. И Варшава, где ежегодно проходят слушания ОБСЕ.
Я предлагаю наши резолюции готовить с учетом этих адресатов: их терминологии, их матриц, их концептуальных схем. Нельзя допустить, чтобы резолюции республиканской конференции соотечественников были адресованы всем и никому конкретно.
В этой связи у меня обращение к дипломатам России: можем ли мы пригласить из Москвы юриста в области международного права? Который специализируется на проблематике прав человека? Участвует в этих структурах, знает язык, парадигму, терминологию - то есть все, что использует ЕС.
Вот тогда наши документы будут иметь иную ценность и другой вес. Приятно работать, если знаешь, что будешь услышан в самых высоких европейских инстанциях.
Об образовании
На вопрос «Удастся ли сохранить образование на русском языке?» председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте твердо ответила: удастся, потому что есть положительные тенденции.
Каковы они? Главная - это союз с поляками, прилагающими много усилий, чтобы сохранить польское и русское образование. Но, как отметили участники дискуссии, у такого союза очень много противников. Любая мелочь, вплоть до сокращения количества слов в сочинении учеников национальных школ, вызывала и будет вызывать бурную реакцию на уровне даже президента.
Вот цитата из выступления Андрея Фомина:
- Русские Литвы подали президенту более 50 тысяч подписей в защиту образования на русском и польском языках - ноль реакции со стороны президентуры. А 18 000 подписей, собранных консерваторами в противовес, мгновенно вызвали реакцию первой леди. Последовало приглашение на ковер министра образования и, естественно, «разбор полетов…
Общее мнение выразила госпожа Канайте:
- Нужна моральная поддержка России. Мы на протяжении двух последних лет видим активную поддержку польской общины со стороны Варшавы. Но, к сожалению, совсем не видим аналогичной поддержки со стороны Москвы.
И вновь слово доктору социальных наук Муксинову:
- Народная мудрость гласит: на поляков надейся, но сам не плошай. Что на самом деле происходит. Поправки к Закону об образовании - это не вопрос педагогики или психологии способностей. Это был ключевой вопрос национальной политики.
В Литве всегда был выбор: хочу, чтобы ребенок знал литовский - отдаю в литовскую школу. Хочу, чтобы ребенок оставался носителем польской или русской культуры - отдаю в соответствующую школу. Что показал 20-летний опыт? Он показал, что как в русских, так и в польских школах дети прекрасно изучают литовский язык, поступают и заканчивают вузы, устраиваются на престижную работу. Их никто никогда ниоткуда не выгонял только потому, что они закончили нелитовскую школу.
К чему ведут поправки к Закону об образовании? К тому, что усилится отток детей из национальных школ в литовские. Но ушедшие в большей своей части все равно никогда не выучат язык лучше литовских детей - это не родной язык. И в конкурентной борьбе на этом поле всегда будут проигрывать.
Эту проблему нужно решать в формате ЕС как проблему национальных меньшинств. А на уровне Литвы заявлять наше твердое нет!
О правовой поддержке
Реальная работа по правовой поддержке соотечественников в Москве, где создан головной Фонд, идет: приходят заявки, которые изучаются и рассматриваются, оказывается содействие организациям и группам соотечественников.
Но просьба руководителя Фонда сегодня такова: желательно создание на местах своих, местных Центров правовой поддержки соотечественников.
Вопрос в Литве поднимается второй раз. В марте прозвучала мысль, что создана инициативная группа из двух юристов, которые разворачивают эту работу. Но в Москве, как выяснилось, никто из Литвы в головной Фонд не обращался. Вот в пересказе цитата:
- Литва - пустая. В Латвии и Эстонии уже есть такие Центры. В Литве «обращенцы» никем не были уполномочены, а сами обращения не носили системного характера.
Вновь позволю себе процитировать председательствующего:
- Центр необходим для того, чтобы соотечественники обращались за юридической помощью. Есть вопросы, касающиеся не только отдельных персон, но целых групп.
Следует убедительно попросить ответственных за этот участок форсировать вопросы регистрации Центра и даже рассмотреть вопрос о создании нескольких аналогичных Центров.
Пусть коллеги не обидятся, но именно при обсуждении этого злободневного вопроса стало понятно, что у членов Координационного совета и самих организаций соотечественников нет выбора. Нет выбора - нет конкуренции за право обладать тем или иным проектом. Нет конкуренции - нет поступательного движения вперед.
В кулуарах мы обменялись мнениями, и пришли к безрадостной аллегории. Ситуация сегодня сильно напоминает доставку почты в железнодорожном почтовом вагоне лет 100 назад. Был в таком вагоне почтовый чиновник, который по соответствующим ячейкам раскладывал только что поступившую корреспонденцию.
У нас нечто подобное. Нужно провести серьезное мероприятие в столице - ищем ячейку с литерой «Г». Нужен яркий доклад - вот ячейка с литерой «М». Необходимо провести встречу, конференцию - для этого служит ячейка под литерой «Ф». Выпустить брошюру - ячейка «С». Мобилизовать школьников - ячейка под литерой «К». Юридическая проблема - для ее решения существует ячейка под литерой «Б».
И мало кого волнует, что иная ячейка так уплотнена, что всунуть еще что-нибудь невозможно. У активистов по 105 обязанностей в разных структурах. Они и рады бы решить все вопросы, но в сутках лишь 24 часа.
Отсюда недопустимое торможение даже при решении очень важных, жизнетрепещущих проблем. Между тем выход очевиден: привлечение молодых и энергичных помощников из числа соотечественников, мотивация, упор на перспективы.
А как иначе?