"Сеять раздор в собственном доме! Украинский национализм и его трансформация в фашизм.

Sep 04, 2009 16:04

Формат статьи не позволяет с научной тщательностью изложить и обосновать каждый шаг на пути возникновения и формирования национализма и его превращения в фашизм. Поэтому остановимся только на ключевых точках этого процесса.
Объективные законы развития социумов вполне логично формировали государство по национальному признаку. Более-менее обособленные группы людей в процессе развития формировали единый язык общения и нормы взаимоотношений между собой и соседями. Безусловно, в годы становления прообразов современных государств взаимоотношения как внутри, так и вовне этих прагосударств определялись с помощью оружия. Наша писанная история тому подтверждение. Основное место в летописях отводилось битвам и завоеваниям. Вполне обычным делом в борьбе за власть были убийства родственников, предательства и обман вчерашнего друга, а то и брата, отца, супруга. Современная этика и мораль неприменима к прошлому. И относится это не только к длине платья и прозрачности блузки, но и к межличностным и межгосударственным отношениям. К 20 веку Европа (а нас интересует именно она в первую очередь) пришла в виде нескольких империй, определяющих жизнь остальных государств. В борьбе между собой они перекраивали границы, создавали и уничтожали страны и народы, руководствуясь собственной выгодой и интересами.
В борьбе с Россией Австро-Венгрии и другим сторонникам ослабления России пришлось поддержать польскую мечту об отторжении от России западных территорий. К сожалению для поляков некоторые были населены православными славянами с языком, традициями и обычаями, практически идентичными европейской части России. Однако мировая война, а затем революция в России и гражданская война дали Европе уникальный шанс. Появилась возможность создания украинского государства. И хотя попытки реализации этой идеи полным успехом не увенчались, начало было положено. В составе СССР появилась квазисамостоятельная Украина, а на Западе началось формирование украинских организаций.
Вполне естественно, что их формирование основывалось на идеях национализма. Во-первых, только национальная идея могла обосновать необходимость существования отдельного от остальной части восточнославянского православного народа, государства.
Во-вторых, идеи национализма набирали в Западной Европе невиданную доселе силу и к власти все чаще стали приходить (не всегда демократическим путем) националисты.
И в-третьих, людям просто хотелось урвать лично для себя побольше власти. После гражданской войны в Европе оказались остатки полудюжины украинских правительств, претендовавших на будущее руководство будущим государством Украина. Наиболее удачливым оказался полковник Коновалец. Правая рука трех украинских правителей, включая Петлюру, он помимо военного опыта и нескольких лет вооруженной борьбы с украинцами, исповедовавшими отличные от него ценности, приобрел немалый опыт выбора сильного покровителя. Мораль, этика и честь были чужды этому человеку (недаром он легко участвовал в устранении своих бывших соратников и друзей ради более выгодного союза. Например, Скоропадский был предан и забыт ради союза с Петлюрой). Для Организации украинских националистов (ОУН) в покровители была выбрана Германия, а в качестве цели - населенные украинцами польские земли.
Тридцатые годы стали годами наивысшего расцвета ОУН. К власти в Европе приходили режимы, далекие от современных представлений о демократии. Рождался нацизм, в основе идеологии которого стояла исключительность одной нации. Италия и Германия возглавили этот процесс. Португалия, Испания, более мелкие европейские страны, даже далекая Япония охотно возводили на трон идею национальной исключительности. Это полностью отвечало интересам ОУН.
Даром небес для организации стали труды выпускника юрфака Петербургского университета, Дмитрия Донцова (русского, создавшего теоретическую основу украинского национализма). Его книга «Национализм» стала Библией ОУН. Бывший член украинской социал-демократической рабочей партии даже среди своих шокировал окружающих русофобией. Рассмотрим подробнее эту фигуру экс-марксиста и его взгляды пристальнее.
В 1913 году (на Втором украинском съезде во Львове) он говорит: «Актуальным является не лозунг самостийности, актуальным, более реальным и скорее исполнимым является лозунг отделения от России, разрыв всякого объединении с ней - политический сепаратизм. Война неминуема и мы бы совершили преступление перед нацией и будущим, когда бы не бросили все свои силы на сторону противников России». Донцов утверждал - демократия обесценена бездарной Центральной Радой, монархия - Скоропадским. Перекраивая под себя идеи Шопенгауэра и Ницше, Донцов призывал: «укреплять волю к жизни, к власти, к экспансии». Теперь его идеалом стал империализм. «Империализм - это не только грабеж, но и одновременно выполнение общественных обязанностей в общественных интересах нациями, призванными и способными на это. Есть высшие и мене значимые народы, те, которые умеют править другими (и собой), и народы, которые этого не умеют… Право сильных рас организовывать людей и народы для укрепления существующей культуры и цивилизации». И реализовать это право Донцов призывал с помощью «творческого насилия инициативного меньшинства». Приняв за основу своей идеологии идеи Донцова, Коновалец заложил бомбу под ОУН и сам украинский национализм. ОУН приняла участие в съезде нацистских партий Европы, стала фактически одним из разведотделов Германской разведки, а впоследствии (после гибели Коновальца) развалилась пополам именно из-за идей Донцова. Бандера совершенно точно следовал доктрине, начав вооруженную борьбу за власть с правой рукой Коновальца - Мельником. (И никакие идеи независимой Украины не смогли по сей день соединить две ветви украинского национализма, не имеющие никаких идеологических разногласий, но не способных объединиться даже ради великой цели).
Донцов в 30-е годы обосновал теоретическое построение ОУН («Крестом и мечом», Торонто, 1967). Политическая доктрина основывалась на классической доктрине фашизма, на практике же «Ближайших родичей украинского национализма следует искать среди партий этого (фашистского) толка у аграрных, экономически отсталых народов Восточной Европы: хорватские усташи, румынская «железная гвардия», словацкие «глинковцы», польские ОНР…» (Украинский политолог Лысяк-Рудницкий).
Другим постулатом Донцова пользовался вовсю как Мельник, так и Бандера. «Сеять ненависть к своим. Ширить междоусобицы и взаимное недоверие! В родной дои вносить раздор! Да, именно это! Ибо без этого - нет никакого объедтнения, никакой соборности. То, что тупоумная бюрократия этого не понимает, - ничего удивительного» ( Из работы «Объединение или разъединение»). Для последующего руководства покоренным обществом следует «Прежде всего установить ряд догм, ряд правил, ряд аксиом во всех сферах общественной жизни, резко очерченных, чсно противостоящих всем другим, бескомпромиссных, установив свою правду, единственную и безошибочную..». После разгрома продолжил свою деятельность в Канаде, публикуясь в бандеровских изданиях и преподавая украинскую литературу в Монреальском университете. Вынужденный подстраиваться под антифашистские настроения в послевоенном мире Бандера писал своим саратникам, что не следует акцентировать внимание на своих идеологических принципах и злить «американцев». Но основа остается незыблемой.
Собственно, это мы видим сейчас на примере независимой Украины. Все процитированные мной основы украинского национализма наглядно внедряются в современной Украине. И тяжелейшее состояние страны, как экономическое, так и политическое как нельзя более наглядно демонстрирует результаты реализации политики интегрального национализма. Стран, имевшая все шансы стать процветающей европейской демократией все больше скатывается к расколу и нищете. И происходит это в мирное время, без эпидемий и стихийных бедствий, без международной изоляции и эмбарго, с длящейся уже 18 лет многомиллиардной помощью и-за границы.
«Наша власть должна быть страшной для наших врагов». «Не надо бояться, если для торжества наших идей придется пожертвовать даже половиной украинцев». Сейчас эти слова Бандеры и Шухевича находят свое реальное воплощение в политике «оранжевых лидеров» и не встречают реального противодействия от «голубой» якобы оппозиции.
Выбор невелик. Почти вековой опыт реализации идей украинского национализма, попыток доказать свою уникальность и превосходство над другими согражданами и соседями неизбежно завершится в ближайшие десять лет. И зависеть это будет от каждого гражданина Украины. Либо в ближайшие годы все мы вместе выбросим из власти апологетов не оправдавшей себя идеи, либо чуть позже, но неизбежно, Украина в современных (подаренных ей ненавистными интернационалистами) границах прекратит своё существование навсегда. Только возврат к общечеловеческим ценностям, к тому, что принято называть европейским путем развития, к здравому смыслу и прагматизму в политике, к интеграции Украины в общеевропейский и общеславянский дом на принципах сотрудничества и кооперации, а не противостояния, способно сохранить Украину в качестве единого государства. Государства, в котором люди всех национальностей равны, где идеи Освенцима и ГУЛАГа не являются определяющими политику страны, где последователи нацизма являются преступниками, а не героями.

(Статья писалась на одном дыхании и я прошу прощения за возможные огрехи. Буду благодарен за уточнения и правку - Mikle 1).

История, Национализм, Украина, Донцов

Previous post Next post
Up