Знаменитые ученые Жан Луи Гей-Люссак (1778-1850) и Александр фон Гумбольдт (1769-1859) в Париже занимались исследованием газов. Для опытов были нужны тонкостенные пробирки, которые доставлялись из Германии. Посылки приходилось оплачивать высокой пошлиной.
Гумбольдт придумал ловкий ход. Пробирки запаивались с открытого конца, а посылка снабжалась биркой с надписью: «Осторожно! Немецкий воздух!» Во французской таможне долго рылись в тарифах, но пошлину за «немецкий воздух» не обнаружили. Посылки стали проходить без пошлин.
В Париже ученые срезали запаянные концы и получали сосуды для опытов.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
А.М.Бутлеров отличался большой физической силой. Он легко подбрасывал тяжелые гири. В юности как-то, придя к товарищу, он не застал его дома. Окинув взором комнату, он заметил кочергу, быстро согнул ее в виде буквы «Б» и ушел.
Такая «визитная карточка» не оставляла сомнения в том, кому она принадлежит.
УЧЕНЫЙ-ИНДИВИДУАЛИСТ
Иоганн Иоахим Бехер, один из основателей флогистической химии, профессор фармакологии университета в Майнце, рекомендовал строить лаборатории со строго изолированными помещениями, чтобы опыты каждого оставались тайной для других. Вот его мотивировка:
- При таком устройстве лабораторий не будут повторяться ни процессы, ни операции, ни реактивы, ни инструменты, люди не будут мешать друг другу, так как не смогут собираться вместе, разговаривать и, что очень распространено среди лаборантов, вместе пьянствовать.
УВЛЕКАЮЩИЙСЯ ЛЕКТОР
Парижанин Гийом Франсуа Руэль, известный под именем Руэля старшего, был замечательным химиком и педагогом. Его школу прошли многие ученые XVIII века: Лавуазье, Пруст, Леблан, Дидро. Последний и составил превосходный рукописный конспект его лекций по химии.
Руэль никогда не навязывал слушателям готовых идей. Он воспитывал в них жажду поиска истины. Читая лекции, он увлекался до такой степени, что нередко нарушал правила приличия, сбрасывал на пол парик, кафтан и кружевное жабо, мешавшие его экспериментальным манипуляциям.
ОГНЕУПОРНЫЕ РУКИ
От продолжительной работы в лаборатории руки немецкого ученого Роберта Бунзена (1811-1899), знаменитого основателя спектрального анализа и открывателя химических элементов цезия и рубидия, настолько огрубели, что в обществе он их старался прятать под стол. Но в лаборатории и аудитории Бунзен гордился этими руками. Перед учениками и слушателями он совал указательный палец в несветящуюся, наиболее горячую часть пламени «горелки Бунзена», держал его там несколько секунд, пока не распространялся запах паленого рога, и спокойно произносил:
- Смотрите, господа, в этом месте температура пламени 2000° (температура, конечно, завышалась Бунзеном, но это нисколько не снижало удивления и восторга его почитателей).
РИТУАЛ КАЗНИ АЛХИМИКОВ
В период, когда алхимики начали преследоваться правительством, в ряде европейских государств, например в Германии, постепенно выработался традиционный церемониал их казни. На алхимика надевали раззолоченное платье, увенчивали таким же колпаком и вешали на позолоченной виселице.
КОТ - СОАВТОР
Элемент йод открыт в 1811 г. Бернардом Куртуа, французским селитроваром, готовившим также цинковые белила. Химические летописи рассказывают следующую любопытную подробность этого важного открытия.
У Куртуа в одной бутылке была приготовлена смесь из смолы морских водорослей varec, настоенная в спирте. В другом сосуде находилась серная кислота с железом. Куртуа что-то ел, на плече его сидел кот. Вдруг кот прыгнул и столкнул находившиеся рядом бутылки. Сосуды разбились, и жидкости на полу смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это и был йод,
который получил название от греческого слова, которое в переводе значит - «фиолетовый», по цвету паров.
С ПОЗИЦИИ СИЛЫ
Известный химик-органик Николай Николаевич Зинин (1812-1880), будучи преподавателем Казанского университета, а потом профессором Медико-хирургической академии в Петербурге, иногда позволял себе побить не очень старательных студентов. В принципе, студенты могли ответить ему, им давалось(!) такое право. Однако они на это не решались: профессор отличался большой силой.
«ВЫ - МОЯ ПАНАМА»
Молодой немецкий химик Август Кекуле (1829-1896), обосновавшись в Гейдельберге, мечтал на первое жалование приобрести себе соломенную панаму. Первый желающий записаться на его лекции студент был повергнут в страшное удивление, когда Кекуле вслед за приветствием воскликнул:
- Вы - моя панама!