Как чех с ляхом Малороссию грабили

Feb 12, 2012 16:25


Давно замечено: кто хочет возвеличить себя - возвеличивает себе подобных предков. Сегодня на Украине, управляемой предателями своего народа, в почёте мазеповщина, предательство национальных интересов. Предателей возводят в герои, память о настоящих Героях - стирают с лица земли Русcкой/

Первая попытка реабилитации гетмана-предателя И. Мазепы была предпринята группой западноукраинцев (находящихся под Польшей), сотрудничающих с фашистским режимом Пилсудского в ноябре 1932 г. (на фото, Газета украинской диаспоры в Нью-Йорке «Українські щоденні вісті», ноябрь 1932 г.)


В 90-х годах ушедшего столетия на Украине, управляемой предателями национальных интересов, прошла волна переименований улиц, предприятий, городов. В новых названиях возрождались имена героев ранее считавшихся, мягко говоря, непопулярными и даже враждебными. Киевский городской совет, например, переименовал две улицы центрального района столицы - улицу Чекистов на улицу Ф. Орлика. улицу Январского восстания, что на Печерске, на улицу Мазепы.

О Мазепе написано много исторической и художественной литературы, а вот имя Орлик встречается редко. Род Орликов происходит из древних чешских баронов. Одна из ветвей этого рода осела в Польше, а в период завоеваний ею восточных стран переселилась в Беларуссию, где и родился Филипп, называемый ноне Пылыпом. Начальное образование Филипп получил в иезуитском колегиуме в Литве,  потом в Киево - Могилянской академии. В 1698 г. Орлик выгодно женился на дочери полтавского полковника П. Герцика, входившего в круг высшей козацкой аристрократии. Вскоре его приметил гетман Левобережной Украины Мазепа и взял к себе на высочайшую должность - генерального писаря.

Орлик настолько вошел в доверие старого гетмана, что тот доверял ему не только государ-ственные, а и личные секреты. Он ведает всей канцелярией Гетманщины, по поручению Мазепы сочиняет универсалы, указы, доносы, письма и директивы гетмана. Кроме того, Орлик выполнял особые поручения гетмана: руководил арестами, допросами, пытками и казнями провинившейся старшины и конфискацией ее имущества, выполнял дипломатические поручения; в 1708 году дал клятву на верность лично Ивану Мазепе, стало быть, его идеологии, и служил у него до самой смерти гетмана в изгнании.

А. С. Пушкин, изучивши архивные материалы, в сноске к поэме «Полтава» называет Орлика наперсником Мазепы (старинное русское слово - любимец, пользующийся особым доверием). После смерти Мазепы в изгнании - пишет А. С. Пушкин - получил от Карла ХII пустой титул малороссийского гетмана. Впоследствии принял магометанскую веру и умер в Бендерах около 1736 года.

Чтобы лучше представить  Орлика, надо знать облик его кумира - Мазепы, а историками он характеризуется до крайности противоречиво.

Известный историк М. С. Грушевский выступавший почти всю жизнь с позиций самостийности Украины, возглавивший Центральную Раду Украины в 1917 году, которая призвала на Украину Австро-Венгерских интервентов, а впоследствии осудивший свои убеждения и поступки, дает не лестную характеристику Мазепе. «Шляхтич по рождению и воспитанию, в эпоху народных войн Украины против польско-шляхетского режима, выраставший в атмосфере интриг королевского двора разлагающейся Польши, довольно случайно очутившийся в казацком войске и едва ли искавший в нем что - либо, кроме личной карьеры, новый гетман был очень сомнительным приобретением для Гетманщины» («Очерк истории украинского народа»).

«… еще больше не любили его в народе - пишет далее М. Грушевский - как протектора старшины, представителя и виновника все возрастающей зависимости крестьянского населения и рядового казачества от помещиков - старшин, все усиливающегося обложения, отягощения прямимы и косвенными налогами, натуральными повинностями и барщиною».

Более жесткую характеристику ему дает исследователь истории Украины Н. Костомаров:

«Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и тем сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности».

Историк из США Н. Ульянов в своей работе «Откуда пошло самостийничество» дает ему следующую характеристику: «Сомнительный малоросс, человек польского склада, задумавший под конец жизни присоединить Украину снова к Речи Пасполитой на условиях Гадячского протокола, крепостник и притеснитель крестьянства, стяжатель, он сам знал, что его ненавидят в народе и в старшине, и потому шагу не делал без своих сердюков, игравших при нем роль янычаров. Это был самый, может быть, непопулярный из всех гетманов. Когда он изменил, за ним никто не пошел, за исключением двухтысячной банды запорожцев да нескольких человек генеральной старшины». (Н. Ульянов, «Откуда пошло самостийничество») Даже сторонники Мазепы приводят факт, подтверждающий бандитизм имевший место во время бегства Мазепы в Турцию после разгрома шведов под Полтавой. «На второй день счастливая встреча немного развлекла беглецов. Они напали в дороге на чумацкий обоз, везший соль из Брацлавщины. Казаки реквизировали соль и лошадей, чтобы не оставить их москалям». (И. Борщак, Р. Мартель, «Иван Мазепа»)

В предисловии к поэме «Полтава» А. С. Пушкин пишет: "История его (Мазепу - В. К.) представляет честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его предания церковью анафеме, не может избегнуть и проклятия человечества." 31 января 1829. А. С. Пушкин.

Поиски описаний в исторической литературе созидательной деятельности Мазепы и Орлика, направленной на подготовку Украины к независимости были безуспешны. Единственное, что удалось найти - утверждение историков о том, что Мазепа уделял большое внимание церкви и Киево-Могилянской академии. В частности, М. С. Грушевский пишет: «Как бы для того, чтобы рассеять предубеждение против своей особи как человека чужого, Мазепа с первых же лет своего правления с небывалой энергией и щедростью созидает целый ряд роскошных и величественных для своего времени построек - конечно церковных главным образом, в духе своей эпохи. Он осыпает наиболее чтимые церкви и монастыри богатыми дарами и пожертвованиями». Церковь и Академия в то время были главными рекламоносителями имени «ясновельможего». Однако, «Все эти щедрые жертвы и вызываемые ими пышные похвалы и панегирики, фимиам церковных и всяких иных витий - пишет далее М. С. Грушевский - не в силах, однако, были примирить низшие слои украинского населения с политикой гетманского правительства, так осязательно дававшей себя чувствовать именно всякой «черни», казацкой и неказацкой». («Очерк истории украинского народа»).

Некоторые историки пытаются представить Мазепу человеком набожным. Набожность определяется по тому, как он выполняет заповеди Божии, прежде всего такие как: «Не убивай». «Не прелюбодействуй». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай жены ближнего твоего». Мазепа повинен в убийствах и грабежах десятков тысяч соотечественников. Он нанял казака и тот убил предводителя восстания П. Иваненка; по его ложному доносу были отстранены от должностей и сосланы в Сибирь его спаситель Самойлович, народный герой С. Палий и многие другие. Прелюбодеяниями Мазепа занимался до глубокой старости. В истории описан такой факт. Уличенного в любовных связях с женой видного польского шляхтича, его слуги раздели Мазепу догола, посадили верхом на коня, руки связали за спиной, а ноги - под животом коня. Перепуганный конь унес Мазепу за леса. По-видимому в связи с этой ездой любвеобильный Мазепа не имел детей. В старческом возрасте он соблазнил юную дочку Кочубея, свою крестницу, и ночью увез к себе - был проклят ее родителями.

Среди библейских заповедей есть заповедь и о земле: «Землю не должно продавать, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня». (Ветхий Завет. Левит, гл. 25, п. 23). Как увидим дальше, Мазепа действовал наперекор и этой заповеди. Он не атеист, он - Сатана, втершийся в доверие церкви, с помощью богатства, и всячески противодействовал заповедям Божиим.

В народе считали Мазепу и Орлика своим врагом, их проклинали, против них восставали крестьяне и казаки; а они жестоко расправлялись с восставшими.

Если русский царь Петр I действительно боролся за укрепление независимости России, он укреплял обороноспособность и экономику страны; создал регулярную армию, вооружил ее самим совершенным, по тем временам оружием, создал российский флот, насчитывавший 48 линейных кораблей и почти 800 галер, более 28 тысяч обученных моряков, основал высшую морскую школу позже преобразованную в академию. Он интенсивно развивал отечественное производство, построил десятки крупнейших железоделательных, оружейных и пороховых заводов, полотняные и канатные мануфактуры, многие из них успешно работают и сегодня, спустя триста лет. Россия стала морской державой, империей, укрепилась на берегах Балтийского моря. Чтобы не зависеть от европейских стран, он завозил оттуда опытных специалистов, которые обучали русских мастеров инженерным наукам. Чтобы одеть русских воинов в превосходную форму были завезены тонкорунные силезские овцы для получения тонкой шерсти. За короткий срок он создал мощный национальный кадровый потенциал, который вывел Россию из числа отстающих. Петр I не был идеальным царем. Люди гибли в боях, на строительстве городов, заводов и фабрик, но и доныне никто не может его упрекнуть, что он делал все это ради личной выгоды, ради личного обогащения. Он сам неустанно работал и заставил также трудится своих подданных во имя Отчизны.

Главной целью Мазепы и Орлика было не укрепление экономики и обороноспособности Украины, как необходимых условий ее независимости, а использование власти ради личной наживы. Основными источниками их обогащения били: приватизация общественных и экспроприация крестьянских земельных участков, спекуляция землей, непомерно тяжелые налоги, эксплуатация крепостных. Историки Г. Сергиенко и В. Смолий пишут: «Рядовых казаков принуждали платить тяжелые налоги старшине, содержать местную и царскую администрацию, церковь, охрану, военные музыки и пр.». (Г. Сергієчко, В. Смолій, «Історія України») Налогоплательщикам внушалось, что таких налогов требуют интересы страны, и царя.

Петр I, узнав о мазепинских налогах, в своем манифесте писал: «Бывший гетман, в своих хитростях не сообщивши нам, наложил на народ тягчайшие налоги, которые будто должны идти на войско, а в действительности обогащали его самого. Отныне мы упраздняем эти налоги». (Борщак и Мартель, «Іван Мазепа»)

После изгнания польской шляхты с  земель Малороссии, на ее территории образовались огромные пространства ничейной земли. Длительное время казаки и крестьяне обрабатывали эту землю коллективно, затем отдельные участки давались взаймы, позже ее начали приватизировать казацкие начальники. В период правления Мазепы было роздано казацкой старшине около 1000 земельных наделов, отобранных в общинах, крестьян и казаков. По данным М. Грушевского: «Крестьян заставляли продавать землю, покупка очень часто была принудительной: скупщики не только пользовались тяжелыми материальными обстоятельствами владельца, но часто прибегали и к давлению административной власти, даже к ничем неприкрытому насилию». (Очерк истории украинского народа»).

По данным Г. Сергиенко и В. Смолия «отдельные казацкие старшины не останавливались даже перед тем, чтобы силой заставить крестьян и рядовых казаков отдать свои наделы феодалам. Полковники и сотники заковывали непокорных в цепи, обкуривали дымом, хлестали розгами». В некоторых полках Левобережной Украины количество обезземеленных дворов достигало 40%. В эти годы наблюдалось массовое бегство обезземеленных крестьян и казаков на Дон, на Кубань, на Харьковщину. Зато «У гетмана Мазепы в подданстве находилось около 100 тысяч крестьян в Украине и значительные земельные владения и тысячи крепостных в центральных регионах России».

Мазепа и Орлик - враги казацкой вольницы. Они добились согласия царя на отстранение казаков от участия в решении важных государственных и военных вопросов. Полковников перестали избирать казаки, их назначал Мазепа с согласия Москвы, в первую очередь своих сторонников и родственников, гетмана избирал узкий круг старшины. «Мазепа добирав довкола себе людей вірних, піддержуючи старшину, Таким робом поволі творив він аристократію, якій розділяв землі і достатки, що досі були загальною власністю козацтва. Ці нові пани, вже справжні українці, поводились зі звичайними козаками і селянами, наче зі своїми рабами, а це була річ на Україні невидана» (Борщак, Мартель, «Іван Мазепа»).

Следствием антинародных мазепинских реформ: приватизации общественных и экспроприации крестьянских земель, введение панщины и высоких налогов, отстранения «черни» от принятия военных решений, присвоения огромных средств из воинской казны, непомерных расходов на содержание пышных дворцов и роскошных приемов по польским обычаям, стали кризисные явления в экономике и в войске. Вооружение, тактика и военные навыки казацких формирований устарели и значительно уступали противнику. В боях с частями регулярных армий неприятеля казаки несли большие потери. Украинские юноши становились пушечным мясом быстро развивающейся артиллерии, все это усиливало недовольство населения правительством Мазепы.

Мазепа и Орлик - палачи народа Украины. История сохранила много фактов массового применения изощренных пыток и уничтожения населения по приказу Мазепы. М. Грушевский пишет о нем: «Новый гетман на первых же порах достаточно определенно обозначил свой политический курс кровавыми репрессиями, которыми были усмирены бунты против старшины» («Очерк истории украинского народа»).

Тысячи крестьян и казаков были казнены после изощренных пыток восставших в период панування Мазепы в Украине, особенно во время шведской оккупации. Только за донос Петру I о готовящейся измене Мазепы по его приказу были отрублены головы Генеральному судье.

В. Кочубею и полтавскому полковнику Искре. В ночь перед казнью палачи, под руководством Орлика, подвергли их мучительным пыткам, чтобы узнать место хранения их личных денег. Мазепа нанял казака, чтобы тот убил П. Иваненка, предводителя восстания. Плененных казаков села Веприк восставших против шведов Мазепа «наказав замкнути у льохи, де вони з голоду і холоду погинули». (Т. Мацків, с. 98).

Мазепа и Орлик совершили чудовищное преступление перед народом Украины призвав шведов (протестантов) оккупировать православную Украину осенью 1708 г. При этом Мазепа обещал завоевателям «вырезать 7000 москалей (православных) расквартированных в Украине, расквартировать 35 - тысячное войско Карла ХII, обеспечить его продуктами и фуражом» за счет населения. (Позже Мазепа просил прощения у Петра I за измену, обещал пленить Карла ХII и его генералов, передать их царю.) Даже КарлХ11 сначала пренебрежи-тельно отнесся к предложению Мазепы. Ссылаясь на данные дневников шведских очевидцев и официальных историографов при Карле ХII Георга Нордберга и Густава Адлерфельдта, немецкий историк Т. Мацкив пишет: «Як уже було згадано, минулого року (1707 р. - прим В. К.) Мазепа запропонував свої послуги в боротьбі проти царя. Щоправда, король зігнорував цю аферу, почасти тому, щоб йому не закидували таємні зговорення, а особливо тому, що він не мав довір»я покладатися на такий нарід, що покидає союзників у критичному стані» (Гетьман І Мазепа західноєвропейських джерелах 1687-1709». Мазепа и Орлик глубоко просчитались. В результате приватизации общественных и экспроприации крестьянских земель урожай зерна в стране резко сократился, и прокормить завоевателей было невозможно. Шведы начали грабить население, в православных храмах устраивали конюшни. Народные массы поднялись на борьбу с оккупантами. Жестокие бои проходили возле Батурина, Пирятина, Лесной, Полтавы, Могилева, Олонца, Погребков, Веприка. «Весной 1709 г. народная война на Украине приобрела угрожающий для шведов размах» (История Украинской ССР, с.111) Тысячи крестьян и казаков погибли защищая свое добро. Для шведов зимовка на Украине стала предвестником их краха.

Мазепа и Орлик похитили государственную казну Украины, увезли золото в Турцию. Перед тем, как перейти на сторону противника, они втайне от казаков все золото, находившееся в Батурине, упаковали в бочки и забрали с собой. И. Борщак и Р. Мартель описуют это так: «Вірна його служба у скарбниці наповнює бочки золотими монетами: венецькими дукатами, іспанькими дубльонами, цісарськими талярами, турецькими селінами і французькими пістолями.» Будучи в изгнании в Турции Мазепа одолжил Карлу ХII 240 000 таллеров.

По данным М. Грушевского: Петр I предложил турецкому визиру 300 000 таллеров, чтобы тот выдал предателя, однако Мазепа перекупил визиря. По данным Н. Ульянова, после смерти Мазепы при нем было найдено 100 000 червонцев, не считая серебряной утвари и всяких драгоценностей. За три дня до смерти Мазепу посетил шведский комиссар Сольдан, его воспоминания приводят И. Борщак и Р. Мартель: «…гетьман непевним оком стежив за маленькою скринькою, повною паперів, що стояла при ньому (повидимому документы, подверждающие собственность недвижимости - прим. В. К.) Перед гетьманським ліжком стояли дві бочілочки, повні дукатів, з під подушок старця визирали два мішочки з дорогоцінностями. (І. Мазепа, с.99). После Полтавской битвы Скоропадский, ставший гетманом вместо Мазепы, жаловался, что казна похищена, казакам нечем платить жалованье.

Ни Мазепа, ни Орлик даже не помышляли о создании независимого государства в Украине: они не укрепляли ни экономику, ни обороноспособность страны. В стране царил острейший классовый антагонизм между ограбленным классом крестьян, рядовых казаков и классом грабителей - казацкой старшины во главе с Мазепой. Украина постоянно жила при Мезепе на грани социального взрыва. О самостийной Украине мечтали только извечные ее грабители турки и татары - грабить легче.

Истории известен только один случай, когда Мазепа заявил, что он хочет иметь самостийную Украину. Если верить И. Борщаку и Р. Мартелю это звучало так: «прийшов час, коли можна скинути ненависне ярмо і зробити з України вільну і незалежну країну». Это заявление было сделано после того, когда возглавляемые им казацкие полки перешли Десну и готовы были сразиться со шведами. Среди казаков и старшины уже ходили слухи, что Мазепа хочет отдать Украину полякам. Сказать правду казакам о том, что он давно имеет договор с польским королем С. Лещинским о передаче Украины полякам он не мог ибо его могли там же порубить казаки, как порубили когда-то гетмана Брюховецкого. Большинство полков, услышав такое заявление, откололось от Мазепы и возвратились к русскому царю.

В манифесте Петра I, от 7 ноября 1708 года о Мазепе говорилось: (по данным Борщака и Мартеля, с. 71) «Він порозумівся зі шведським королем і Лещинським, щоби наново віддати Малоросію під Польшу і щоби передати Унії божі церкви і наші славні монастирі». Однако тогда это было сказано без документальних подтверждений. Упомянутый договор Мазепа сжег под Перевалочной, спасаясь бегством в Турцию.

Ф. Орлик, один из создателей этого договора, долго скрывал его содержание и только 5 сентября 1727 года в своем письме из Солонц к генеральному ассистенту иезуитов в Рыме подтвердил, что договор Мазепы с Лещинским предусматривал присоединение Украины к Польше. Об этом пишет известный немецкий историк Теодор Мацкив в своей книге «Гетьман Іван Мазепа в західноєвропейських джерелах 1687-1709рр.» Дальше Т. Мацкив приводит еще более убедительные доказательства враждебных замыслов Мазепы и Орлика. Ссылаясь на публикации секретаря походной королевской канцелярии Петра Шоенстрема, служившего в годы Северной войны у Карла ХII и официального шведского военного историографа Густава Адлерфельта приводит текст договора Мазепы с Лещинским. Четвертый пункт этого договора гласит: «він (Мазепа - прим. В. К) повинен повернути всю Україну полякам, тобто воєводство Київське, Чернігівське (Сіверське), як також Смоленська округа мала повернутись під польське панування. Як винагороду за це Мазепа мав би дістати титул князя та князівство утворене з Полоцького та Вітебського воєводств у Білорусії, на таких самих правах як Курляндський герцог. Підписано 27 березня 1708р.» Как видим этот предательский договор уничтожал все завоевания украинского народа в кровопролитной национально - освободительной войне под руководством Богдана Хмельницького.

Нашлись историки, авторы учебного пособия «Історія України» Ю. Терещенко и В. Курило, которые взяли на себя смелость утверждать, будто Мазепа не зазывал шведов на Украину. Этой версии придерживается и Грушевский. Вся Европа давно знала, что шведов завлекали в Украину Мазепа с Орликом, а некоторые украинские историки, поедая бюджетные деньги, до сих пор этого не знают, больше того, допускают фальсификацию истории.

Мазепа, как бывший паж польського королевского двора и Орлик прекрасно знали политику Ватикана, польской шляхты и короля в отношении Украины и ее казачества. Эта политика изложена в письмах папы Рымского к польському королю и в постановлении сейма. Ссылаясь на показания польського полковника Клавдиуса в своей «Истории Украины - Руси» (т.9, с. 841) М. Грушевський пишет: «… король и сенатори постановили за всяку ціну замиритися з козаками: прийняти всі їх жадання, а потім заспокоївши вичекати догідного моменту, і тоді непомітно з усіх сторін окружити і всіх винищити, аби не лищилось ні одного «християнина». Бо папа обов»язав короля і сенаторів клятвою, щоб здобули і знищили козаків тому, що не даються привести ніяким способом «к соединению римской веры».

Последствия возвращения Украины под Польшу имели бы трагические последствия для всего народа: последовал бы передел собственности, возврат польской шляхте приватизированной земли, казни, новое кровопролитие, уничтожение православия и казачества.

Народ Украины проклинал Мазепу на протяженни всех лет его правления, церква проклинала с момента предательства ежегодно, на протяжении более 200 лет, до 1917 года.

Умер Мазепа в октябре 1709 года в Бендерах на территории Турции. По-видимому еще не знали о проклятии и похорнили проклятого сначала в главной церкви Святоюрского монастыря. Два года спустя турки разграбили могилу, гроб уничтожили, а кости выбросили в Дунай. Орлик будто бы нашел кости Мазепы и похоронил возле церкви. В 1835 году в ту же могилу был похоронен молдавський боярин. Вскоре боярин был перезахоронен в другом месте, а останки Мазепы исчезли и уже никто не мог их найти. По-видимому весть о проклятии Мазепы дошла и туда.

После смерти Мазепы, по настоянию Карла ХII, бежавшая от наказания по законам военного времени за предательство, малочисленная казацкая старшина избрала своим гетманом Ф. Орлика. По-видимому, чтобы грабежами пополнить казну весной 1711 года, Орлик с татарами и шведскими сторонниками из Польши двинулся на Правобережную Украину. Население, томившееся под гнетом польской шляхты, перешло на его сторону, и он сначала имел успех, но неудача под Белой Церковью заставила его отступить, а обычные грабежи оттолкнули от него население. «Орлик пытался еще вступить на территорию Правобережной Украины, но его небольшой отрядец был без труда рассеян польскими войсками. Большинство сторонников Орлика после этого оставили его». И далее: «Орлик напрасно пытался найти себе какую либо поддержку в Европе, стараясь заинтересовать европейские державы украинским вопросом, при всяком конфликте с Россией - нигде не находил серьезного отклика». (М. Грушевский, «Очерк истории украинского народа»)

Как видим, история убедительно показывает, что Мазепа и Орлик недостойны того, чтобы возвеличивать их имена. Улице Чекистов должно быть возвращено ее историческое имя - имя тысяч героев, которые добывали в фашистском тылу и самом его логове ценнейшие разведданные и внесли весомый вклад в победу советского народа над фашистской Германией, которые искоренили терроризм в 20-40 годах и добились в 80-е годы в Украине самой низкой преступности в мире.

Возникает вопрос, кто и зачем сегодня поднимает из трижды разрушенной могилы средневековья и возвеличивает дух проклятых врагов народа Украины Мазепы и Орлика, дух предательства, дух коварства и вражды, дух жажды личной наживи за счет грабежа народа, дух разврата. Не нынешние ли…?

По материалам http://za.zubr.in.ua/2009/01/07/2389/ В. А. Королёв.


Мазепа, Орлик

Previous post Next post
Up