МАГАТЭ присвоило аварии на АЭС Фукусима-1 в Японии четвертую из семи существующих степень. Так сказать, «имеющее локальные последствия». Хочется верить, что я был прав и отсутствие в течение суток плохих новостей резко увеличивает шансы на стабилизацию ситуации. Море рядом, воды - море, есть чем охлаждать. Само собой, только на этой АЭС убытки миллиардные.
Главное - обошлись испугом и малой кровью. Правда теперь впору подсчитывать и уточнять - погибли десятки тысяч или сотни?
Я же хочу немного просветить народ, желающий разобраться - что же за йод и цезий обнаружили вокруг станции, чем это грозит и что вообще делать и как обрабатывать продукты. Потому как именно этими вопросами забросали меня знакомые, помнившие вторую военную специализацию и первую мирную. Итак,
Большая часть выпадающих из радиоактивного облака продуктов ядерного взрыва (ПЯВ) или, как в нашем случае, продуктов реально выброшенных с паром из активной зоны реактора РАВ, имеют малые периоды полураспада, поэтому их общая активность с момента взрыва быстро падает. Спад активности ПЯВ подчиняется закону, согласно которому увеличение времени после взрыва в 7 раз ведет к снижению активности ПЯВ в 10 раз. Отсюда и зафиксированное падение уровня радиации.
В течение первых 2-3 часов после взрыва фиксировали 1015 милизивертов (10,15 бэр). Для простоты БЭР, это биологический эквивалент рентгена. Проще говоря, получить такую дозу можно за 5 походов в рентгенкабинет (а рекомендуют не чаще 1 раза в год). Соответственно сейчас уровень радиации должен снизиться до 10милизивертов. Что вполне приемлемо.
Одна беда - выбросы неизбежно будут продолжаться. При удаче - просто радиоактивной морской воды в океан. Так что купаться не рекомендую. На фотографи хорошо виден открывающийся в море отстойник-охладитель. Но вернемся к нашим частицам.
Значительную часть активности "молодых" продуктов составляют короткоживущие изотопы йода-132, -133, -135, периоды полураспада которых равны соответственно 2, 3; 20,8 и 6,6 ч. Чем "моложе" продукты ядерного взрыва, тем большая часть активности приходится на йод. Так,при возрасте ПЯВ 1, 10 и 100 ч на долю йода приходится соответственно 95, 68 и 38% активности. Именно йод и цезий и были обнаружены в выбросах. Что и говорит о разгерметизации активной зоны реактора Среди радиоизотопов йода ведущая роль как дозообразующего фактора принадлежит йоду-131, который обладает сравнительно коротким периодом полураспада (8,04 сут) и в то же время большим периодом биологического полувыведения (138 сут). Поэтому при попадании в организм даже небольшого количества йода-131 происходит его депонирование в щитовидной железе, в которой он задерживается до полного распада, вызывая ее повреждение.
Радиоактивные частицы, выпадающие из облака в первые 3 сут, содержат максимальный набор радиоактивных изотопов, в том числе большое количество короткоживущих. В более поздние сроки вследствие распада и перехода значительного числа короткоживущих изотопов в стабильное состояние набор радионуклидов в смеси уменьшается и на первый план в качестве поражающего фактора постепенно начинают выходить долгоживущие изотопы. Так, через 1 год после взрыва в выпавших на землю радиоактивных частицах ведущее значение приобретают изотопы циркония-95 и ниобия-95, а через 3 года и далее - цезия-137, стронция-90 и некоторых других.
Нас интересует именно цезий, как второй из обнаруженных изотопов. 137-й изотоп опасен в течение 17 с небольшим лет. С чем японцев и поздравляю. Одна надежда, что его там окажется мало.
В течение относительно короткого периода после ядерного взрыва человек может подвергаться воздействию g- и b-излучения, вызванного наведенной активностью химических элементов, входящих в состав пищевых продуктов и питьевой воды. Наведенную активность в воде определяют главным образом содержащиеся в ней соли натрия и калия. Чем больше их концентрация в воде, тем выше будет ее радиоактивность. В продуктах питания наведенная активность обычно невысока, за исключением продуктов с большим содержанием поваренной соли. Наведенная активность в продуктах питания и воде возникает под воздействием нейтронного излучения при взрыве ядерных зарядов малой и сверхмалой мощности (особенно нейтронного оружия) в радиусе 800 - 1000 м от складских помещений, открытых водоисточников и запасов воды. К нашей проблеме это, к счастью, не относится.
При аварийных ситуациях в окружающую среду может поступать большой спектр искусственных радионуклидов - продуктов деления и активации, а также остатки ядерного горючего, наработанный плутоний и естественные радиоизотопы: уран-238 и торий-232. В этих случаях вид и количество радионуклидов в продуктах питания и воде определяются конкретной сложившейся радиационной обстановкой. Однако, при прочих равных условиях, характер заражения местности в результате разрушения ядерного реактора оказывается гораздо более тяжелым, так как значительно большая доля приходится на средне- и долгоживущие осколочные радионуклиды - продукты наработки атомного реактора (ПНАР). Это существенно сказывается на скорости последующего снижения активности выпавших осадков. Что мы наблюдали в Чернобыле.
Продукты питания и вода могут содержать как отдельные радионуклиды, так и различного рода их смеси, что затрудняет проведение экспертизы.
До поступления в организм человека радионуклиды в природе, как правило, проходят сложный путь, который может включать много звеньев. Начальным звеном большинства пищевых цепочек является загрязнение растений и воды в момент радиоактивных выпадений. Причем загрязнение может носить поверхностный и структурный характер, когда в результате метаболических процессов в предыдущих звеньях радионукоидов накапливаются в форме биокомплексов в структурах растительных и животных организмов.
Накопление радионуклидов в растительных и животных организмах может превышать их содержание в окружающей среде (эффект кумуляции). Растения и животные могут задерживать нуклиды в форме аэрозолей, растворов и газов. Степень задержки зависит от агрегатного состояния и размеров частиц, состояния погоды и морфофизиологических особенностей растений и животных.
Основными пищевыми цепями являются: растения ® человек; растения ® корова ® молоко ® человек; растения ® животное ® мясо ® человек; вода ® человек; вода ® гидробионты ® человек.
Биологическая доступность РВ, образующихся во время ядерных взрывов во многом определяется видом взрыва. При наземных взрывах на силикатных грунтах частицы локальных выпадений характеризуются слабой растворимостью и, следовательно, низкой биологической доступностью. Радионуклиды локальных выпадений подводных и подземных (с выбросом) взрывов, наоборот, обладают, как правило, высокой биологической доступностью. То же относится к тропо- и стратосферным выпадениям, когда РВ оседают на поверхность земли в форме мелкодисперсных частиц. Впрочем, это не совсем по теме.
В растения радионуклиды поступают главным образом из почвы. Доля механической задержки радиоактивных выпадений растительным покровом определяется их физическими свойствами и видом растений. По степени задерживания радионуклидов растения могут быть расположены в ряд в последовательности:
капуста ® свекла ® картофель ® пшеница ® естественная травяная растительность (за исключением мхов, лишайников, грибов, которые отличаются высокой степенью задержки радионуклидов).
Дальнейшая судьба задержанных частиц зависит от их растворимости и скорости удаления под действием дождя, других атмосферных процессов. Нерастворимые радионуклиды загрязняют растения только с поверхности, а растворимые поглощаются через листья, стебли и плоды.
По скорости листовой абсорбции радионуклиды располагаются в ряду: цезий ® барий ® стронций ® рутений. К сожалению нас интересует именно въедливый цезий.
Процессы резорбции протекают сравнительно быстро. Из почвы растения поглощают лишь те РВ, которые растворяются в воде. По степени поступления из почвы их можно расположить следующим образом:
89Sr, 90Sr ® 131I ® 140Ba ® 137Cs ® 106Ru ® 144Ce ® 90Y ® 45Zn ® 95Nb, ® 210Po. К сожалению цезий растворяется лучше среднего, а йод так просто прекрасно.
Поступление радионуклидов в растения сильно зависит от типа почвы. Наименьший переход наблюдается в регионах, где преобладают черноземные почвы, наибольший - в регионах с торфяно-болотистыми почвами. Высокие коэффициенты перехода радионуклидов характерны также для песчаных почв.
В организм животных радионуклиды могут поступать через желудочно-кишечный тракт, органы дыхания и кожные покровы. Основной путь - алиментарный, с загрязненными кормами и водой.
Всосавшиеся РВ в организме депонируются крайне неравномерно. По способности концентрировать всосавшиеся молодые ПЯВ органы можно расположить в ряд: щитовидная железа > печень > почки > скелет > мышцы.
Особую опасность радиоактивные выпадения представляют в летний период. Критическим продуктом для "молодых" ПЯВ является молоко, активность которого обусловлена, главным образом, радиоизотопами йода. Именно с молоком в первые дни после поступления ПЯВ выводится основная часть радионуклидов, попавших в организм животных.
Мясо и мясные продукты также могут быть источником поступления радионуклидов в организм людей. При попадании в организм животных "молодых" ПЯВ в мышечной ткани накапливаются в основном радиоизотопы йода, теллура, молибдена; в скелете - стронция и бария; печени - нуклиды йода, теллура, молибдена, церия.
Важным источником поступления РВ являются гидробионты, которые способны в больших количествах накапливать (кумулировать) РВ. Причем накопление происходит быстро, особенно в период интенсивного роста. Радионуклиды поступают в организм в результате адсорбции их на открытых поверхностях тела, через кожу, жаберные мембраны у рыб, при заглатывании РВ с водой и пищей. Слабая минерализация воды способствует более высокому накоплению радионуклидов гидробионтами, поэтому рыбы пресноводных водоемов накапливают их в десятки и сотни раз больше, чем морская фауна.
Технологическая переработка пищевого сырья и кулинарная обработка продуктов приводит к снижению содержания радионуклидов. При переработке зерна в муку и крупу удаляются оболочки, на которых радионуклиды сорбируются в значительных количествах. Так, при обычном помоле и просеве в муку переходит 10-30% активности, содержащейся в зерне.
Количество ПЯВ при поверхностном загрязнении овощей и фруктов после их мытья и особенно очистки снижается примерно в 100 раз. В случае структурного загрязнения очистка картофеля и свеклы удаляет 30 - 40% активных веществ, при варке теряется еще 10 - 20%. Из свеклы, капусты, гороха, щавеля, грибов в отвар переходит соответственно до 60, 80, 45, 50, 85% цезия-137.
Из мяса в бульон переходит 50-55% активности "молодых" ПЯВ, из костей - 20-30%. Из рыбы в бульон переходят лишь единицы процентов стронция-90, но около 60% цезия-137.
Существенного снижения содержания радионуклидов в молочных продуктах можно достигнуть путем получения из них жировых и белковых концентратов. В этом случае из молока в сливки переходит 16% йода-131, в масло - 3,5%. В сливки стронций-90 переходит в количестве 5%, в творог - 27%, сыр - до 45%. Цезий-137 переходит в сметану, творог, масло, сыр в количествах 9, 21, 1,5, 10% соответственно.
Надеюсь все вышеизложенное если и не успокоит, то хотя бы развеет некоторую мистическую оболочку тайны вокруг неуловимой и невидимой смерти. Проще говоря - мойте руки перед едой и заодно - продукты.
И не пейте из луж - козленочком стать можно запросто в 21 веке. Намного легче, чем в сказке. И навсегда. Причем это "навсегда" будет недолгим.
Заодно любителям первоисточников. Вот что подружка переслала. Кто, кому, как и что морочит (vefff)
http://www.stratfor.com/analysis/20110312-japanese-government-confirms-meltdown?utm_source=redalert&utm_medium=email&utm_campaign=110312%286%29&utm_content=readmore&elq=81790e67e76648dcb17f4b769854463d Japan’s Nuclear and Industrial Safety Agency (NISA) said March 12 that the explosion at the Fukushima Daiichi No. 1 nuclear plant could only have been caused by a meltdown of the reactor core, Japanese daily Nikkei reported. This statement seemed somewhat at odds with Japanese Chief Cabinet Secretary Yukio Edano’s comments earlier March 12, in which he said “the walls of the building containing the reactor were destroyed, meaning that the metal container encasing the reactor did not explode.”
NISA’s statement is significant because it is the government agency that reports to the Agency for Natural Resources and Energy within the Ministry of Economy, Trade and Industry. NISA works in conjunction with the Atomic Energy Commission. Its role is to provide oversight to the industry and is responsible for signing off construction of new plants, among other things. It has been criticized for approving nuclear plants on geological fault lines and for an alleged conflict of interest in regulating the nuclear sector. It was NISA that issued the order for the opening of the valve to release pressure - and thus allegedly some radiation - from the Fukushima power plant.
NISA has also overseen the entire government response to the nuclear reactor problems following the Tohoku earthquake and tsunami. It is difficult to determine at this point whether the NISA statement is accurate, as the Nikkei report has not been corroborated by others. It is also not clear from the context whether NISA is stating the conclusions of an official assessment or simply making a statement. However, the Tokyo Electric Power Co. (TEPCO), the operator of the Fukushima nuclear plant, also said that although it had relieved pressure, nevertheless some nuclear fuel had melted and further action was necessary to contain the pressure.
If this report is accurate, it would not be the first time statements by NISA and Edano have diverged. When Edano earlier claimed that radiation levels had fallen at the site after the depressurization efforts, NISA claimed they had risen due to the release of radioactive vapors.
.