Россия и Африка - время собирать камни
Дай Бог дождя или русских.
Сомалийская пословица[46]
В Концепции внешней политики России отмечается, что наша страна намерена способствовать становлению Африканского континента «в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития»[47]. По словам Владимира Путина, сотрудничество с африканскими государствами - один из неизменных приоритетов внешней политики нашей страны[48]. Декларация саммита «Россия - Африка» говорит об исторически сложившихся и проверенных временем дружественных связях между Российской Федерацией и африканскими государствами, взаимном уважении и доверии, традициях совместной борьбы за искоренение колониализма и становление независимости африканских государств»[49]. У нас есть и общий образ будущего. В совместном заявлении по итогам Сочинской конференции министров 2024 г. подчёркивается «ответственность Российской Федерации и африканских государств за содействие формированию справедливой и стабильной системы мироустройства, основанной на принципах суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, уважения суверенитета»[50].
Россия заинтересована во внутренней консолидации Африканской цивилизации, её процветании на суверенных началах. Мы, как и наши африканские друзья, отвергаем современные практики неоколониализма, осуждаем политику односторонних санкций[51]. Нас объединяет запрос на демократизацию международных отношений и приверженность принципу суверенного равенства государств. Мы не смотрим на африканцев сверху вниз, уважаем их чаяния и интересы, готовы к равноправному партнёрству, не навязываем идеологию, ценности или модели развития. Отношения с каждой страной для нас самоценны. Как отметил Владимир Путин, «в истории наших отношений с Африканским континентом не было никакой тени - никогда, мы никогда не занимались эксплуатацией африканских народов, никогда не занимались чем-то антигуманным на Африканском континенте. Наоборот, всегда поддерживали Африку, африканцев в их борьбе за свою независимость, за суверенитет, за создание базовых условий развития экономики»[52].
Африканцы с благодарностью помнят вклад СССР в деколонизацию, становление экономик их стран, их обороноспособности, государственности. Все объекты, сооружённые при участии нашей страны, становились фундаментом развития, способствовали росту уровня жизни населения[53]. К 1980-м гг. СССР имел соглашения о техническом и экономическом сотрудничестве с 37 из 53 стран континента, построил 600 предприятий и других объектов[54]. Советские люди занимались возведением школ, больниц, ферм, систем орошения, прокладкой дорог. Африканские политологи подчёркивают, что, в отличие от бывших метрополий, Россия исторически нацелена на содействие решению реально имеющихся проблем, при этом она не преследует корыстных интересов[55].
В Африке нет недружественных России государств. Ни одна страна континента не присоединилась к антироссийским санкциям. Африка занимает первые места среди тех, кто отказывается поддерживать инициируемые Западом антироссийские проекты резолюций ГА ООН[56].
В России государства Чёрного континента видят интеллектуального лидера, способного продвигать в международных структурах повестку, отвечающую чаяниям Африки и всего Глобального Юга.
Игрока, поддерживающего Африку в законном стремлении к расширению представленности в межгосударственных организациях[57], включая СБ ООН. На этот счёт у африканцев есть общая позиция, сформулированная в так называемом консенсусе Эзулвини и Сиртской декларации, - позиция, которую Россия уважает.
Сегодня - время возвращения России на Африканский континент, эпоха возрождения утраченных связей и навёрстывания упущенного. Чтобы понять масштаб стоящих задач, имеет смысл взглянуть на цифры и сравнить. В 1985 г. торговый оборот СССР с государствами Африки составлял 5,9 млрд долларов, к 1995 г. он упал до 0,98 млрд долларов.[58] В большинстве российских посольств в африканских странах была ликвидирована должность экономического советника. Были закрыты посольства в Буркина-Фасо, Лесото, Либерии, Нигере, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Сьерра-Леоне, Того и Экваториальной Гвинее, консульские учреждения в Оране (Алжир), Лобиту (Ангола), Порт-Саиде (Египет), Бенгази (Ливия), Туамасине (Мадагаскар), Бейре (Мозамбик), Аджаокуте (Нигерия), Занзибаре (Танзания)[59].
Тысячи отечественных специалистов, успешно работавших в Африке, были вынуждены её покинуть. Всё это делалось под лозунгом «экономической целесообразности» для России, которая много лет подряд якобы «из идеологических соображений кормила Африку», не получая адекватной практической отдачи[60]. Между тем в советский период на континент экспортировались огромные объёмы советской промышленной продукции, но реформаторами первой половины 1990-х гг. это в расчёт не принималось. В итоге были утрачены крупные рынки для российских товаров с высокой добавленной стоимостью, источники стратегически важных ресурсов для развития современных отраслей экономики и, разумеется, целый комплекс невосполнимых человеческих связей. Слава Богу, эта печальная страница истории перевёрнута и осталась позади.
О важности африканского направления для российской внешней политики на современном этапе свидетельствует частота визитов Сергея Лаврова в страны континента. В 2024 г. министр побывал в Гвинейской Республике, Республике Конго, Буркина-Фасо и Чаде. В 2022-2023 гг. Лавров посетил Египет, Республику Конго, Уганду, Эфиопию, Эсватини, Анголу, Эритрею, Мали, Мавританию, Марокко, Тунис, Судан, Кению, Бурунди, Мозамбик, трижды был в ЮАР.
Мне довелось сопровождать министра в этих поездках. Практически во всех точках, где принимали Сергея Лаврова, было ясно, что на континенте нас ждут, в России видят силу, отстаивающую на международной арене правду, равенство и справедливость, стоящую на защите подлинного суверенитета и государственности. Показательно, что африканские эксперты связывают российскую специальную военную операцию на Украине и успехи народов континента в борьбе за независимость, отмечая, что «ход противостояния России с Западом влияет на настроения национально-ориентированных, суверенных сил в регионе»[61]. Неоднократно приходилось слышать эту мысль от официальных лиц африканских стран в ходе упомянутых визитов.
Нашей стране по плечу содействовать Африке в решении стратегической задачи суверенизации ключевых областей жизни и выхода из-под всех форм неоколониальной зависимости. Нужно помочь Африке подняться сразу на несколько ступеней вверх в международной системе разделения труда.
Россия может многое сделать для укрепления государственности африканских стран. Мы начали продвигать свою роль как гаранта комплексной безопасности государств континента. Присутствие российских военных инструкторов, обучение личного состава вооружённых сил и сотрудников правоохранительных органов, поставка и ремонт военной техники, поддержка законных властей в конфликтных ситуациях оказывают стабилизирующее воздействие и создают условия для развития. Как отмечают местные аналитики, «после провала в Африке Франции и миротворческих сил ООН, Россия оказалась надёжным партнёром, выполнив за пару месяцев то, что за годы не смогли сделать международные контингенты»[62].
Наша страна способна содействовать индустриализации Чёрного континента (строительство АЭС малой мощности, предоставление модульных реакторов, возведение инфраструктурных и производственных объектов). Россия помогает в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности, улучшении ситуации в сфере здравоохранения и укреплении общеафриканской системы реагирования на эпидемические угрозы (африканцы помнят о решающем участии специалистов российского Минздрава и Роспотребнадзора в борьбе с лихорадкой Эбола в Западной Африке в 2014-2015 гг., а также о своевременных поставках вакцин «Спутник V» во времена пандемии коронавируса COVID-19). Видны широкие перспективы сотрудничества в энергетике, геологоразведке, добыче полезных ископаемых, научно-образовательной сфере, телекоммуникациях, кибербезопасности, сельском хозяйстве. Африканцы заинтересованы во взаимодействии с Россией в сфере передовых технологий: это и мирный космос, и мирное использование ядерной энергии, и внедрение передовых отечественных информационно-коммуникационных технологий. При этом наше сотрудничество не обставляется политическими условиями.
Фундаментальный задел на будущее - не завязанная на Запад инфраструктура взаиморасчётов, которую необходимо создать. С учётом зависимого от Запада положения большинства универсальных международных организаций возрастает значение помощи Африке по двусторонним каналам. Прямое безвозмездное содействие нуждающимся странам континента через поставки зерна, удобрений и топлива - важная составляющая российской политики.
Особое координирующее значение имеет поддержание заданного ритма рамочного политдиалога с Африкой путём проведения двусторонних саммитов раз в три года (следующий должен состояться в 2026 г.) и - в промежутках - ежегодных министерских конференций Форума партнёрства «Россия - Африка» (в 2025 г. планируется организовать её в одной из африканских стран). Большие перспективы сохраняются в сфере координации с региональными структурами - ИГАД, САДК, КОМЕСА, ЭКОВАС, АГС[63], ЭСГЦА и другими. Востребован интерес Афросоюза к сопряжению Континентальной зоны свободной торговли в Африке (АКЗСТ) с интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза. В будущем возможна состыковка АКЗСТ с другими интеграционными объединениями в контексте реализации внешнего измерения выдвинутой Владимиром Путиным инициативы создания Большого евразийского партнёрства.
Россия взяла курс на восстановление работы или открытие новых посольств на Африканском континенте: в частности, в Нигере, Сьерра-Леоне, Южном Судане, Гамбии, Либерии, Союзе Коморских островов и Того. В 2024 г. заработали дипмиссии в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее. Иногда от людей, сделавших себе карьеру и имя на дипслужбе в эпоху «братания с Западом» в 1990-х - 2000-х гг., приходится слышать примерно такое: «Мало кто захочет поехать работать в Африку: там и климат тяжелее, чем в Европе, и медицина похуже будет». Доля правды в подобных суждениях есть. Дело каждого - решать, что он ищет в своей профессии. Вместе с тем служение Отечеству - это в первую очередь работа на выполнение государственных задач и только во вторую и третью - обеспечение личного комфорта, что бы каждый под этим ни понимал. Такую точку зрения разделяет руководство внешнеполитического ведомства России. Этим мы руководствуемся, осуществляя давно назревшую «переброску» кадров на незападные направления.
Полезный вклад в общую копилку российско-африканского партнёрства вносит развитие межпарламентских связей: позитивный резонанс имела состоявшаяся в марте 2023 г. в Москве Международная парламентская конференция «Россия - Африка в многополярном мире».
В новых условиях востребована более наступательная, проактивная позиция российского бизнеса, который открывает для себя неисчерпаемые возможности работы на Чёрном континенте. Стремительно устаревает представление о том, что «выходы» в Африку выгоднее осуществлять только через западных посредников. Собственная база знаний российских бизнесменов об африканских рынках должна расширяться. Главное - экономическое сотрудничество с Африкой выстраивается не на идеологических догмах, как в советское время, а на принципах взаимодополняемости экономик и обоюдной выгоды.
Повышение информированности об Африке и её проблемах - задача, которая касается не только бизнеса. Необходимо изучать Чёрный континент и весь Глобальный Юг по местным и нашим собственным источникам, а не по статьям в «Нью-Йорк таймс» и сводкам МВФ. Следует вернуть в экспертно-аналитический оборот наработки советской регионоведческой школы. Нужно глубже знакомиться с трудами африканских авторов, избавляться от психологического комплекса западоцентризма, привычки судить о мировом большинстве с позиции «человека Запада». Преимущество России - уникальная школа подготовки африканистов, свободно владеющих африканскими языками. В МГИМО изучаются суахили, африкаанс и амхарский языки, в ИСАА - помимо упомянутых, ещё фула. Африканские языки преподаются в РУДН, РГГУ, СПбГУ, а также других вузах по всей нашей стране. Однако в советские годы спектр преподаваемых языков был шире, а наборы студентов многочисленнее. И здесь у нас есть к чему стремиться.
* * *
Роль Африки в мировой политике неуклонно растёт. Становление панафриканской идентичности идёт медленно, однако рост самосознания африканских народов и их стремление компенсировать упущенное в колониальную и постколониальную эпохи служат мощным стимулом к утверждению Африки в роли одного из полюсов многополярного миропорядка. Такая перспектива, как справедливо отмечают африканские учёные, напрямую влияет на судьбу многополярности[64].
В своей борьбе за справедливость и «место под солнцем» африканцы могут всецело положиться на дружественную Россию.
Автор: Алексей Дробинин, директор Департамента внешнеполитического планирования МИД России.
Отсюда:
https://colonelcassad.livejournal.com/9594926.htmlПервоисточник:
https://globalaffairs.ru/articles/afrikanskij-polyus-drobinin/