Чем отличается империя от страны? Империя - это не размер территорий и населения, нет. Это в первую очередь способность мыслить и действовать стратегически. Германия, Япония, Монголия, Римская империя (Италия) были небольшими странами, но смогли стать империями именно благодаря некоему формату взаимодействия с другими территориями.
Россия очень сильно отличается от западного формата империй, ее уникальные форма и стратегия позволили ей обладать гигантскими территориями, и даже терпя некие поражения, она просто на время их теряет, а потом опять ими прирастает.
Но я не об этом.
Война - это часть жизни любой империи. Она воюет напрямую или через подконтрольные страны-прокси. Империя всегда должна понимать, что война без правил имеет очень негативные последствия, сильно растянутые во времени. Можно разрешить своим солдатам делать что угодно в отношении военнопленных. Можно своей армии разрешить убивать лидеров противоборствующей страны. Можно самому себе разрешить массированные удары по жилым кварталам страны врага. Но империя четко понимает, что это не имеет стратегического смысла. Можно ведь то же самое делать через прокси, потому что тогда последствия будет расхлебывать та страна, через которую решили действовать.
Однако если вы разрешите своим солдатам быть зверски жестокими по отношению к военнопленным или мирному населению, то вы их потеряете как полноценных граждан своей страны, которые уже никогда не вернутся к нормальной жизни. Вот почему американские ветераны после поражения во Вьетнаме скололись или просто спятили. Жестокость там американскими солдатами поощрялась, но никак не повлияла на итоги войны. К тому же, есть уже как сто лет средства фото- и видео фиксации, и все ваши деяния обернут против вас же со временем или в моменты вашей слабости.
Проще говоря, можно победить армию страны, но нельзя победить ее население. То, что можно было делать двести лет назад, уже нельзя было делать в ХХ веке. Эту ошибку совершили немцы, японцы и американцы, действуя старыми шаблонами. Они решили стать очень жестокими к мирному населению стран, с которыми вели войны, и эта жестокость не привела ни к чему, кроме огромных проблем на столетия.
Токио никогда не наладит нормальных и добрососедских отношений с Пекином, после того что они творили с его мирным населением в период вторжения в Китай. Немецкие лагеря смерти и фашистские каратели в сравнении с японцами просто дети. Именно поэтому Япония не может существовать сама по себе, она вынуждена искать защиты сильных. Она боится заслуженной мести и возмездия со стороны Китая вот уже 80 лет. И еще сто лет будет бояться. Глупость, совершенная однажды, будет стоить очень дорого.
Америка никак не может отмыться от Вьетнама, равно как и немцы от гитлеровской Германии. Главная их ошибка - это истребление мирного населения других стран, эти действия не имели никакого стратегического смысла, никак не повлияли на исходы сражений и, наоборот, привели эти страны к поражению. Чудовищному поражению. Так же как проиграли американцы во Вьетнаме, ведь там произошел крах американской морали, стало началом конца.
Но все это началось еще раньше, когда американцы проявили чудовищную жестокость по отношению к населению Японии, где дома были из дерева и бумаги, и американцы мгновенно выжигали эти города с помощью комбинации фугасных и зажигательных бомб. Такая комбинация приводила к огромным огненным вихрям, сжигающим сотни тысяч мирных граждан в их же городах, в их же домах заживо, не оставляя им шансов выжить. Превращая мирные города в огромные погребальные костры для женщин, детей, стариков.
А вот СССР и Россия действовали и действуют более мудро и хитро, как подобает Великим империям. Мы были жесткими, но не жестокими. Это и есть признак истинной силы. Русские точно знают: нельзя проявлять жестокость к пленным и мирному населению противника, вот почему наша империя такая огромная и живучая. Мы проявили благородное милосердие к французам и немцам не для них, а для себя. Вот почему наши солдаты так легко переживали последствия войны и становились снова мирными гражданами своей страны. Наш народ умеет стать солдатом, победить врага и опять стать народом. Обычным мирным народом. Вот наша суперспособность, наша суперсила: мы умеем побеждать врага, но не его народ. Мы умеем жить потом с этим народом бок о бок, поскольку во время войны не превратили его в вечного врага.
Жестокость к военнопленным, война без правил, желание побеждать противника, не считаясь с потерями среди мирного населения или вообще его показательно истребляя, - это все признаки слабого государства или вырождающейся империи. Переход от стратегического мышления к ситуативному, эмоциональному для империи смертелен.
Так вот, Израиль сделал фатальную ошибку, именно поэтому он исчезнет с карты мира. Он решил отвечать непропорционально, безответственно, сиюминутной эмоцией, он попытался всех запугать своей жестокостью. Это так же глупо, как если бы Россия в ответ на убийство генерала или теракт в Крокусе нанесло бы удар «Орешником» по спальным районам Киева, мотивируя это тем, что среди сотен тысяч погибших мирных граждан Украины были люди, причастные к этому теракту. Звучит красиво только для обывателя, который всегда очень жесток, ибо живет жизнью хомячка в аквариуме. Который всегда считает, что других можно запугать, ибо сам труслив.
Но массовые убийства мирных граждан никогда их не пугают, а, наоборот, заставляют крепче сжимать черенки лопат, стоять у станков в три смены и брать в руки оружие. Именно поэтому СССР не бомбил мирные кварталы Берлина и крупных городов Германии.
Империя должна быть мудрой, четко осознавать, где нужна жесткость, а где милосердие.
Израиль допустил фатальную ошибку, а за некоторые ошибки приходится платить всем, что у тебя есть. Особой глупостью было, будучи лимитрофом, вести себя как империя, пусть и умирающая. Отныне его ждет судьба Японии, вечно ищущей защиты у сильных.
Убивать мирное население Палестины - это было очень глупо. Особенно надеяться, что они испугаются, мир не заметит, а Соединенные Штаты будут вечно защищать Израиль, и платить за это не придется. За жестокость в отношении других народов всегда платит сам народ этой страны, спихнуть вину на правительство не получится. Так же как за жестокость верхушки нацистской Германии платил именно народ Германии. Ведь в конечном итоге эта жестокость идет от самого народа.
Я очень рад, что Россия повела себя как зрелая, мудрая и ответственная империя. Мы милосердны в отношении народа Украины и ее военнопленных не для них, не для внешних зрителей. Нет, мы так поступаем для себя. Чтобы не стать Америкой или Израилем, а остаться Великой империей.
За желание быть жестокими по отношению к военнопленным России и ее народу, поощрение убийства ее мирных жителей Украина и США будут расплачиваться очень долго, и цена будет страшной. Расплачиваться предстоит ее народам.
Легко выпустить джинна под названием «война без правил» из бутылки, но это никогда не помогало победить врага. И свидетельствовало лишь о слабости того, кто пренебрег правилами. В итоге этот джинн тебя и пожрет - Израиль исчезнет.
Когда выпускает джинна даже не империя, а какой-то там Израиль, это вообще безумие какое-то.
____________________
Как по мне, аргументация Андрея Рындина не всегда убедительна. Однако комментарий, безусловно имеет право на существование в виде отдельного поста, хотя бы потому, что размышления автора по поводу империй способны вызвать дискуссию. (Примечание Павла Шипилина)
Первоисточник:
https://pavel-shipilin.livejournal.com/1173253.html