Турецкий государственный телеканал TRT начал вещания на фарси. На церемонии открытия генеральный директор TRT Мехмет Захид Собаджи заявил, что цель телеканала - установить связь с более чем 130-миллионной персоязычной аудиторией в Иране, Афганистане и Таджикистане, а «также укрепить культурные связи с этим стратегически важным регионом».
Но власти Ирана считают, что этот шаг направлен на продвижение стратегических и геополитических интересов Анкары, а также на «подрыв стабильности и единства внутри Ирана». Иранский эксперт по внешней политике и стратегическим вопросам Навид Камали подчеркнул в статье для издания Iranian Diplomacy, тесно связанного с Министерством иностранных дел Ирана, что «целью запуска телеканала TRT Persian является стремление Турции «создать проблемы для Ирана». Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Начну с того, что как бывший сотрудник службы иновещания Гостелерадио СССР, могу утверждать, что в любой стране иновещание было и остаётся инструментом внешней политики. Открытие нового направления в его деятельности всегда предвещает будущие перемены в субъекте вещания. При этом в зависимости от конкретной политической и геополитической ситуации вещание на ту или иную страну всегда быстро меняет мотивацию и тональность в пропагандистской работе. В период внешних катаклизмов иновещание почти всегда использовалось с целью дискредитации врага или потенциального противника. Так что открытие TRT вещания на фарси приобретает серьёзное знаковое наполнение.
Полагаю, что неслучайно активизация турецкой пропаганды в Иране происходит на фоне успехов протурецких прокси в Сирии и на Ближнем Востоке. Теперь главная интрига будет уже в том, какие проблемы турецкая пропаганда станет выдвигать на иранском направлении на первый план. В теории ясно, что Турция в процессе передачи информации на Иран будет исходить из новых региональных реалий, стремиться в первую очередь поддерживать свой региональный имидж, который в Иране потускнел после свержении Башара Асада в Дамаске. Тегеран открыто обвинил турецкую сторону в разжигании конфликта в Сирии и в поддержке антиправительственных сил. В этой связи глава МИД Ирана Аббас Арагчи говорил, что Тегеран всегда консультировался с Анкарой в астанинском формате, но который в конкретной ситуации не сработал. Более того, советник духовного лидера Ирана Али Хаменеи Али Акбар Велаяти выражал недоумение тем, что, по его словам, «Турция оказалась в фарватере политики США и Израиля», на которые Тегеран и его союзники официально возлагают ответственность за события в Сирии. Кстати, Тегеран и сейчас не исключает негативные сценарии дальнейшего развития событий.
Поэтому Анкара через систему иновещания будет пытаться донести до иранской общественности свою точку зрения на мировые и региональные события, особенно на события в Сирии и Ираке. Но по факту TRT в Иране выстраивается в один ряд с таким информационными комплексами США, как «Радио Фарда» на языках народов Ирана и «Радио Свободный Ирак» - подразделения «Радио Свободная Европа/ Радио Свобода»* (признано иноагентом и нежелательной организацией в России). Тегеран подобные действия всегда воспринимал как вмешательство в его внутренние дела, признавая, что находится в зоне усиления роли внешнего медийного фактора с плавающим смещением предлагаемых направлений - от развлекательной информации к политической и внешнеполитической. Также отметим, что на фоне последних событий в Сирии в СМИ Ирана также усилилась пропагандистская кампания, направленная против Анкары.
Одним словом, Турция вступает в новую фазу в своей региональной политике, увеличивая инвестиции в международные СМИ, хорошо владея приёмами для продвижения своих геополитических интересов. С запуском TRT Persian эта стратегия выходит на новый этап», - резюмирует Тарасов.
Первоисточник:
https://iarex.ru/news/143809.html