С 2015 года не оставляла мысль о том, что у комдвижения в Германии (и в целом в Европе) вообще нет никакого приемлемого ответа на "мигрантский кризис". Наверное, все помнят, да и сейчас эта правая повесточка не утихает - а-а-а, мигранты заполонили, всюду эти бабы в хиджабах, уничтожают Европу, никто не говорит по-немецки, ужас, кошмар! Причем такое ощущение. что в России за это все переживали больше. чем в самой Германии.
И фактически получилось два лагеря - один чисто правый (абсолютно неприемлемый для меня ни по каким соображениям - политическим, историческим, гуманистическим), второй левенький "все люди братья, все хорошие, пусть все к нам приезжают, ну и что, мы подвинемся!" То есть второй подход мне в целом близок, например, потому .что я тоже мигрантка ,и мне кажется странным приехать в Европу самой и не пускать туда других, ну а уж читать морали о "правильном поведении" и вовсе странно. Нет, конечно, большинство русскоязычных крайне отрицательно относятся к "понаехавшим с юга", но я понимаю нелепость этой массовой позиции. Но однако этот второй подход тоже недостаточен, так как не дает аргументов против правых. Против всего вот этого: а-а, они все заполонили, они все преступники, исламисты, негодяи, не учат язык, сидят на пособиях и нас объедают. Определенные аргументы, конечно, найти можно. Например, о преступности: есть статистика, которая показывает, что преступность действительно выше среди приезжих в целом, но она не превышает преступности, которая существует в той же страте по доходу среди немцев. То есть претензия тут в том, что в страну привезли много бедняков, среди которых, естественно, и преступность выше.
Есть аргументы и по пособиям, и по всему остальному. Но беда в том, что приводя эти аргументы, мы остаемся в рамках "левенькой" позиции. А беда этой позиции в том, что "МЫ ХОРОШИЕ", то есть Германия - цивилизованная, гуманная, замечательная страна, которая протягивает руку помощи несчастным, чье ужасное правительство (например, тиран Асад) гнобит свой собственный народ (понятно, что у правых позиция еще ужаснее - там вообще Германия не только единственный оплот цивилизации, но еще и оправдание банального расизма и пренебрежения к человеческим жизням).
Конечно, коммунисты всегда указывали на то, что нет, как раз-таки НАТО и коллективный Запад виновны в том, что потоки миграции вообще возникают. Однако отличия от позиции левеньких были слишком слабые. Единственный здравый источник по теме, который удалось отыскать, была отличная статья Дагмар Хенн "На чужих фронтах". Но внимание, вскоре Дагмар Хенн выписали из ее партии (ГКП) за "правизну", а теперь она... пишет для Раша Тудей (что в Германии признак полной маргинальности).
То есть каждое отклонение от "левенькой" позиции - это уже сразу фашизм по полной программе.
При этом данная проблема в Германии - одна из самых острых, из тех, которые многих волнуют, на этой проблеме взошел обильный урожай правых движений и партий, люди реально готовы были идти на улицу (это в Германии, где на улицу вообще никто не ходит в принципе), то есть молчать по этому поводу - ну это такое.
(я, кстати, никогда не могла понять, почему это так, потому что меня, обычную жительницу, эта проблема вообще никак не задевала. Ну вот есть рядом какие-то другие люди, так для меня и немцы так-то чужие. На работе или в доме для меня гораздо неприятнее немецкие нацики. Но ок, во всяком случае это острая проблема, раз она субъективно волнует людей. О субъективности говорит еще и тот факт. что антимигрантские настроения гораздо сильнее на востоке страны, где мигрантов сильно меньше).
Но все становится на свои места, как только мы перестаем быть тру-левыми с "классовой позицией" (собственно, даже упомянутая статья этим слегка грешит), и становимся антиимпериалистами (да, не переставая при этом быть марксистами) .
То есть как только мы признаем, что ДА, проблема миграции действительно ключевая в нашем мире. Но не так, как ее подают правые (понаехали тут и размахивают ножами). Это скорее проблема самих мигрантов. С их позиции. Они вынуждены были покинуть Родину, часто расстаться с семьей, иногда они вынуждены были бежать, теряя имущество, буквально через тернии... только не к звездам, конечно, а в унизительный европейский "сад", где они всегда будут вторым или третьим сортом. Но живыми. У меня был ранний примитивный такой роман "Эмигрант с Анзоры", который даже может показаться антисоветским, но на самом деле я там просто описала свои ОЩУЩЕНИЯ - не реальность, конечно, а именно чувства и сложность самого процесса эмиграции. Это какой-то невероятный квест, когда ты расстаешься с самым дорогим, проходишь через жуткие мытарства, впадаешь в отчаяние, тебе кажется, что ты уже никогда не доедешь (а мосты уже сожжены, деваться некуда), и вот наконец это все-таки удается... А ведь у меня миграция была комфортная относительно, безболезненная. Мне ведь не нужно было плыть на лодке через Средиземное море и видеть гибель попутчиков. Меня не вылавливали спасатели из воды. Я не жила в переполненном лагере под открытым небом.
А теперь представьте, из какого ада едут эти люди, которые готовы давиться в лагерях, плыть на лодках, платить бешеные деньги, лишь бы не оставаться там, где их просто с высокой вероятностью убьют. Или у них дети умрут с голоду. Я, конечно, о себе не могу сказать, что был прямо ад, но ведь я и не на лодке плыла (хотя ситуация у меня лично - я не обо всех, а именно о себе - была тоже аховая). Оно, конечно, бывает и "штурм Верхнего Ларса", то есть опасность кажущаяся и раздутая. Но в случае Африки и Ближнего Востока она, к сожалению, обычно вполне реальная.
Тут и неважно, преувеличена разница между ситуацией в Европе и какой-то африканской стране или нет. Ведь и преувеличивают ее не случайно.
Немецкие правачки, да впрочем, и левачки тоже, любят делить на "настоящих" и "экономических" беженцев. Мол, ну ладно, кому там вот прямо опасность грозит, пусть уж едут. А те, кто хочет просто экономического благополучия - ни-ни! И это при том, что голод так-то убивает значительно больше людей ежегодно, чем все вооруженные конфликты. То есть вот бомба - это опасность, а то, что у тебя ребенок умрет - это типа сами виноваты.
Но и вооруженные конфликты, и нищета, и невозможность развития в мире - это прямое следствие существования империализма. Конечно, сам империализм проистекает из капиталистических отношений и капиталистической формации, но он уже стал абсолютно самостоятельным явлением. Сам империализм - это существование конклава стран под руководством США, имеющих свои собственные интересы, но сейчас фактически подчиняющих вопросу сохранения империалистического порядка.
Какое-либо "рабочее движение" и непосредственная классовая борьба в стране империалистического центра либо невозможны, либо являются частью системы, обеспечивающей перераспределение империалистической ренты внутри страны - перераспределение сверхприбыли и направление ее части на нужды своего родного рабочего класса.
Поэтому и классическое коммунистическое движение в странах центра не имеет смысла. Оно еще имело смысл при существовании соцлагеря - как фактических агентов соцлагеря внутри империализма. Но сейчас оно смысла не имеет. Вернее, нет смысла "бороться против капитализма", "поддерживать профсоюзы и стачки" - всем этим с успехом занимается и сама система. Конечно, если есть желание, можно стать левой рукой этой системы, вступить в социал-демократические структуры и громко требовать масла на хлеб для рабочего класса (собственно, повестка Сары Вагенкнехт - только ее даже в левые руки брать не хотят).
Но это не революционное движение.
Революционное движение в странах центра возможно - но оно должно быть направлено против империализма. Это то, что в свое время поняли РАФ - их обычно никто не понимает, думает .что они "были такие дурачки, ждали, что рабочие восстанут". Да ничего они не ждали.
- В высшей форме (к сожалению, сейчас маловероятной... впрочем, это не то, о чем кто-либо будет писать открыто, и нет, господин майор, я вообще крайне далека от подобных вещей) это вооруженная борьба против структур империализма - например, военных баз США.
- В легальной форме это выражение солидарности со всеми антиимпериалистическими движениями и народами. Например, это солидарность с Донбассом, которой, кстати, занимаются некоторые немецкие коммунисты (например, Лиана Килич из "Моста дружбы", сейчас она в итоге вынуждена жить в Москве - вот тоже мигрант). Это солидарность с Палестиной, с африканскими и латиноамериканскими движениями, ну естественно, с Кубой и КНДР, борьба против блокады Кубы.
- В плане связи с массами: а вот тут революционный субъект в странах центра имеется, и это, внезапно, те самые мигранты. Если вы посмотрите на рабочий класс, он уже давно не на 25% (как в целом, в среднем по стране), а гораздо в большей степени состоит из людей, имеющих "мигрантские корни". То есть мигрантов первого, второго ,третьего поколения. Кстати, мигранты с юга имеют ту особенность, что даже в третьем поколении, даже дети, имеющие гражданство и росшие среди немецких детей, даже полностью интегрированные будут все равно отличаться по внешности и испытывать на себе расизм.
Конечно, тут все не так просто и однозначно. Зачастую африканские, сирийские или украинские мигранты - это именно те, кто считает Европу "раем", потому что другие либо остались в стране, либо, в случае Украины, поехали в РФ. То есть если люди вообще поехали в Европу, то очевидно, с целью быть ей лояльными. В массе своей. Тут опять же феномен "благодарности" (о котором мне так много вещали в этом журнале наши эмигранты - ведь я же должна быть "благодарна" Германии - за что, за то, что мне "разрешили" приехать?) То есть да, такая проблема есть.
Но часть из этих мигрантов со временем - через 10, 20 лет - начинает сознавать, что Европа не рай, что их как-то жестоко обманули, что они здесь никогда не будут своими, в общем, весь набор жестокой несправедливости, характеризующей наш мир.
еще более интересный момент: они, как правило, сохраняют связь с Родиной. То есть они прекрасно понимают, как живут люди там и почему.
На данный момент мы имеем боевое, реально и массово, регулярно выходящее на улицы пропалестинское движение, которое по большей части состоит из мусульман - не только самих палестинцев, но и других мусульман, которые резню в Газе воспринимают очень лично. Другая часть данного движения - это левые и коммунисты, иногда они перенимают руководящую роль, что безусловно, помогает им самим хотя бы в организационном росте.
Товарищ предложил назвать этот феномен внутренней периферией. Этот термин кажется мне очень удачным. Нам не нужно ехать в Африку, чтобы бороться против империализма - Африка у нас есть и здесь. Это наша внутренняя периферия. Я сама - часть внутренней периферии и прекрасно это понимаю. Периферию в целом нельзя идеализировать, там есть бармалеи вроде талибов и соглашатели-договорники. есть прямо сотрудничающие с США, но однако она - периферия, она и есть - современный угнетаемый "класс", угнетенные народы, которые, конечно же, ведут себя под гнетом по-разному. Так же и внутренняя периферия - абсолютно разнородная и разнообразная человеческая масса, но есть и то, что ее объединяет - она часть периферии внешней. И именно на нее нужно опереться в борьбе против империализма.
(кстати, буржуазные СМИ тоже давно придумали обозначение для этой части общества - "параллельные общества", в частности ,так постоянно называли русскоязычных, дескать, ах, мы думали, это тоже немцы - российские немцы же - а они тут смотрят русское телевидение и празднуют, о ужас, 9 мая!)
Заметим, это более жесткое противостояние с правыми: мы уже не обсуждаем вопрос "помогать или не помогать" мигрантам, наоборот - мы рассматриваем именно мигрантов как субъектную движущую силу общества. Какое место в этой схеме занимают немцы? (заметим, мои единомышленники по большей части сами не имеют мигрантских корней) А такое, насколько они сами готовы отказаться от фашизма. У немца по сути два выхода - либо империализм, неизбежно связанный с самым омерзительным германским фашизмом - либо они встают на сторону угнетенных и сражаются с ними вместе (конечно, не под знаменем. допустим, исламизма - хотя я знаю немцев, и это не только Бернард Фальк, сознательно принимающих ислам. В идеале это должно быть именно знамя марксизма, как универсального. всемирного учения). Вот такая острая, жестокая дилемма. Отсидеться не получится в итоге ни у кого.
Конечно, здесь важно не впасть в националистические заблуждения - речь идет об угнетении и классовой борьбе, любой африканец в этой ситуации может оказаться на стороне современного фашизма, если "хорошо устроился", а немец - совсем наоборот.
Здесь необходимо сделать дисклеймер о том, что все упомянутое относится не к России и ее конкретным проблемам с мигрантами; российские проблемы с мигрантами вытекают из природы самого капитализма (тут как раз советую почитать Дагмар Хенн) и должны решаться преодолением произвола "эффективных собственников", требующих раскола рабочего класса и дешевой рабочей силы, и ведущих миграционную политику в своих интересах; борьбой с коррупцией в миграционной сфере и требованиями соблюдения хотя бы имеющегося законодательства. Россия не является в целом причиной нищеты Таджикистана (Таджикистан имеет мультизависимость, то есть зависит не только от России, она не проводит там "смены режима" и не оказывает давления). Любое использование мигрантов В РОССИИ "для борьбы с режимом" - приведет к омерзительным и ужасным последствиям вроде "Крокуса", да и делается как раз-таки агентами империализма. Все это обусловлено не тем, что Россия - моя лично Родина, а тем .что Россия не является империалистическим центром и вроде бы как на данный момент оставила попытки попасть в ряды "своих, буржуинских" угнетателей. Хотя разумеется, втягивание мигрантов в цивилизованную профсоюзную борьбу и защита их интересов в России - похвальное и правильное дело. Которое в том числе поможет и решить проблемы "антирусского интернационала" - создания "биодронов" из обездоленных экономически мигрантов.
Все вышесказанное будет изложено, разумеется, и на немецком языке, но собственно, оно лишь описывает то положение, которое у нас сейчас и так сложилось само собой.
Первоисточник:
https://blau-kraehe.livejournal.com/1096045.html