Когда президент Владимир Путин в феврале 2022 года начал военную операцию России на Украине, у него были конкретные, но ограниченные цели. По сути, речь шла об обеспечении безопасности России по отношению к НАТО.
Однако радикальная, масштабная и хорошо скоординированная реакция Запада на действия Москвы - срыв российско-украинского мирного соглашения и растущая эскалация участия возглавляемого США блока в конфликте, включая его роль в смертоносных атаках на территории России - в корне изменили отношение нашей страны к нашим бывшим партнерам.
Мы больше не слышим разговоров о «претензиях» и жалоб на «непонимание». Последние два года произвели не что иное, как революцию во внешней политике Москвы, более радикальную и далеко идущую, чем все, что ожидалось накануне интервенции на Украине. За последние 25 месяцев она быстро набирала силу и глубину. Международная роль России, ее положение в мире, ее цели и методы их достижения, ее базовое мировоззрение - все меняется.
Концепция национальной внешней политики, подписанная Путиным всего год назад, представляет собой серьезный отход от своих предшественников. Она устанавливает идентичность страны с точки зрения того, что она является отдельной цивилизацией. Фактически, это первый официальный российский документ, который делает это. Она также радикально трансформирует приоритеты дипломатии Москвы, где страны постсоветского «ближнего зарубежья» занимают первое место, за ними следуют Китай и Индия, Азия и Ближний Восток, Африка и Латинская Америка.
Западная Европа и США занимают предпоследнее место, сразу за Антарктидой.
В отличие от предыдущего десятилетия, когда впервые был объявлен «поворот России на восток» , это не просто слова. Поменялись местами и наши торговые партнеры, а не только политические собеседники. Всего за два года доля Европейского союза, на долю которого еще недавно приходилось 48% внешней торговли, сократилась до 20%, тогда как доля Азии взлетела с 26% до 71%. Использование Россией доллара США также резко сократилось, все больше транзакций осуществляется в китайских юанях и других незападных валютах, таких как индийская рупия, дирхам ОАЭ, а также в инструментах наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу и в самом рубле.
Россия также прекратила свои длительные и утомительные попытки приспособиться к мировому порядку под руководством США - то, что она с энтузиазмом приняла в начале 1990-х, разочаровалась в следующем десятилетии и безуспешно пыталась установить modus vivendi в 2010-х. Вместо того чтобы сдаться послевоенной установке, в которой она не имела права голоса, Россия начала все больше и больше отталкиваться от гегемонической системы, ориентированной на США. Впервые после большевистской революции, хотя и совсем иным образом, чем тогда, страна де-факто стала революционной державой. В то время как Китай все еще стремится улучшить свое положение в существующем мировом порядке, Россия считает, что такое положение дел не подлежит исправлению, и вместо этого стремится подготовиться к новому альтернативному соглашению.
На данный момент вместо концепции «единого мира», которую Советский Союз принял еще в 1986 году, при Горбачеве современная внешняя политика Москвы разделилась на две части. Для российских политиков Запад после 2022 года превратился в «дом противников», в то время как партнеров для России можно найти только в странах не-Запада, для которых мы придумали новое определение - «мировое большинство». Критерий включения в группу прост: неучастие в антироссийском санкционном режиме, введенном Вашингтоном и Брюсселем. Это большинство из более чем 100 стран не считается пулом союзников: глубина и теплота их отношений с Россией сильно различаются, но это те страны, с которыми Москва может вести дела.
На протяжении многих десятилетий наша страна оказывала чрезвычайную поддержку различным международным организациям; она стремилась вступить в как можно большее количество клубов. Теперь Москве приходится признать, что даже Организация Объединенных Наций, включая ее Совет Безопасности (который Россия, как постоянный член с правом вето, традиционно приветствовала как центральный элемент мировой системы), превратилась в неэффективный театр полемики. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которую Москва давно хотела видеть главным инструментом безопасности в Европе, теперь почти полностью отвергнута из-за антироссийской позиции ее большинства членов НАТО/ЕС. Москва вышла из Совета Европы, а ее участие в ряде региональных группировок для Арктики, Балтики, Баренцева и Черного морей было приостановлено.
Правда, многое из этого стало результатом политики Запада, пытающегося изолировать нашу страну, но вместо того, чтобы чувствовать себя лишенными чего-то ценного, россияне мало сожалеют о том, что им пришлось выйти или приостановить членство. Весьма показательно, что, восстановив верховенство национального законодательства над международными договорами, Москва теперь мало заботится о том, что ее противники могут сказать или сделать о ее политике или действиях. С точки зрения России, Западу не только больше нельзя доверять; международные органы, которые она контролирует, утратили всякую легитимность.
Такое отношение к западным международным институтам контрастирует с точкой зрения незападных. В этом году председательство России в недавно расширенной группе БРИКС отмечено гиперактивностью в подготовке к проведению. Россия также больше всего поддерживает Шанхайскую организацию сотрудничества, к которой собирается присоединиться ее близкий союзник Беларусь. Вместе со странами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки она тесно сотрудничает с целью создания новых международных режимов в ряде областей: финансы и торговля, стандарты и технологии, информация и здравоохранение. Они специально разрабатываются так, чтобы быть свободными от западного господства и вмешательства. В случае успеха они могут стать элементами будущего инклюзивного мирового порядка, который продвигает Москва.
Итак, изменения во внешней политике России действительно очень глубокие. Однако возникает вопрос: насколько они устойчивы?
Прежде всего, следует отметить, что изменения во внешней политике являются важным, но также и относительно незначительным элементом более широкой трансформации, которая происходит в экономике, политике, обществе, культуре, ценностях, духовной и интеллектуальной жизни России. Общее направление и важность этих изменений очевидны. Они трансформируют страну из отдаленного аутсайдера на окраине западного мира в нечто самодостаточное и новаторское. Эти тектонические сдвиги были бы невозможны без украинского кризиса. Получив мощный и болезненный толчок, теперь они обрели собственную динамику.
Правда, сам февраль 2022 года стал конечным результатом нескольких тенденций, которые набирали обороты около десятилетия. Чувства, что желателен более полный суверенитет, наконец стали доминирующими после возвращения Путина в Кремль в 2012 году и воссоединения с Крымом в 2014 году. Некоторые действительно фундаментальные изменения в отношении национальных ценностей и идеологии были внесены в виде поправок к Конституции России, одобренных в 2020 году.
В марте 2024 года Путин одержал убедительную победу на президентских выборах и обеспечил себе новый шестилетний мандат. Это следует рассматривать как вотум доверия ему как верховному главнокомандующему в экзистенциальной борьбе (как сам Путин ее описывает) против Запада. С такой поддержкой президент может приступить к еще более глубоким изменениям - и должен убедиться, что те, которые он уже осуществил, будут сохранены и развиты теми, кто придет ему на смену в Кремле.
Важно отметить, что российские элиты, которые с 1990-х годов были тесно связаны с Западом, недавно были вынуждены сделать сложный выбор между своей страной и своими активами. Тем, кто решил остаться, пришлось стать более «национальными» в своих взглядах и действиях. Тем временем Путин начал кампанию по формированию новой элиты вокруг ветеранов войны на Украине. Ожидаемая смена российских элит и трансформация из космополитической группы корыстных людей в более традиционный кружок привилегированных слуг государства и его лидера обеспечили бы завершение внешнеполитической революции.
Наконец, Россия, возможно, не смогла бы так быстро начать двигаться в направлении суверенитета, если бы не западная политика последних двух десятилетий: растущая демонизация страны и ее руководства. Эти решения преуспели в превращении, возможно, изначально наиболее западнического, проевропейского руководства, которое видела современная Россия, включая, в частности, самого Путина и Дмитрия Медведева, в самопровозглашенных антизападников и решительных противников политики США/ЕС.
Таким образом, вместо того, чтобы заставить Россию меняться в соответствии с западным образцом, все это давление помогло стране снова обрести себя.
Первоисточник:
https://www.rt.com/russia/595266-ukraine-west-pushed-russia/