Министерство обороны Румынии представило для общественного обсуждения законопроект о национальной обороне, который должен заменить прежний, принятый в 1994 году, когда румынское государство ещё не являлось членом НАТО и Европейского союза. Главным новшеством законопроекта можно считать предоставление права румынским «военным и невоенным» структурам выполнять миссии за пределами страны, если «это необходимо для защиты румынских граждан, находящихся в опасности», а также для «противодействия гибридным угрозам». Отдать приказ о заграничной миссии сможет президент Румынии, его решение должно быть одобрено Высшим советом национальной обороны.
«Новые положения являются деликатными, так как в законопроекте чётко не указано, каким именно «гибридным угрозам» румынские военные будут противостоять за рубежом, - пишет румынский портал România liberă. - Другой деликатный вопрос заключается в том, что многие люди имеют двойное гражданство (одно из них - румынское) и проживают за границей (например, в Молдавии), что, казалось бы, оправдывает отправку румынских солдат в Молдавию. Более того, некоторые жители Приднестровья (восточной части Молдавии, находящейся под контролем Тирасполя) также получили румынское гражданство».
Есть и кое-что другое. В законопроекте о национальной обороне предлагается создать новую структуру под названием Национальный военный командный центр (CNMC), который будет отвечать за координацию и управление всеми силами обороны, включая войска Североатлантического альянса, размещенные в Румынии. Кроме того, подчёркивается важность интеграции и оперативной совместимости румынских вооруженных сил с силами НАТО и Евросоюза, что «отражает ответственность, которую Бухарест взял на себя в качестве члена этих организаций, и подчёркивает его твердую приверженность международному сотрудничеству в области безопасности». Иначе говоря, определённые страны-члены Североатлантического альянса смогут в перспективе прикрыться «румынской шапкой» в ходе той или иной заграничной интервенции.
Прежде всего, это актуально для Парижа. В одном из своих рассуждений о возможном вводе западных войск в Одессу президент Франции Эммануэль Макрон связывал в единое целое Румынию, Молдавию и Украину. Как сообщало в марте 2024 года издание Army Recognition, Франция собирается увеличить в несколько раз военный контингент в Румынии до весны 2025 года. На данный момент в стране размещен французский контингент численностью в 750 человек, на его вооружении находятся 13 танков Leclerc, неназываемое количество САУ CAESAR и реактивных систем M270 LRU, бронемашин VBCI и VAB. Париж предполагает нарастить свое присутствие до 4 тысяч военнослужащих и придать им дополнительно 37 танков Leclerc. Ранее некоторые французские аналитики рисовали карты, на которых Приднестровье обозначалось в качестве двух опорных точек базирования французов. Но удовольствуется ли этим Румыния, чьи солдаты неизбежно войдут в корпус интервентов?
«В Румынии ультраправая партия «Альянс за единство румын» (AUR) ведёт кампанию за аннексию приграничных с Украиной регионов - Бессарабии, Северной Буковины и Герцкого района Черновицкой области, - сообщал в марте 2024 года парижский журнал Le Grand Continent. - В своём манифесте партия подчёркивает, что «политическое воссоединение двух румынских государств [Румынии и Молдавии] является главной стратегической целью. С момента своего создания в 2019 году AUR выступает за «воссоединение» Румынии с Молдавией. Эта идея довольно часто обсуждается румынской общественностью - миллион молдавских граждан имеют и румынское гражданство, а бывший президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно отстаивал перспективу объединения, в том числе на наших страницах. Но после входа России на Украину «Альянс за единство румын» смотрит дальше и добавляет украинские приграничные регионы в категорию территорий, которые должны быть «воссоединены».
Официально Бухарест поддерживает киевский режим. Но не все на Украине верят в его «бескорыстие». Известная украинская писательница Оксана Забужко, рассуждая в августе 2023 года о том, почему российская армия не наносит удары по Закарпатью и Черновицкой области, а в Галиции бьёт «только по военным объектам», приходила к выводу о «сделках». Якобы Москва пообещала Закарпатье отдать Венгрии, надеется договориться с польскими правыми о «дистрикте Галиция» и с Румынией о Буковине. Сейчас Бухарест намерен разрешить себе заграничные военные миссии, что подогреет ожидания отправки потенциальных интервентов на Украину. Безусловно, она может произойти и с согласия киевского режима в рамках совместного отражения «гибридных угроз». Но есть вариант, когда разрешения Киева спрашивать не будут, а приказ о входе в Черновицкую область будет мотивирован необходимостью защитить «румынских граждан, находящихся в опасности».
Так, когда в ноябре 2023 года черновицкий Банченский монастырь начали обыскивать украинские военные, в Румынии это вызвало возмущение. Румынское издание Capital квалифицировало происходящее, как «террористическую провокацию представителей армии Зеленского против монастыря этнических румын». После чего в конце февраля 2024 года Синод Румынской православной церкви учредил Румынскую православную церковь на Украине, объяснив это «поддержкой инициативы румынских православных общин на Украине по восстановлению общения с матерью-Церковью, Румынским патриархатом». Так что следующим шагом Бухареста в ситуации, когда киевский режим терпит одно поражение за другим и теряет управляемость страной, вполне может стать административное «восстановление общения» с Северной Буковиной, нынешней Черновицкой областью, которая с 1918 по 1940-е годы являлась частью Королевства Румыния.
Первоисточник:
https://iarex.ru/articles/127370.html