Есть чему поучиться нам на Востоке. Особенно бывшем османском, где умеют в кнут без пряника. Стоило главному предателю армянского народа варчапету Пашиняну брякнуть во Франции: мы готовим заявку на вступление в Евросоюз ... в Баку сказали «подержи мой щербет» и потребовали от Еревана немедленно передать четыре села в Тавушской области Армении.
Высший пилотаж, моё почтение. Не буду погружаться в глубины веков, что там принадлежит и кому исторически - не суть. Исконными армянскими землями (при прочих равных) можно было считать Арцах/Нагорный Карабах, в части остальных территорий современной Армении можно говорить только об отдельных анклавах типа христианского центра Эчмиадзина или пригородов Еревана/Эривани, узкой полоски земли вокруг Севана. Но на подобные вещи Восток всегда смотрит не с точки зрения «международного права» или «нации на самоопределение». А исключительно с позиции силы. Могу - значит, владею. Так что Ереван может открывать новую Книгу Скорби.
Что хотят турки и азербайджанцы? Почему названы четыре эксклавных села, а не имеющееся пограничье. Все они расположены на единственной приличной дороге Ереван-Тбилиси, и как только в них появятся военнослужащие Азербайджана ... к ним немедленно будут пробиваться «коммуникации», защищённые линии снабжения. Тонкой (или не очень) лентой разрезав Армению, перекрыв ей доступ как в Иран, так и Грузию. Такой вид военно-полицейских операций всегда назывался блокадой, в зависимости от применяемых сил и средств. То есть, претензии на четыре села ... всего лишь пролог или эпиграф к новому историческому триллеру. За данной претензией рекой польются новые, дабы создать связность территорий.
И да, через ключевое «спорное» село Варин проходит газопровод. Так что громкие воодушевлённые вопли шайки варчапета Никола о вступлении в Евросоюз получили зримый расклад. От турок в первую очередь, которые в прихожих Брюсселя толкутся более сорока лет. А тут получившие два национальных позора и военных разгрома проходимцы посмели поперёк султана проскользнуть в «райские сады» с гуриями типа Урсулы фон дер Лайен, да простит Всевышний автору столь гадкий сарказм.
Турция с Азербайджаном уже все жданики съели, каждый день напоминая: «дорогие наши эуропэйцы из шашлычных Эривани, вы обязались до начала 2024-го года сесть за стол переговоров о судьбе Зангезурского Коридора, определить статус здешней автомобильной и железной дороги из Баку в Нахичевань (и далее в Турцию через Сюникскую область Армении). Да, это будет неприятно, вывод из-под армянской юрисдикции толики земель. Но ... формулу «Vae victis» никто ещё не отменил, посему смиритесь.
Нужно отдать должное нео-османам, они всегда предлагают две «пилюли» на выбор - горькую и вызывающую рвотный рефлекс. В октябре 2023-го Баку прислушался к инициативе Ирана (молчаливо одобренную Россией) и быстренько на коленке проложил Зангезурский Коридор не по историческим маршрутам, а в персидских землях. Ильхам Алиев поднял бровь и спросил: ладно, пусть так, мирный договор будем подписывать?
Шайка варчапета устроила гвалт и бросилась по Европам искать неведомую поддержку, поскольку подписание такого Соглашения подразумевало историческую демаркацию границ, крайне невыгодную армянам и ... делало настоящий Зангезурский Коридор демилитаризованной зоной с полной свободой транспортного сообщения под охраной Пограничной Службы ФСБ России (согласно трёхсторонним договорённостям 2020-го года). Так планировалось завершить прокладку того самого «Срединного Коридора», по которому в Турцию хлынут китайские товары. После событий 2022-го вопрос стал на порядок актуальнее, поскольку транзит через Россию усложнился.
Несмотря на максимально выгодные предложения распутать транспортные узлы отношений через Иран или при посредничестве России - политические армяне Пашиняна затевают смертельную игру. Прекрасно понимая, что никаких обещанных французами «гарантий безопасности» им не видать. Турция с Азербайджаном не для того почти тридцать лет готовились к переделу сфер влияния в Закавказье, чтобы галльским петухам отдавать добычу, по рангу положенную только аутентичным малоазийским грифам.
История предательства
Армянский народ, как любой другой, выделил из своей среды немало былинных героев, туманных и легендарных воителей, храбрецов, борцов за свободу, реальных исторических персонажей, достойных всеобщего почитания и поклонения. Но ... стихия места такая, наверное - любые устремления армян стать самостоятельными расшибались о предательство их элит. Имеющих тысячелетний опыт торговли национальными интересами, верой, землями.
Начнём с истоков, святыни армянской истории Тиграна Великого (140 год до н. э. - 55 год до н. э.), на сорок лет сделавшим античную Армению равновеликой Риму на Востоке. Начал он свой былинный путь ... странно, попав в заложники к парфянам при царе Митридате II. Выкупив свободу и свой царский трон за «70 плодородных долин, населённых армянами» где-то на северо-востоке современного Ирана. Великому полководцу потребовалось немного времени, чтобы набраться сил и сокрушить Парфию, вернуть утраченное.
И был у Тиграна Великого сын и наследник, известный историкам под именем Тигран Младший. Вознамерившийся занять трон отца, когда тот был в каппадокийском походе. Составив заговор из нескольких нахараров (потомственный княжеский титул), дворцовый переворот провалил, бежал к парфянского царю Фраату III и женился на его дочери Клеопатре. Получив от тестя немного войск, дополнив их такими же предателями, как он сам - поддержал римскую осаду крепости Арташат. Да-да, тем временем в тех землях резвились римляне во главе с легендарным Лукуллом, против которого интриговал не менее легендарный Помпей. К нему Тигран Младший и прибился после неудачной осады, всеми силами убеждая свергнуть отца.
Не усвоив главный принцип правления Рима - разделяй и властвуй. Прожжённый политик Помпей через армянина-предателя заручился поддержкой нескольких нахараров, устроил с Тиграном Великим не менее великий торг. Мол, сохраняй за собой трон, плати дань, помогай нам сокрушить парфян, но часть территорий Армении получат статус независимых полу-царств и автономных княжеств. Их потерю Тигран Великий компенсирует последующими победами и переделом Парфии. Не задалось.
Парфяне выстояли, римлянам отменно наваляли, а метавшийся Тигран Младший (за пять лет успевший побывать в трёх противоборствующих лагерях) сгинул в оковах где-то в Риме. А его упрямый отец сохранил трон и уважение всех античных прохиндеев того времени. Но трещины этого предательства вскоре расшатают централизованную власть, с каждым новым царем Великой Армении потомственные элиты старались прислониться к своим соседям, славно приторговывая землями и подданными в обмен на личную власть.
Даже с кочевниками Причерноморья шашни водили, регулярно приводя их пограбить свою родину. Но сокрушило Армению именно религиозное предательство во времена царя Аршака II (350 - 367 гг. н.э.), когда два самых влиятельных нахарара были куплены правителем Персии Шапухом II, склонявшим армян к принятию зороастризма (взамен набиравшему силу христианству). Заводила этого предательства князь Меружан Арцруни, кстати, организует первый геноцид армян, приведя в свои земли персидское войско и устроив настоящую резню единоплеменников.
За одно только слово на родном языке рубили головы, что привело к любопытному обратному эффекту. Впервые Священное Писание переводится на армянский, появляется национальная письменность, армяне открывают свои школы и отказываются учить в них греческий и ассирийские языки. Противостояние с Сасанидской Персией переходит на новый уровень «священной борьбы» за Веру, а развал страны останавливается именно первыми подвижниками будущей Армянской Апостольской Церкви.
Наступает 428 год, Армения теряет государственность, большая часть ее земель отходит Персии юридически, но де-факто сохраняется автономия, просто здешних правителей из высшей знати называют «министрами». Армией командуют армяне, христианская Церковь признаётся и пользуется привилегиями, а формой зависимости от Сасанидов являются лишь налоговые обременения с личных доходов армянского спарапета-царя, фигуры скорее декоративной в то время, военного вождя при полном консенсусе элит.
Так началась короткая эпоха «Марзпанской Армении», состоявшей из провинции Айрарат, Туруберан, Сюник, Васпуракан, Мокк-Тайк и ... Арцах, если что. В принципе, жизнеспособная держава на площади 145 тысяч квадратных километров с трёхмиллионным населением. Но был нюанс, как положено загадочным тоном произносить - наследники и старшие сыновья всех этих «королей» (да-да, некоторые наместники так себя величали), князей и губернаторов ... с малых лет отдавались заложниками к персидскому двору, воспитывались до совершеннолетия в персидской культуре и вере.
Таким был и главный предатель армянского народа Васак Сюни, тщательно отмываемый сегодня армянской историографией в статусе «прагматика». Он был назначен персами наместником Армении и Грузии (ок. 441 - 451 гг.), а после смерти отца вызван Ездигердом II в Ктесифон вместе со всей армянской высшей знатью и тогдашним спарапетом Варданом Мамиконяном. Где от элиты Марзпанской Армении потребовали принять зороастризм. Поднялось восстание. Князь Васак Сюни (уже отказавшийся от христианства) сначала поддержал свой народ, собрал примерно треть армии под свои знамёна (около семи тысяч бронированных всадников-катафрактов), активно искал контакты с Византией, дабы совместно с ромеями отстоять независимость страны.
Но данная кипучая деятельность была поверхностным блефом, поскольку Васак Сюник тайно сколачивал персидскую партию среди высшей армянской знати. И когда в апреле 451 года Сасаниды посылают для подавления восстания большое войско, армяне выходят на бранное поле Аварайрской равнины на берегах реки Тхмут - попадают впросак. Обнаружив утром, что лагерь сторонников князя Васака пуст, а лучшая конница Армении стоит в рядах противника. Спарапет Мамиконян героически погиб, бросившись с горсткой храбрецов на строй персидских боевых слонов, армия разбежалась.
После Армения погрузилась в эпоху междоусобиц, распрей нахараров, их постоянных измен спарапетам-царям, попытками отдать свой народ под руку новой великой силы Востока - арабам, принявшим ислам. А потом вновь персам, как только пассионарный порыв бедуинов был остановлен.
Не менее примечательно предательство середины XVIII века, когда правитель Карабахского княжества Варанда Мелик-Шахназар фактически отворил ворота тюркам дорогу на Шушинское Плато, согласившись сформировать там Карабахское ханство. Получив за измену очень много золота, домашнего скота, зерна, а так же земли Зангезура, Капана и Мегри. Так будущие азербайджанцы посчитали вправе претендовать на исторический Арцах и весь Сюник. Несмотря на преобладание там армянского населения.
В каждом эпизоде предательства со времён Тиграна Младшего была классическая схема распада национального единства, не каждый народ или Империя такое переживали. Личные амбиции, борьба за власть с опорой на сабли и штыки смертельных врагов-иноверцев, внутренняя грызня о главенстве и старшинстве знатных родов, - это скучная история, многократно повторяющаяся во всех закоулках Ойкумены. Пережитая армянами.
Как обычно, национальными предателями становятся высокопоставленные вельможи или облечённые реальной властью правители. Простой народ не имеет такой возможности, он лишь способен найти в себе силы свернуть шею таким подонкам. Либо смиренно склонить шею. Армяне на протяжение двух тысячелетий демонстрировали второй подход, перемежаемый яркими, героическими ... но безнадёжными попытками отстоять великую мечту о Великой Армении легендарного Тиграна Великого. Но раз за разом теряли земли, лучших представителей народа, суверенитет. Оказавшись на грани полного исчезновения и растворения в тюркском мире.
Выводы
Бесполезно взывать к исторической памяти армянского народа, дважды избравшему на свою бедовую голову малообразованного блогера-болтуна на грантах Сороса. Талантливый, предприимчивый и трудолюбивый народ, веками создававший мощь Персии, Османской и Российских Империй в том числе - сегодня столкнулся с последним вызовом своей протяжённой истории. Поскольку конфигурация такова, что каждая «очередная территориальная претензия» Азербайджана будет регулярной. До тех пор выдвигаться, пока от современной Армении не останется в формате ограниченной автономии город Ереван (не факт, вообще-то) и несколько анклавов у озера Севан.
Только Российская Империя и потом Советский Союз смогли выработать для здешних пылких земель идеальную формулу сосуществования различных народов и национальностей - гражданский, межэтнический и межконфессиональный мир на основе апелляций в имперский центр. При условии служения национальных элит во имя общего блага. Пусть грубо прозвучит, но как только некие «патриоты» начинали упираться рогом в свою историческую древность, право первородства, старшинство или особое привилегированное положение - то они немедля получали по башке.
СССР довёл форму общежития до совершенства, предложив помнить о своих этнических корнях, чтить древние традиции и культуру, разговаривать на своём языке и молиться (пусть и тайком) своим богам. «Старший Брат» вёл себя по-разному, но категорически не допускал межэтнических дрязг, бывших для Закавказья «мodus vivendi», образом жизни. А равномерная экономическая политика позволяла здешним потомственным драчунам жить так, как никто другой богато и вальяжно. Здесь не знали бед среднерусской полосы типа мизерного дохода, тотального дефицита, скрытой безработицы.
Наоборот, всячески (почти насильно) строились сбалансированные «национальные экономики» на основе национальных форм образования, даже Академии Наук процветали к величайшему изумлению всего «цивилизованного мира». А уж как пестовались национальные традиции и высокая Культура - это отдельный жанр социальной инженерии «проклятого совка-оккупанта». Замысел идеологов советской власти был понятен: требовалось в склочном и веками раздираемом кровопролитием регионе ... создать устойчивое и процветающее общество гражданского многонационального мира с высочайшим самосознанием, образованием, человеческим достоинством.
Союз похоронили, хорошо или плохо - история рассудит. Что продемонстрировало Закавказье (как и прочие национальные окраины)? Средневековую патологическую тягу к размежеванию на цеховые кварталы, анклавы, диаспоры и общины. На основе отторжения всех прежних «скреп», удерживающих гражданский мир. Словно из плесневелых подвалов, были извлечены мнимые и реальные обиды, какая-то мифическая жертвенность через псевдоисторические факты, «страдания под оккупацией», гонения на протяжении фантазийного исторического пути со времён шумеров.
Армянский народ (как и азербайджанский с грузинским) современности прошёл весь этот путь под вой и стенания дремучих националистов, немедля развязавших братоубийственные войны после обретения так называемой независимости. Самостоятельно заключив свои свежеиспечённые государства в кокон «борьбы». За язык, суверенитет, культуру, право иметь голос в мировом сообществе. На деле ... лихорадочно начав поиски Старшего Брата, за спину которого можно спрятаться, при этом возвышая голос на соседей и устраивая из собственного нового статуса ... грязную торговлю всем и вся.
Повадки лимитрофа, утратившего свою субъектность. Нацеленность на предательство, конфронтацию, продажность, зависимость. Где вместо вековой культуры - её большей частью вымышленный суррогат в логике «я тут один мушкетёр, а вы .... экстремисты», примитивное понимание политики, поиски виноватых исключительно вовне. И постоянная ложь, помноженная на постоянную величину «вечной жертвы». С ожиданием Спасителя.
Ну вот, армяне дождались его, устроив в 2018-ом свой майдан. Не заглянув в биографию, назвав Никола Пашинян просто «хорошим человеком». На робкие попытки России подумать хорошенько - брезгливо ответили «не ваше рабское дело», хватит вмешиваться в дела суверенного народа. Хорошо, мы и не вмешивались, хотя через два года фактически спасли Нагорный Карабах, дали время на признание своих ошибок. Не в коня корм оказался. Теперь русские вновь виноваты, теперь уже за своё нежелание спасти Армению от военно-политического позора, потери единственной исторической территории.
Пашинян требует вывода наших пограничников, устранения военной базы в Гюмри, грозит словесно выходом из ОДКБ (не предоставив ни одного официального документа в Секретариат)? Зачем? Такова заскорузлая логика продукта пиар-технологий, быть всегда на гребне волны «вечной жертвы». Чтобы орать в наступающие страшные для армян времена - нас предали и бросили, не поддержали законную власть, сговорились с врагами маленькой и гордой страны. Примитив и лютая дичь ... но она работает. Поскольку утрачена культура общежития и поддержания гражданского мира. Продана.
Не будет Франция защищать Ереван, некому сегодня прийти на помощь утратившему разум гражданину Армении. Старший Брат в лице почуявшего кровь турка-османа решает свои нерешённые проблемы руками азербайджанцев, резко поумневшие грузины наблюдают со стороны, а персы и русские только в изумлении головами качают. Соблюдая вынужденный нейтралитет, поскольку держатся за обветшалое «международное право» и классическую дипломатию. Считая неприличным напомнить когда-то великому народу его главные исторические просчёты. Когда усилиями всего нескольких персонажей Великая Армения превратилась в полное ничто. Кысмет ...
Отсюда:
https://jurii45.livejournal.com/776359.htmlПервоисточник:
https://dzen.ru/a/ZfPtIBBvqylDFuKL