Военные известия

Sep 20, 2024 07:03

До начала конфликта условия жизни в Газе уже были неудовлетворительными. В XX и начале XXI века Газа быстро урбанизировалась, и рост населения обогнал возможности ограниченного в ресурсах муниципалитета по предоставлению основных услуг жителям. Городское планирование было плохим, а инфраструктура, обеспечивающая город питьевой водой и электроэнергией, не обладала ни устойчивостью, ни резервами. Ситуация усугублялась тем, что ХАМАС использовал строительные материалы в военных целях, что заставляло ЦАХАЛ поддерживать блокаду Сектора Газы и ограничивать доступ к материалам двойного назначения. ЦАХАЛ располагал обширными средствами наблюдения и сбора информации о гражданском населении, но, учитывая отсутствие физического присутствия в секторе Газа в годы, предшествующие 2023 г., а также тот факт, что эти средства были ориентированы на обеспечение безопасности и не предназначались для гуманитарной работы, их необходимо было дополнить специальными гуманитарными механизмами, которые могли бы действовать на многосторонней основе и объединять различные неправительственные организации (НПО), международные агентства и израильские государственные структуры.
Учитывая численность населения и беспорядок, вызванный конфликтом, вскоре после его начала возникла необходимость в большом объеме гуманитарных поставок. Эта потребность усугубилась в связи с повреждением инфраструктуры Газы, когда возникла также необходимость в доставке бутилированной питьевой воды. Первоначально поставки в Газу были затруднены из-за стремления Израиля изолировать ее и объявить полную ее осаду. На политическом уровне блокада стала предметом дискуссии, связанной с рычагами давления на освобождение заложников, причем ХАМАС угрожал казнить заложников в ответ на удары. Эта первоначальная мера, принятая после 7 октября, была контрпродуктивной и быстро была отменена под давлением международного сообщества. Однако после того, как гуманитарная помощь в принципе была дозволена, обеспечение доставки в Газу достаточного ее объема оставалось сложной задачей.
Как только силы ЦАХАЛ начали действовать на территории Газы, основным ограничением для потоков гуманитарной помощи стал досмотр грузов с целью предотвращения военного снабжения ХАМАС. На ранних этапах операции скорость поступления помощи составляла около 70 грузовиков в день, что было явно недостаточно для поддержки населения. В начале 2024 г. этот показатель вырос до 140 грузовиков в день, а на момент написания статьи составлял от 300 до 400 машин ежедневно. Однако эти показатели по-прежнему ниже, чем в период до конфликта.

Самой проблемной составляющей поставок на грузовиках был вопрос о том, кому доверить их досмотр на предмет поиска военной продукции, предназначенной для ХАМАС. Учитывая, что перед войной ХАМАС перевез в Газу большое количество образцов вооружения, Израиль настороженно относится к тем, кто ранее управлял контрольно-пропускными пунктами и инспекциями. Это недоверие, вероятно, привело к относительно слабой координации с организациями, пытающимися перевезти грузы в Газу. Например, гуманитарные организации сообщали о неопределенности в вопросе о том, что является продукцией двойного назначения, которую запрещено перевозить.
Существует множество способов улучшить процесс доставки помощи в Газу. Однако большинство из них зависят от конкретных условий. Для целей данной работы наиболее актуальной проблемной областью в гуманитарных операциях является распределение помощи. Эта задача осложняется непосредственной близостью позиций ХАМАС к гражданским объектам, что означает, что практически любая часть Газы неизбежно примыкает к местам, откуда могут производиться атаки. Таким образом, отделить районы военных действий от районов гуманитарных операций оказалось непросто.
Кроме того, простое разрешение на доступ гуманитарной помощи в Газу также было сопряжено с трудностями. Во-первых, там, где потребность в помощи была наибольшей, отчаяние гражданского населения приводило к насилию вокруг центров распределения помощи, из-за чего работники гуманитарных миссий нуждались в защите. Даже там, где процессы были в большей степени упорядочены, не все шло гладко. Кража грузов, совершаемая ХАМАС для обеспечения собственных войск, несомненно, представляет интерес для ЦАХАЛ. Кроме того, контроль над продовольствием - это прямой путь к установлению контроля над населением. Поскольку одной из целей Израиля в войне является исключение возможностей ХАМАС контролировать население, предоставление ХАМАС возможности контролировать распределение помощи прямо противоречит целям Израиля. Дополнительные осложнения возникли в самом Израиле, когда израильские граждане в знак протеста нападали на колонны, доставлявшие гуманитарную помощь. Примечательно, что ЦАХАЛ был менее активен в предотвращении такого рода срывов поставок. И хотя, возможно, было бы предпочтительным оставить гуманитарную деятельность соответствующим организациям и тем самым обеспечить определенное разделение между ЦАХАЛ и гражданским населением, на практике ЦАХАЛ пришлось принимать активное участие в защите и распределении помощи в Газе. Даже в тех случаях, когда гуманитарные работники руководили доставкой помощи, их передвижение приходилось согласовывать с маневрами и огнем войск ЦАХАЛ. Еще одним осложняющим фактором стало требование к ЦАХАЛ задействовать возможности инженерных войск для восстановления доступа к некоторым ресурсам и услугам.
Постоянной проблемой для ЦАХАЛ было и то, что распределение помощи могло переходить под управление ХАМАС и использоваться для сохранения контроля над местным населением, тем самым препятствуя выполнению одной из военных целей Израиля. Однако возьмись ЦАХАЛ за распределение, пункт раздачи гуманитарной помощи также станет целью для нападения, на которое ЦАХАЛ ответит, рискуя жизнью мирных жителей в неизбежном перекрестном огне. Кроме того, существовал риск столкновений между отчаявшимися гражданскими лицами и военнослужащими, которые могли применить силу в целях самообороны.
Еще одним аспектом гуманитарного положения стало воздействие на инфраструктуру здравоохранения и управление ею. Во-первых, во время крупных перебросок войск ЦАХАЛ несколько раз перекрывал доступ к интернету и телефонной сети в Газе, чтобы ограничить возможности ХАМАС быть в курсе о ходе переброски. Это имело военный смысл, но также нарушало координацию предоставления медицинских услуг в эти периоды. Поэтому на ЦАХАЛ было оказано значительное международное давление с целью восстановления работы системы здравоохранения. Боевые действия в Газе оказали разрушительное воздействие на инфраструктуру здравоохранения, а последствия этого воздействия будут иметь долгосрочный характер. ЦАХАЛ старался не вести огонь непосредственно по функционирующим зданиям больниц с охраняемым статусом. Однако по мере того, как больницы оказывались в изоляции, они также переставали функционировать. После этого ХАМАС занял некоторые больничные комплексы, такие как «Аш-Шифа», и стал управлять ими. В этот момент больница потеряла свой охраняемый статус, и боестолкновения в этом районе и вокруг него уничтожили комплекс. Это в какой-то степени аналогично бомбежке силами международной коалиции здания больницы в Мосуле, поскольку оно перестало функционировать как медицинское учреждение и удерживалось боевиками «Исламского государства» (запрещено в РФ). Хотя такие действия могут быть законными, долгосрочные последствия разрушения медицинских учреждений весьма серьезны. Более того, альтернативные варианты оказания медицинской помощи не были легкодоступны, особенно в условиях перебоев в поставках медикаментов, необходимых для поддержания работы медучреждений.
Разумно заключить, что ЦАХАЛ предпринял попытки решить гуманитарные проблемы, продолжая при этом преследовать свои военные цели. Но ни одна из принятых мер не смогла предотвратить значительный ущерб гражданскому населению. Условия жизни в Газе остаются очень плохими с точки зрения санитарных норм, возможности выходить за пределы районов активных боевых действий, доступа к продовольствию и медицинскому обслуживанию. Урок для военных, наблюдающих за конфликтом, является предостерегающим. Многие требования, предъявляемые к ЦАХАЛ гуманитарными организациями, несовместимы с выполнением поставленных перед ним военных задач. Эти противоречивые императивы остаются запутанными и сложными, и в долгосрочной перспективе оказываются очень вредными для ЦАХАЛ в политическом плане. Изучение и совершенствование методов оказания гуманитарной помощи в условиях городских войн, когда боевые действия ведутся в непосредственной близости от важных объектов, - задача, заслуживающая дальнейшего рассмотрения британской армией и другими оборонными ведомствами.

Отсюда: https://bmpd.livejournal.com/4858502.html
Первоисточник: https://cast-store.ru/isr-gaza
Далi буде.

Война, Израиль

Previous post Next post
Up