Вопросы истории

Sep 13, 2024 11:31

В 1914 году еврейское население Палестины составило 10% - это было меньшинство, но, как отмечает американский автор, «значительное меньшинство», тылом которого в первую очередь были Европа и США. Поддержка тыла росла по мере роста сионистского движения и роста антисемитских настроений, в 1920-е годы в первую очередь в Восточной Европе. Рост еврейской общины Палестины стал вызывать все большее недовольство палестинских арабов. В марте 1921 года Палестину посетил министр по делам колоний Черчилль. Накануне его приезда прошли анти-сионистские демонстрации. 28 марта Черчилль принял в Иерусалиме делегацию во главе с Мусой Казем аль-Хуссейни. Он протестовал против декларации Бальфура и назначения Самуела. Черчилль заявил, что декларация была «явно правильной», а Великобритания заплатила за право распоряжаться Палестиной кровью своих солдат. Диалог не состоялся. Вслед за этим Черчилль встретился в Иерусалиме с эмиром Трансиордании Абдуллой. Высокий визитер предложил эмиру создать, разумеется, под протекторатом Лондона, единое арабское государство, которое включило бы в себя и Палестину. Тот согласился.
Вскоре обстановка резко изменилась. Почти сразу же после визита министра умер муфтий Иерусалима Камил аль-Хуссейни. Это была знатная арабская фамилия, представители которой несколько поколений занимали пост муфтия Иерусалима. На выборах нового муфтия было несколько кандидатов. Главными претендентами были шейх Хасан аль-Дин Джаралах и Амин аль-Хуссейни. Он стал лидером недовольных. В 1914 году Амин аль-Хуссейни окончил военное училище в Константинополе, затем служил в Смирне, а в 1917 году был освобожден по состоянию здоровья от военной службы и вернулся в Иерусалим. Бывший офицер османской армии, он активно включился в борьбу с еврейской общиной в Палестине. 4 апреля 1920 года в её столице произошел еврейский погром, по версии администрации - спонтанный, по версии лидеров иудейской общины - подготовленный, причем в этом принял участие аль-Хуссейни.
В апреле состоялись выборы муфтия, на которых большинство голосов получил Джаралах, Хуссейни занял четвертое место. Это был странный результат, учитывая почти всеобщую поддержку последнего. 19-20 апреля в арабских районах стали распространяться листовки с призывами оказать сопротивление попыткам сионистов повлиять на выборы муфтия. Обстановка резко усложнилась. 1 мая в Тель-Авиве прошла демонстрация евреев-коммунистов под лозунгами «Советской Палестины», на них напали евреи-социалисты. Вскоре в конфликт вмешались арабы. Уже под конец дня было убито 27 евреев и 3 араба, 104 еврея и 34 араба получили ранения. Самуел обратился за помощью к армии и получил отказ. Военные предложили использовать полицию, которая, кстати, была ненадежна. Джаралах отказался от поста муфтия Иерусалима. 8 мая были вновь проведены выборы, на которых победил Хуссейни. В январе 1922 года избрание было утверждено Высоким Комиссаром - Самуелом. С этого момента во главе борьбы с еврейской общиной Палестины стал аль-Хуссейни.

После майских столкновений 1921 года Самуел был вынужден заявить о временном прекращении «массового» въезда евреев в Палестину. Почти одновременно с майскими волнениями 1921 г. в Иерусалиме прошел IV съезд палестинских арабов, на котором была сформирована делегация, отправившаяся в Лондон. С августа 1921 по август 1922 г. она безуспешно пыталась добиться на переговорах с чиновниками Colonial office прекращения иммиграции евреев в Палестину. В ноябре 1922 года делегации были направлены в Турцию и на конференцию в Лозанну. Успеха они также не имели. Муфтий вел активную борьбу за симпатии европейцев и американцев, посещавших Палестину, но в 1925 году он ознакомился с «Протоколами сионских мудрецов», которые произвели на него сильнейшее впечатление. Аль-Хуссейни стал настроен все более воинственно, тем более, что попытки арабских политиков добиться решения своих целей путем посылки делегаций, петиций, организации бойкотов и забастовок к середине 1920-х явно потерпели крах.
Тем временем, несмотря на заявления британских властей, еврейская имиграция в Палестину только увеличивалась, и на этот раз за счет польских евреев. «Они открывали фабрики, магазинчики, ремесленные мастерские, - пишет современный израильский историк, - и начинали заниматься спекуляцией земельными участками. Изменился облик Тель-Авива и других городов Эрец-Исраэль. Как грибы после дождя, росли новые, беспорядочно застроенные улицы и кварталы; насаждались цитрусовые плантации и тут же начинали переходить из рук в руки, причем цены на них непрерывно вздувались; мелкие лавочки, столь характерные для еврейских кварталов польских городов, добрались, наконец, и до Ближнего Востока.» Сильнейший прирост еврейской общины наблюдался после 1933 года. Если в 1932 году в Палестине проживало 180 тыс. евреев, то в 1933 году - уже 209 тыс., в 1934 - 253 тыс., в 1935 - 320 тыс., в 1936 - 370 тыс. В 1937 и 1938 гг. темпы этого прироста снизились - 386 и 399 тыс. чел. Население некоторых городов Палестины быстро росло и они менялись не только качественно, но и количественно.
В 1880 году в Иерусалиме жило 30 тыс., в 1922 году - 62,5 тыс. чел., в Яффе в 1880 году проживало 10 тыс., а в 1922 году - 47,7 тыс. чел, в Хайфе эти показатели составили 6 и 24,6 тыс. чел. Иммигранты оседали в двух важнейших портах и Иерусалиме. При этом население других городов увеличивалось без скачков: в Сафеде в 1880 г. проживало 7,5 тыс. чел, в 1922 г. - 8,8 тыс. чел, в Хевроне - 10 и 16,6 тыс., в Тиверии - 3 и 8,8 тыс. чел. и т.д. К середине 1930-х возник новый город - Тель-Авив с населением в 150 тыс. чел., в Иерусалиме проживало уже 125 тыс. чел., в Хайфе - 100 тыс. чел., в Яффе - 52 чел. Тель-Авив был полностью еврейским, остальные города имели уже преимущественно еврейское население. Следующим по численности был арабский центр - Наблус. Он имел население только в 17 тыс. чел. В 1922 году в Палестине проживало 757 182 чел., из них 590 890 мусульман, 83 794 иудеев и 73 024 христиан. В 1929 году численность мусульман выросла до 682 443 чел., иудеев до 154 330 и христиан до 80 255 чел. К 1936 году численность иудеев выросла до 370 тыс. чел. Естественный рост арабского населения и рост еврейской иммиграции делал неизбежным конфликт из-за земли, а сионисты продолжали скупать её, используя все возможные средства и способы.
Британские власти считали необходимым твердо установить в колонии принцип частной собственности, заменив им существующие отношения, основанные на Оттоманском законе о земле 1858 года. Османские власти закрепляли право собственности за представителями местной элиты, а не за её реальными пользователями или владельцами. Причина была проста - это упрощало сбор земельного налога. В результате синонисты получили возможность и дальше выкупать землю у шейхов, часто живших вне Палестины. Если в 1920 году евреям принадлежало 454 860 дунамов земли, то в 1929 году - 968 234, в 1936 году - 1 215 237 и в 1939 году - 1 299 857 дунамов. Арабские крестьяне, проживавшие на скупленных сионистами землях, изгонялись. Количество безземельных арабов, появившихся таким образом, постоянно занижалось еврейской и повышалось арабской стороной, но к концу 1935 года британская админиcтрация насчитывала таковых между 3 и 4 тыс. чел. Между тем, арабы проживали в Палестине после её завоевания в 634 году и считали себя полноправными хозяевами этой земли. Еврейское население по-прежнему уступало арабскому в численности, но выигрывало в организованности. На выкупленных землях организовывались поселения, арабы вытеснялись. В конце августа 1929 года вновь произошли столкновения между общинами.
Они начались с нападений на евреев и их собственность, в течение нескольких дней в Палестине фактически шли межнациональные столкновения. Местная полиция не смогла остановить насилие. В Палестине было 292 полицейских, британских войск не было, и их пришлось перебрасывать из Египта. В результате волнения продолжались почти неделю, было убито 133 еврея и 116 арабов. Британское правительство немедленно вслед за успокоением назначило комиссию по расследованию во главе с крупным юристом сэром Уолтером Шоу. В конце марта 1930 года он представил доклад, в котором возложил ответственность за случившееся на арабскую сторону. Для успокоения общественного мнения была создана еще одна комиссия во главе с сэром Джоном Хоуп Симпсоном. Она должна была рассмотреть экономические причины конфликта. Комиссия пришла к выводу, что экономическая активность сионистов ставит под угрозу экономические положение арабов.
Муфтий аль-Хуссейни, ставший к этому времени безусловным лидером борьбы палестинских арабов с сионистами, попытался добиться интернационализации конфликта за счет вовлечения в него мусульманских государств, прежде всего - Ближнего Востока. 6 декабря 1931 года в Иерусалиме был проведен III Исламский съезд. Планы муфтия были сорваны - Турция, Албания, Египет, Хеджаз, Ирак были представлены только неофициально. Свое согласие принять участие высказал король Саудовской Аравии Абдул-Азис ибн Абдуррахман аль Сауд, но он так и не приехал, сославшись на то, что приглашение пришло поздно. Из правителей региона был представлен только король Северного Йемена - Яхья бен Мухаммед. Конгресс провалился, но наметилась тенденция объединения арабских политических сил для решения палестинской проблемы. Съезд способствовал и заметной активизации пантюркистов, главную роль играли многочисленные в регионе выходцы из Кавказа и Средней Азии.
В 1930-е годы центр европейского антисемитизма переместился в Германию. Еще 24 февраля 1920 г. была принята первая Программа НСДАП, которая предлагала прекратить въезд в страну Ostjuden - «восточных евреев» - и депортировать тех, кто приехал в рейх после 2 августа 1914 года. Что касается остального еврейского населения, то признавалась желательным их постепенное выселение. Отношение к евреям было негативным, но их отъезд в Палестину поощрялся. Генконсул Германии в Иерусалиме Генрих Вольф активно поддерживал переселение. Следует отметить, что в этот период США воздерживались от поддержки сионистов в Палестине, не смотря на активность еврейских организаций в Северной Америке. В мае 1933 года начались переговоры между представителем сионистских организаций Самуилом Коэном и представителем Министерства экономики доктором Гансом Хартенштейном. В результате в августе 1933 года было подписано соглашение Хаавара или соглашение о перемещении, по условиям которого Берлин соглашался разморозить капиталы мигрантов при условии закупок германских товаров. В результате резко вырос германский импорт в Палестину, который в 1937 году достиг 16,1% ввоза, оттеснив на второе место показатели Великобритании.
В 1935 году в Германии были приняты «расовые законы», резко ограничивающие права граждан-евреев, немедленно выросло количество евреев, въехавших в Палестину. В этом году количество иммигрантов в Палестину достигло рекордного числа в 65 тыс. чел. Рост капиталовложений из Германии и закупок германских товаров продолжился. В 1933 году показатели составили 1 254 955,96 рейхсмарок, в 1934 году - уже 8 895 038,75 рейхсмарок, достигнув пика в 1937 году - 31 407 501,3 рейхсмарок. В 1938 году наступил спад - 18 859 913.63 рейхсмарки, но даже в 1939 году сумма не опустилась ниже 8 197 033,99 рейсхмарок. Сотрудничество не прекращалось даже после «Хрустальной ночи», когда в ноябре 1938 года все еврейские организации Германии были распущены, а их активисты подверглись арестам, те из них, кто был связан с организацией переселения, были освобождены. После аншлюса Австрии представители Комитета незаконной иммиграции (Mossad le Aliyah Bet) сотрудничали с офицерами гестапо в Берлине, Вене, а затем и Праге.
В октябре 1933 года в Иерусалиме, Яффе, Хайфе, Наблусе и др. городах вновь прокатилась волна арабо-еврейских столкновений. Обе стороны стремились вооружиться. И те, и другие покупали оружие везде, где было можно. В 1934 и 1936 гг. британские власти остановили несколько таких покупок, организованных сионистами. В частности, в порту Яффы был задержан пароход «Leopold II» с грузом оружия и боеприпасов из Бельгии. В 1935 году началось итальянское вторжение в Абиссинию. В этот момент лидеры арабского движения, рассчитывая на то, что в войну вмешается Великобритания, заняли демонстративно лояльную позицию по отношению к колониальным властям. Аль-Хуссейни и его сторонники надеялись, что подобное поведение, а случае войны - и добровольческое движение убедит Лондон вознаградить их за это предоставлением независимости. К разочарованию многих, Великобритания не вмешалась в эту войну. Начаалось формирование военизированных арабских подразделений. Одно из них возглавил шейх мечети Истикляль (независимость) в Хайфе Изз ад-Дин аль-Кассам, переехавший в 1922 году в Палестину из Сирии. Он создал молодежную организацию из детей арабских крестьян, согнанных со своих земель при продаже земли сионистам или в результате действий британской администрации. Они провели ряд террористических актов и нападений на еврейские поселения, но 19 ноября 1935 года отряд аль-Кассама был блокирован и разбит под гор. Наблус полицией, сам он был убит. Его похороны превратились в демонстрацию. Арабское национальное движение получило собственного мученика.
В 1936 году арабы попытались перейти в контрнаступление. 15 апреля в районе Наблуса, который был центром арабского радикализма, было убито два еврея. На следующий день неизвестные застрелили 2 арабов. 17 апреля похороны убитых евреев в Тель-Авиве вылились в демонстрацию с требованием создания собственной еврейской армии. Начались столкновения с полицией. 19 апреля прошел слух, что было убито еще 2 араба - после этого начались столкновения по всей Палестине. В Яффе начались погромы, еврейское население стало уходить в Тель-Авив. В течение недели было убито 16 евреев. В городах начали формироваться Арабские Национальные комитеты, которые стали играть роль органов самоуправления. 26 апреля их лидеры на общем собрании приняли решение сформировать Центральный Арабский Национальный Комитет. Он призвал к кампании гражданского неповиновения, начиная с 7 мая. Среди прочего предлагалось остановить работу муниципальных учреждений и прекратить платить налоги. Этот призыв поддержало как городское, христианское, так и сельское мусульманское население.
Первыми начали забастовку арабские торговцы и водители машин. Её центром стала Яффа, арабские крестьяне не поддержали забастовку, она не была успешной, но привела к обострению настроений в городах. Началось второе Арабское восстание. Немногочисленная местная полиция, частично состоявшая из арабов и евреев, оказалась неспособной восстановить порядок. В военных гарнизонах имелся лишь один кавалерийский полк, две роты бронемашин и одна эскадрилья авиации. Тем не менее, колониальные власти смогли 23 мая провести аресты руководителей арабского движения по всей Палестине. Для восстановления контроля правительство Великобритании приняло решение об отправке в Палестину значительных подкреплений. К концу сентября 1936 года здесь было уже около 20 тыс. солдат и офицеров. Под руководством капитана Орда Вингейта, который был сторонником сионизма, были сформированы смешанные «ночные отряды особого назначения» из добровольцев-англичан и боевиков из еврейских организаций, которые занимались уничтожением активистов-арабов.
Жесткие меры дали частичный эффект, но успокоения не последовало. 26 сентября 1936 года арабские боевики застрелили окружного комиссара Галилеи Льюиса Йелланда Эндрюса и британского констебля, который выполнял функцию телохранителя. Оба были убиты на выходе из церкви. Аль-Хуссейни называл Эндрюса своим личным врагом, и терпение британских властей подошло к концу. Были проведены массовые аресты, к 30 сентября в лагере под Аккрой было собрано уже 200 подозреваемых. Часть нежелаемых лидеров была выслана в административном порядке на Сейшельские острова. Муфтия Иерусалима освободили от ряда занимаемых им должностей, и в ночь с 14 на 15 октября он бежал на пароходе в Бейрут, куда прибыл на следующий день.
В 1937-1939 годах межэтнические волнения продолжились. Арабские повстанцы нападали на еврейские поселения. Количество повстанцев достигало 9-10 тыс. чел на пике движения, и около 3 тыс. в остальное время. Это объясняется тем, что большая часть из них была крестьянами, расходившимися во время сельскохозяйственных работ по домам. Организационный центр восстания находился в Дамаске, вне пределов власти британской администрации. К концу 1937 года около 800 арабских активистов было арестовано. Британские власти увеличили количество полицейских-евреев с 3,5 до 5 тыс. и стали негласно сотрудничать с милитаризированными организациями сионистов, которые развернули террор против арабов. В октябре 1938 года в Палестину прибыл начальник Имперского Генерального штаба ген. Айронсайд. После Мюнхена европейское направление не считалось уже опасным и генерал одобрил переброску в Палестину еще одной британской дивизии. Восстание было подавлено к весне 1939 года. 1 мая 1939 года было принято решение, что через 10 лет в Палестине будет создано независимое государство. Еврейская иммиграция должна была быть ограничена 75 тыс. человек в ближайшие 5 лет, 25 тыс. из них - вне зависимости от возможностей приема въезжающих. Предполагалось, что такое решение создаст основу для компромисса.
Компромисс, как всегда, оказался тем, что не устраивало обе стороны конфликта. Сионистов, разумеется, не устраивало то, что еврейская иммиграция в Палестину оказалась под запретом именно тогда, когда в Европе начались массовые гонения на евреев, усиливавшиеся по мере успехов гитлеровской внешней политики. Для британцев было важно обеспечить спокойствие на этом стратегически важном фланге своих позиций в Египте, в то время, как для обеспечения контроля над Суэцким каналом и долиной Нила пришлось ввести значительные силы. Даже в 1946 г. здесь находилась 41 дивизия и 65 эскадрилий - около 200 тыс. чел., в то время как по условиям англо-египетского договора их число не должно было превышать 10 тыс.
Соглашение по Палестине было временным. И сионистов, и арабов не устраивал план разделения Палестины на еврейское и арабское государства, предложенный британцами в ходе Арабского восстания, так как и те, и другие претендовали на полный контроль над ней. Рост арабского сопротивления, покушений и терактов - все это убеждало британских политиков, что необходимо договариваться и что евреи вынуждены будут согласиться, т.к. они не могли самостоятельно сопротивляться. Именно поэтому в этот период своего зенита достигло военное сотрудничество администрации с отрядами еврейской самообороны. В тот же период Давид Бен-Гурион, руководитель Еврейского Комитета, провозгласил, что теперь наступает новая глава в истории сионизма - «воинствующий сионизм». Началось расхождение сионистов с защищавшими их британскими властями, закончившееся в 1944 году началом партизанской войны евреев Палестины против британских властей. К 1946 году здесь были сформированы военной подпольной организации - Хаганы, в рядах которых насчитывалось до 45 тыс. чел., включая 1,5 тыс. элитных бойцов Палмах. Естественно, что местная полиция - 1 650 арабов и евреев не смогла справиться с ними, не хватило сил и расквартированных в Палестине британских пехотной и воздушно-десантной дивизий (около 25 тыс. чел.).
Противники евреев также были настроены воинственно. Под влиянием известий из Палестины в Сирии и Ираке стали распространяться идеи пан-арабизма. Свою роль сыграла и усилившаяся с начала 1930-х годов пропаганда фашистской Италии и национал-социалистической Германии. Антисемитские, антибританские и антифранцузские идеи падали на благодатную почву. Уже осенью 1936 года в Ираке начались волнения под лозунгом оказания помощи арабам Палестины. Германская политика на Ближнем Востоке поначалу исходила из поддержки сионистов, так. как была частью «английской политики» Гитлера, желавшего всеми силами поддержать диалог с Лондоном. Показателем постепенного отхода от данной политики являются поставки немецкого оружия и боеприпасов в регион. С января 1936 года среди их получателей на Ближнем Востоке появляются арабы, в том числе в Сирии, Ираке, Египте и Палестине.
После начала Второй Мировой войны и Ирак, и Сирию поразит кризис. Арабские националисты в борьбе с Англией, Францией и еврейскими националистами прочно выберут ориентацию на Германию и Италию

Первоисточник: https://iarex.ru/articles/125016.html

История, Ближний Восток

Previous post Next post
Up