Спектр боевых действий в условиях городской застройки вызывает постоянную озабоченность у профессиональных военных. Так, освобождение Мосула в Ираке в 2017 г. было воспринято одновременно и как демонстрация сложности ведения боевых действия такого типа, и как эффективная модель того, как западные военные могут демонстрировать силу в городском пространстве, перекладывая при этом риск на войска союзников - в данном случае, на иракские силы безопасности. Война на Украине вновь дала понять, что необходимо уметь вести сложные наступательные действия в условиях городской застройки. И хотя условия ведения такого боя определяются прилегающей сельской местностью, перевод тактического успеха в оперативный часто зависит от способности успешно захватывать крупные населенные пункты. Учитывая неоднократные предупреждения британских оборонных чиновников о том, что сейчас мы находимся в «предвоенном» периоде, любая возможность извлечь из современных боевых действий уроки, способные повысить боеготовность британской армии, заслуживает изучения.
Когда 7 октября 2023 г. ХАМАС совершил вооруженное нападение на Израиль, расправившись с мирными жителями и захватив более 250 заложников, у ЦАХАЛ не было возможности переложить риск на союзников. Столкнувшись с одновременной - и более серьезной - угрозой со стороны «Хезболлы» на северной границе Израиля, ЦАХАЛ решил провести быстрое общевойсковое наступление в условиях плотной городской застройки, которая была заранее и тщательно подготовлена ХАМАС для продолжительной обороны. Более того, штурм проходил в местности с высокой плотностью гражданского населения, враждебно настроенного к присутствию ЦАХАЛ и находящейся под пристальным международным вниманием. Учитывая, что ЦАХАЛ - это современные вооружённые силы, использующие целый ряд новейших образцов вооружения, их операции заслуживают изучения с целью формулирования выводов, актуальных для британской армии.
В данной статье рассматриваются действия ЦАХАЛ - тактика, структура войск, боевые возможности и боевые порядки - во время первой операции в городе Газа осенью 2023 г. Цель работы - выделить тактические уроки, которые могут иметь более широкое применение, и раскрыть проблемы, которые привели к изменениям в тактике в ходе боевых действий.
Важно подчеркнуть и то, что не рассматривается в данной статье. Работа не является оценкой вероятной эффективности оперативного плана или стратегических целей ЦАХАЛ. В ней также не приводятся прогнозы относительно перспективы завершения конфликта. Скорее, это исследование военной тактики. В статье не оцениваются этические или политические дебаты вокруг отдельных аспектов израильских операций, за исключением того, что вызовы, с которыми сталкивается ЦАХАЛ на фоне этих дебатов, в сопоставимых условиях также представляли бы тактические проблемы для британской армии. Эти вопросы, хотя они очень важны и являются предметом непрекращающихся дискуссий, лучше рассматривать отдельно. Кроме того, статья ограничивается обсуждением операций 2023 г. в городе Газа и в подробностях не затрагивает операции в Хан-Юнисе или Рафахе.
Фактологическая база данной работы основана на авторских интервью с командирами и аналитиками ЦАХАЛ стратегического, оперативного и тактического уровней из различных воинских формирований, действовавших в Секторе Газы во время войны. В перечень входят интервью с представителями Южного и Северного командований Израиля, офицерами штабов дивизий и бригад, военнослужащими батальонов. ЦАХАЛ также создал во всех своих формированиях ячейки по изучению накопленного опыта, а в батальонах назначил офицеров, с самого начала боевых действий передававших бригадам свои наблюдения, которые впоследствии анализировались на уровне дивизии/регионального командования, а в случае появления противоречивой информации проводилось отдельное расследование. Авторы пообщались с получившими опыт офицерами-наблюдателями и ознакомились с образцами собранных ими данных. Из 44 собеседников большинство интервьюируемых военнослужащих ЦАХАЛ имели ранг от OF4 (подполковник) до OF7 (генерал-майор). Авторы также смогли непосредственно наблюдать некоторые из процессов, описываемых в статье. Авторы общались с военнослужащими ЦАХАЛ и до начала конфликта, а также наблюдали за их подготовкой, в том числе - к ведению боя в условиях городской застройки. В дополнение к сбору первичных свидетельств авторы собрали и проанализировали значительный объем видеозаписей боевых действий и написанных журналистами и учеными отчетов о конфликте, а также поддерживали контакт с некоторыми сотрудниками гуманитарных организаций, работающих в Секторе Газы.
Собранная информация и возможности по её использованию не являются полными. Командиры ХАМАС были недоступны для интервью. Авторы также не пытались взять интервью у дипломатов и сотрудников ООН, чья работа не связана с военными операциями. Кроме того, значительный объем собранных данных не может быть обнародован или использован в данной работе, чтобы не создавать вызовы оперативной безопасности - когда это было необходимо, авторы не затрагивали подобные темы. Особенности функционирования израильской разведки после того, как она не смогла предотвратить нападение 7 октября, также являются конфиденциальными, и было решено опустить обсуждение этой темы и не затрагивать ее заведомо ненадлежащим образом. Еще одна область, которой не уделяется существенное внимание, - мероприятия по освобождению израильских заложников. Хотя эта проблема оказала значительное влияние на ход войны, операции по возвращению заложников также не приемлют гласности, и уроки, связанные с ними, не могут быть в достаточной мере освещены в настоящее время с использованием допустимой к публикации информации.
Работа состоит из семи глав. Глава I не претендует на подробное описание войны и представляет собой краткий обзор контекста, в котором ЦАХАЛ сформулировал свой оперативный план и схему войскового маневра для первой операции в Газе. В последующих главах рассматривается опыт, связанный непосредственно с ведением боевых действий: ближний бой силами моторизованных и пеших воинских формирований; инженерное обеспечение боевых действий; боевые действия под землей; огневая поддержка; информационная война; гуманитарные операции. В конце статьи рассматривается актуальность выявленных уроков и то, как они соотносятся с новыми концепциями в британской армии.
Отсюда:
https://bmpd.livejournal.com/4858502.htmlПервоисточник:
https://cast-store.ru/isr-gaza