И о культуре

Sep 03, 2024 10:59

Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))
Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, которая впридачу ещё и тренер по вокалу (или как это там называется). Посмотрел несколько роликов, пытался там найти что-то, кроме хайповых разборов косяков "звёзд" эстрады и поверхностного рассмотрения технических приёмов. Увы. Хотя вроде не пустышка, как описанные в предыдущей части статьи примеры, но - всё та же беда. Хотя на первый взгляд может показаться, что "всё ж нормально, вокалисты - они же поют, что ж тебе надо, хороняка?.."
Есть такой термин; хотел его даже вынести в заголовок, но эдак можно и на хейт-спич влететь даже в нашем духоскрепном и тоталитарном ЖЖ:

Инфоцыгане - термин, которым называют продавцов информационного продукта с неочевидной ценностью. Чаще всего данным термином называют блоггеров, психологов, бизнес-тренеров, коучей, мотиваторов, деятельность которых заключается в распространении информационных продуктов (курсов, тренингов, вебинаров, книг), не имеющих никаких подтверждений пользы или ценности, ради собственной выгоды. Инфоцыганством также называют вид мошенничества, при котором лицо, представляясь успешным профессионалом, продает информационные продукты
Разумеется, речь не про этническую принадлежность, а про разновидность мошенничества в этих ваших интернетах и не только. Под этот термин вообще много чего можно подтянуть, но мы тут про культ-работников. И таки да, им довольно сложно НЕ попасть под это определение.
Если рассмотреть вышеуказанный пример вокалистки, то она занимается тренировками различных вокальных практик; я таких и слов не знаю, хотя пою с пяти лет. ;))) В принципе, различные приёмы и техники - это хорошо, это способы достичь... чего? А вот тут главная засада, если задаться вопросом, без которого не обходится ни одна статья в этом блоге - а зачем мы всем этим занимаемся?..
- Как "зачем", чтобы достичь большей художественной выразительности! - ответят наиболее прошаренные культ-работники; и в этом есть определённый смысл, если мы можем всё-таки ответить на вопрос "а что мы вообще несём в головы обывателю". Потому что культура, как уже тыщу раз говорил - она не про пение или танцы, она - про повседневность обывателя; ноты и их пропевание - они про искусство, с помощью которого можно на эту самую культуру повлиять. И как у нас с этим делом?..
Если не задаваться вопросами "зачем и почему", то "у нас в культуре" дела в полном порядке - техника растёт, причём и "железная", и профессиональная; сэмплы и инструменты всё лучше, спецы всё толще - лепота, да и только... А вот если задаться, то вся эта пасторальная картинка превращается в тыкву и приведённое выше определение.
Ещё раз - зачем вокалисту (танцору, актёру и т.д.) повышать накал своей техники?.. Для того, чтобы нанести разумное-доброе-вечное обывателю?.. Ха, ха-ха-ха, ха. Если хоть на секунду напрячь мозжечок, то всё это - для того, чтобы... обогнать других культ-работников. Чтобы слушали/смотрели тебя, а не Васю или Петю.
Если бы мы решали какую-то задачу государственной важности, в которой важен диапазон голоса или там точность выпевания буквы "о", то имел бы смысл повышать накал техники. Но где они, эти задачи? В отсутствии задач и при чудовищном переполнении рынка инфоцыган культ-работников повышение техники имеет только один смысл - умри ты сегодня, а я - завтра. Да, обычно этот смысл применяется к министрам-капиталистам, но это вообще - принцип конкуренции, который только так и работает.
Может показаться, что аффтар возводит напраслину на работников микрофона и сцены; ты просто завидуешь. (ц) Но в этом журнальчике принято разбирать, как чего работает, а не "нравится/не нравится". И таки да, обидно признавать, что то, что тебе нравится, является порожняком и инфоцыганщиной; Платон мне друг, но истина дороже.
Для того, чтобы называться культ-работником (сиречь работником культуры), надо понимать взаимосвязь собственной работы с культурой общества. То есть понимать, зачем ты делаешь свою работу, как она отражается на простом трудовом народе; да, культура - она не про тебя, а про него, про народ. И это не опасное марксисткое г***о, а определение этого понятия.
Да, сейчас большинство культ-работников таковыми себя не считают - все эти блогеры, коучи, певички для тиктока, они занимаются этим не ради культуры, а просто, чтобы выжить. Казалось бы, взятки гладки, но мы-то видим, кто где гадил. Вся эта деятельность в инфо-поле призвана привлечь внимание масс обывателей к себе, а не к этим, как-их-там; через это, во-первых, внимание отвлекается от культ-работников, которые себя таковыми всё-таки считают (не всегда заслуженно); а во-вторых, всё-таки меняются нормы и ограничения обывателя.
Регулярные листатели этого бложика в курсе, что аффтар вот уже 40+ лет занимается народной культурой, в частности - народной песней. Не "народной" в смысле ансамбля "Золотое кольцо" имени Надежды Кадышевой, а глубинной, деревенской. И современному человеку эта самая деревенская песня непонятна и даже часто неприятна на слух, хотя, казалось бы, нет ничего естественнее. Внимание, вопрос - а кто всё это сделал и зачем?..
Речь сейчас не про возврат к корням и всё такое. Регулярно упоминаю в своих статьях не-субъектность обывателя в культуре; это не значит, что простой человечек туп и глуп, но он максимально удалён от процессов в собственной культуре (которая с ним напрямую связана, см. определение). Фактически он не является носителем собственной культуры (что само по себе парадокс); условно говоря, ему говорят "сверху", что культура - это вот это и то. Да, в пределах собственной головы или семьи ты можешь сделать то или сё, но на культуру в целом это никак не повлияет; субъектность в целом у человека сохраняется, тут разговоров нет; но вот культурно обыватель, увы, объект, который может потреблять тот или иной культур-продукт, но производить ничего "культурного" не может. И кто всё это сделал и зачем?..
В цикле статей про информационный паразитизм уже разбирал этот вопрос. В этот раз речь за культ-работников, чья задача, напоминаю, не нанести пользу обывателю (сиречь заняться культурой без кавычек), а растолкать конкурентов и поразить всех своей крутизной. Что и приводит к тому, что искусство, которое призвано управлять культурой, максимально удаляется от простого человечка; основная задача культ-работника, напоминаю, быть "не как они".
А это уже неминуемо приводит к проблеме, известной с поздне-советских времён - интеллигентом может считаться только тот, кого считают таковым другие интеллигенты. То же и в культуре - ты осваиваешь приёмы и улучшаешь технику для того, чтобы стать "своим" и рукопожатным в кругах селебрити. Это работает во всех сферах - и в "художке" и в балете, и в хэви-метале и в народной песне (в кавычках и, увы, без). Простому человечку в этих сферах места нет. При том, что, собстно, ради него всё и писалось.
А если мы не берём в расчёт обывателя и наше влияние на него, то мы (культ-работники) сугубо по определению занимаемся инфо-цыганщиной (определение чуть выше) - мы им продаём культур-продукт с ценностью, которую сами же и определяем. Какая ему от этого польза? Нам-то выгода понятна - ивашек надо дурить, мы делаем это ради собственной выгоды, а вот ему это зачем?.. Да, мы поставляем развлекательный контент, но где тут культура?..
Если мы отказываемся от культурной функции (как это делает большинство блогеров, коучей и прочих титанов тик-тока), то подобная деятельность практически однозначно трактуется как инфо-цыганщина и инфо-паразитизм. Да, мы оказываем развлекательные услуги, но их ценность для обывателя не-очевидна, и хотя он сам за них платит, тут один шажок до полноценного мошенничества.
Моше́нничество или аферизм - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Лицо, занимающееся этим, называется моше́нником или моше́нницей. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передаёт своё имущество мошеннику.
Понимаю, что до обывателя нет дела не только инфо-цыганам, но и царю с боярами; поэтому подобная деятельность в инфо-поле у нас никак не карается, что и позволяет не только раздольно жить культ-работникам, но и миллионам хомяков - мечтать о такой жизни. Что всё-таки является культурным влиянием, только со знаком "минус" - граждане киндеры в массовом порядке хотят... стать паразитами. Я постоянно называю "культуру" современности анти-культурой - она выставляет нормой анти-общественные явления, в противоположность собственному предназначению.
И всё это происходит в то же самое время, когда технически есть все возможности вернуть обывателю субъектность и перейти к народной культуре - уже не уровне лаптей с телегами, но с компуктерами и звездолётами. Да, я намекаю на блогеров здорового человека - это понятие потенциально даёт каждому возможность стать культурным субъектом; ведь блогер - это любой, кто ведёт блог, т.е. дневничок в тырнете; любой пользователь ВК или Одноклассников - по сути блогер (это относится и к недружественным соц. сетям, вестимо, но фу такими быть). Мультимедия эта ваша, охват аудитории - моё почтение; безоплатно можно информировать тысячи и тысячи советских граждан о том, что действительно происходит вокруг. Но увы.
Речь тут не про то, что при Сталине было лучше; как раз технически в информационном плане сейчас всё гораздо лучше, и у простого человечка тогда не было возможности повлиять на культуру вообще; правда, за одним важным исключением - он был носителем культуры, в куда большей степени, чем сейчас. Интересная тема, но в данном рассматриваемом случае это оффтоп.
Поэтому довольно больно смотреть, когда граждане, которые вырываются "со дна" народной культуры, почему-то принимают нормы современной анти-культуры, и начинают яростно развлекать публику не хуже звёзд тик-тока; хотя почему "не хуже"; популярность не та, значит, хуже. А что вы хотите при игре по чужим правилам? Но так хоть тушкой, хоть чучелком, можно пролезть в круг "уважаемых инфо-цыган людей"; может быть, когда-нибудь с самим Киркоровым удастся на сцене выступить. Интеллигентом считается тот...
Ворочаясь к обывателю - он не является культурным субъектом во многом потому, что сформирована определённая культура (кек), что культурно - это вот так, с определённой техникой, в определённом костюме, с микрофоном и на большой сцене. Так, чтобы всё было как можно дальше от обывателя - мы не такие, как он. И как только он разевает пасть, как тут же интеллигенты культ-работники морщат носики - мы про культур-шмультур, а тут это быдло. В 146% при этом никто не может ответить на вопрос, что такое этот ваш культур-шмультур и зачем он нужен.
И чтобы достучаться до ширнармасс, необходимо превратиться в такого же культ-работника и максимально дистанцироваться от обывателя, потому что петь без вокальных техник и даже говорить без микрофона за мильён баксов - это фу-фу-фу. Поэтому-то "блогеры" и не представляют мнения народа, что заняты немного другим - как можно бОльшим от него, народа, дистанцированием. Культработники == инфоцыгане == паразиты; а интересы паразита и его носителя противоположны. Есть, конечно, исключения среди культ-работников, но это именно что исключения, слабо влияющие на общую картину.
Вот что бывает, когда не задаёшься вопросами "зачем и почему". Меньше знаешь - крепче спишь, это понятно, но как бы не оказаться у разбитого корыта, как подсказывает классика культуры здорового человека. Жизнь паразита может показаться прикольной и престижной, но это пока организм-носитель ещё может переварить такое количество паразитов. А потом "ой, всё ж нормально было, как так?"
Что тут можно поделать, простых и хороших ответов у меня нет. Но это не значит, что их вообще нет. Для начала тут масштаб проблемки осознать бы...

Первоисточник со ссылками: https://xommep.livejournal.com/596951.html

Точка зрения, Философия

Previous post Next post
Up