Вопросы истории

Apr 16, 2024 09:12

Существуют самые разные мнения о личности царя Ивана Грозного и его месте в истории России: традиционно его считают тираном, хотя если присмотреться к его деятельности получше, то легко обнаружить, что по меркам 16 века царь был, скорее, либералом, хотя и не демократом, более того, он показал хороший пример того, как надо проводить политические реформы, вполне подходящий для и современной России.
Впрочем, мнение о либеральности Ивана Грозного, хотя не часто, но встречается. Так, относительно либеральным назвал его Владимир Мединский еще в 2016 году, когда в Орле был открыт памятник царю. Владимир Мединский, который тогда был министром культуры, сказал, что Ивана Грозного необходимо сравнивать не с матерью Терезой и Махатмой Ганди, а с его современниками-​коллегами, которые правили в то время в «просвещенной Европе». В связи с эти министр и считал, что действия царя можно считать относительно либеральными.
Более того, в начале своего правления царь осуществлял самые настоящие либеральные реформы (организовал местное самоуправление, народное образование и т. п.), и только потом занялся укреплением самодержавия. Но это не все, так как если учесть особые реалии того времени, то окажется, что и самодержавие по тем временам было … либеральным институтом, так как защищало свободу относительно широких масс населения от тирании узкого слоя аристократии.

Чтобы понять, в чем дело, можно сравнить деятельность Ивана Грозного с действиями его современника - канцлера другого русского государства - Великого княжества Литовского Льва Сапеги.

Иван Грозный - защитник свободы и равенства

Канцлер добился введения в княжестве Статута ВКЛ (в третьей редакции 1588 года), который принято считать одной из первых в мире конституций. В предисловии к Статуту Лев Сапега написал, что государь, имея в виду короля Речи Посполитой - союзного государства Королевства Польского и ВКЛ, правит княжеством не по своей собственной воле, а согласно праву. При этом он подчеркивал, что право ограничивает свободу не только верховного правителя, но и свободу людей богатых да сильных: «Вот и придумано удило для обуздания каждого своевольного человека, чтобы [он] боялся ответственности за каждое учиненное насилие и злоупотребление, и не возвышал бы себя над слабым и убогим, и притеснять бы их не мог. Ибо право [именно] для того и поставлено, чтобы не всё вольны были бы чинить богатый да сильный (как Цицерон сказал: мы должны стать невольниками права для того, чтобы сами могли пользоваться свободой)».
Иван Грозный в России пытался решить ту же проблему, что и Лев Сапега в ВКЛ, но другим способом. Русский царь не писал о необходимости ограничить власть сильных да богатых правом, хотя отчасти это делал, в частности, введя институт земского управления - выборных органов власти в стране. В отношении них российский историк профессор Даниил Альшиц написал: «…княжеская латифундия не стала от этого по приносимым ею доходам равна малому владению мелкого помещика. Речь шла не об уравнении богатств, а об уравнении «сильных» и «богатых» со всеми служилыми людьми в служебной повинности перед государством, именно, несмотря на их богатство, на их экономическую самостоятельность.»
При этом в качестве основного средства ограничения своеволия сильных и богатых Иван Грозный предлагал не право, как Лев Сапега, а самодержавие - власть царя, которая ограничена только Богом. В одном из писем князю Андрею Курбскому он писал «Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами».
То, что царь хотел осуществить в России, описал один из интервентов в период Смуты 17 века Самуил Маскевич, который вел дневник в 1610-1611 годах. Он поделился там следующим наблюдением: «В беседах с Москвитянами, наши, выхваляя свою вольность, советовали им соединиться с народом Польским и также приобресть свободу. Но Русские отвечали: «Вам дорога ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого; может отнять у него имение и самую жизнь. Искать же правосудия, по вашим законам, долго: дело затянется на несколько лет. А с иного и ничего не возьмешь. У нас, напротив того, самый знатный боярин не властен обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе, царь творит суд и расправу. Если же сам государь поступит неправосудно, его власть: как Бог, он карает и милует. Нам легче перенесть обиду от царя, чем от своего брата: ибо он владыка всего света».
Подобное понимание свободы можно обнаружить в книге одного из основателей либерализма английского мыслителя Джона Локка «Два трактата о государственном правлении», изданной в 1690-м году: «хотя это есть состояние свободы, это тем не менее не состояние своеволия; хотя человек в этом состоянии обладает неограниченной свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, у него нет свободы уничтожить себя или хотя бы какое-​либо существо, находящееся в его владении, …».
Таким образом, Иван Грозный гарантировал свободу в стране и защиту бедным и убогим от богатых и сильных. То есть он обеспечил реализацию основного правила либерализма, сформулированного Джон Локком в следующем виде: «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого …».

Отсюда: https://nbalanchak.livejournal.com/10194482.html
Первоисточник: https://dzen.ru/a/ZcS3yWmHTRJ3m6T6
Далi буде.

История, Россия

Previous post Next post
Up