Пан в пропан. Совсем в пропан...

Mar 18, 2024 09:14

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский нанес визит в Берлин. После назначения в конце 2023 года это стал его второй выезд за границу, до немецкой столицы он побывал в Киеве. Такая география поездок главы польской дипломатии вызывает много вопросов. Предыдущая польская правящая коалиция во главе с партией «Правом и Справедливостью» (PiS) крайне негативно относилась к попыткам киевского режима наладить отношения с Берлином поверх Варшавы. Это стало причиной похолодания польско-украинских отношений на фоне откровенно антигерманской политики PiS. Сейчас новая польская правящая коалиция, внешней политикой которой занимается Сикорский, выстраивает новую линию. Хотя главе МИД приходится действовать в сложной ситуации, поскольку возобновление контактов с немцами подвергается острой критике перешедшей в оппозицию партии «Право и Справедливость».
Как сообщает МИД Польши, в немецкой столице Сикорский во время переговоров с главой МИД Германии Анналеной Бербок подчеркнул, что «европейская демократическая Германия является союзником Польши». Он выразил надежду, что визит в Берлин станет важным шагом на пути к нормализации польско-германских отношений, основанных на сотрудничестве. И подчеркнул, что к различиям в интересах, существующим между нашими странами, следует подходить конструктивно и, прежде всего, без конфронтационной риторики.
Глава польского МИД сообщил Бербок, что для польской стороны исторические вопросы остаются важными в отношениях с Германией. Сикорский и его визави также обсудили перспективы возрождения контактов между министрами иностранных дел Польши, Германии и Франции в рамках Веймарского треугольника, «потенциал которого в последние годы не был полностью использован». Как отметил Сикорский, «война на Украине показала, что этот трехсторонний формат может быть не только хорошим форумом для сотрудничества, но и источником хороших идей для будущего Европейского союза». Важной темой консультаций стала поддержка «борющейся Украины и ее послевоенного восстановления, а также украинского фонда помощи в рамках Европейского фонда мира (EPF)».

Многие немецкие издания сделали акцент на исторические вопросы. Эта тема была важной для «Права и Справедливости», которая поставила во главу угла взыскание с Германии около 1,3 триллиона евро за последствия немецкой оккупации Польши во время Второй мировой войны. При этом все понимали, что вопрос репараций для PiS является способом обозначить проблемы текущего польско-немецкого диалога, прежде всего, попыток Берлина возглавить реформу Евросоюза, превратить его из рыхлого конфедеративного образования, где каждая страна имеет право наложить вето на важнейшие решения, в сверхгосударство с широкими полномочиями. Сейчас тему взыскания денег с немцев пытается разминировать Сикорский, понимая, что польское общественное мнение в целом поддерживает репарационные требования, отчего это тема становится ключевой во внутренней политике. И с этим вынуждена считаться новая правящая коалиция.
В этой ситуации Сикорский будет вынужден обозначать проблематику репараций, отвечая на запросы PiS и ее электората. Но на заднем плане он станет решать более важные вопросы создания новой конфигурации европейской безопасности, в которой Украина играет меньшую роль, чем Россия. В своё время Сикорский уже заявлял, что его «меньше беспокоит мощь Германии, чем бездействие Германии». Но тогда это относилось к экономическому кризису, поразившему ЕС. Теперь он повторяет свои слова в контексте «ранней стадии сегодняшнего кризиса», касающегося украинского конфликта. По словам главы МИД Польши, Берлин оказал мощную «поддержку Украины и многое сделал на двустороннем уровне с точки зрения стоимости помощи». Эти слова Сикорского должны подкрепить позицию Германии, выставляющую сегодня себя главным спонсором киевского режима.
Но парадокс в том, что тем самым дуэт Сикорский - Бербок вступает в конфликт с администрацией президента США Джо Байдена, которая во внутренней американской политической борьбе вынуждена использовать украинскую тему в противостоянии с республиканцами и ее очевидным кандидатом на выборах Дональдом Трампом. Не исключено, что это делается по согласованию с администрацией Байдена, которая таким образом может снять с предвыборной повестки помощь киевскому режиму, что обыгрывают ее оппоненты. Но, с другой стороны, это вызывает вопрос, каким образом Веймарский треугольник, который сейчас реанимирует Сикорский, видит строительство конфигурации европейской структуры безопасности и что это значит для России. Главное, станет ли уход американцев из Европы, которое, как заявляют многие западные эксперты, осуществиться даже в случае переизбрания нынешнего президента США, не говоря уже о Трампе, «победой Москвы».
Пока сказать что-то определенное сложно. Внешне нынешняя риторика Берлина вызывает озабоченность, в России, по крайне мере, заявления представителей немецкого правительства получают осуждение Кремля. Однако не стоит забывать о том, что предыдущее сотрудничество Сикорского с немецкими политиками сосредотачивалось на ныне оппозиционном блоке ХДС/ХСС, действующая правящая коалиция в лице СВДП - «Зеленых» - СвДП для него новые партнеры, и есть ли политическая «химия» между Бербок и Сикорским, сказать сложно. Так что когда PiS обвиняет главу МИД Польши в том, что тот пытается выстроить конструкцию возобновления диалога Германия - Россия ради создания пространства, в котором Варшава становится «мостом» между двумя ключевыми европейскими силами, способными поделить континент, это в польском обществе находит отклик.

Первоисточник: https://iarex.ru/articles/122454.html

История, Польша, Германия

Previous post Next post
Up