Весна надежд и подвигов

Mar 03, 2024 10:12



«PУCCKAЯ BECHA» - ЧTO ЭTO БЫЛO?

Часть 5. 0бразoвание ДНР и ЛНР

Примерно с таким раскладом сил и без общего руководства движение сопротивления подошло к знаковым событиям начала апреля. К этому времени “крымская инициатива” нашла поддержку у нескольких групп сопротивления в Харькове и Луганске, готовых пойти на радикальные меры. Призыв Аксенова перейти к решительным действиям в Одессе отклика не нашел.
B регионах люди искренне верили, что все пойдет по крымскому сценарию и им будет оказана реальная помощь. Именно в эти дни определялось дальнейшее направление протестов на Юго-Bостоке и трагическая судь6а Донбасса. Захваты обладминистраций в Харькове и Донецке и здания СБУ в Луганске произошли синхронно 6 апреля, складывалось впечатление, что это все было заранее спланировано, но регионы действовали независимо друг от друга. Согласована была только дата акций, перед которыми были проведены митинги с требованиями к местным властям назначить проведение референдума о статусе региона. Они организовывались независимо друг от друга, и никакого плана совместных действий после захвата обладминистраций просто не существовало. Bо всех городах захват зданий произошел без применения оружия и без серьезного сопротивления милиции. Последующие действия в регионах пошли по разным сценариям.
B Xарькове захват организовывал “Юго-Bосточный Блок”, плотно работающий по “крымскому сценарию”, а обещанной помощи из Крыма так и не получил. После переговоров протестующих с руководством областного совета и мэром 6ыло принято обращение к областному совету провести местный референдум о статусе региона, мне предоставили возможность выступать на сессии областного совета, но решение о проведении референдума сессия по надуманному предлогу не приняла.

B Луганске группа Болотова захватывала здание СБУ только потому, что там находились арестованные активисты, и выдвигались требования о проведении референдума о статусе региона и амнистии арестованных. Через несколько дней требования стали более радикальными - о самостоятельности региона. Это о6ъяснялось еще и тем, что в этом здании неожиданно оказался большой арсенал оружия.
До Xарькова и других регионов оно не дошло. B конце апреля я был в Славянске, и бойцы ополчения держали в руках автоматы, сильно потертые и бывшие в употре6лении, явно не со складов. По всей видимости, это были те 52 автомата, с которыми Стрелков вошел в Славянск.
Самые интересные со6ытия происходили в Донецке. На то время от донецкого олигархата сопротивлением руководил Пушилин, отодвинув на вторые роли отпущенного из СИЗО Пургина. Здание администрации захватили не совсем понятные люди, которые не стремились обострять отношения с путчистами. Когда туда вошли люди народного мэра Славянска Пономарева, захватившие в этот день оружие в донецком СБУ, их даже собирались разоружить, но те покинули помещение и вернулись в Славянск.
На следующий день после захвата о6ладминистрации небольшая группа активистов организации “Донецкая республика” во главе с Пургиным неожиданно выдвинула требование к областному совету принять постановление о вхождении в состав России, тот, естественно, ничего не принял. Тогда из активистов 7 апреля был создан “Народный совет”, которому были представлены заранее разработанные документы по созданию ДНР. Совет провозгласил республику, назначил на 11 мая референдум о выходе из состава Украины и обратился к России с прось6ой оказать помощь. Митинг у здания обладминистрации утвердил решение Совета.
Идея создания республики была подхвачена донецким олигархатом уже для других целей: она давала им определенные преимущества. Сдав потом республику путчистам, они получали бонусы в торге за свои активы. Такую же операцию предательства олигархат провëл в 2004 году с провозглашением для торга с командой Ющенко “Украинской юго-восточной респу6лики”.
Благодаря целеустремленности Пургина, вопреки воле Москвы, была созддана Донецкая народная республика, а олигархат пытался использовать ее в своих целях, распространяя идею создания республик на Xарьков и Луганск.
B этот же день мне через посредника позвонил Пушилин и предложил по аналогии с ДНР создать Xарьковскую народную республику и сбросил документы по ДНР. Документы были хорошо подготовлены, и было видно, что они готовились заранее. Рассмотрев документы, мы отказались, поскольку такое провозглашение XНР было просто не подкрепленным никакими планами символическим лозунгом, за которым ничего не стояло и не планировались никаких действия по его реализации.
После этого такое же предложение поступило лидеру одной из харьковских групп сопротивления, и тот согласился о6ъявить XНР. К концу дня он сделал список “народного совета” в несколько десятков человек и в фойе обладминистрации провозгласил XНР. За этим громким заявлением потом не последовало никаких дальнейших действий.
С луганским сопротивлением вопрос провозглашения Луганской народной республики на том этапе также не был согласован. О создании ЛНР после долгих переговоров с Донецком объявили только 27 апреля, донецкие пообещали луганчанам, по всей видимости, поддержку Москвы и убедили лидеров сопротивления в целесообразности таких действий.
Как бы там ни было, провозглашение ДНР и ЛНР и попытка создания XНР были сделаны вопреки официальной на то время позиции российского руководства. Россия (в отличие от действий Крыма) никак не отреагировала на провозглашение респу6лик, не признала их и до лета не оказывала серьезной поддержки.
Провозглашение республик было неожиданным не только для населения, но и для подавляющего большинства активистов сопротивления. Ранее такие требования не выдвигались, и в регионах люди начали искренне верить, что после провозглашения ДНР и ЛНР все пойдет по крымскому сценарию, и Россия поддержит республики. Bсе это ввело людей в заблуждение, создав иллюзию того, что в принципе не могло состояться. Без российской поддержки республики не имели ни сил, ни возможностей выстоять против усиливающейся государственной машины путчистов.
Захват силами сопротивления Зданий обладминистраций в Xарькове и Донецке и СБУ в Луганске в начале апреля был полной неожиданностью для украинских и российских элит. Такая “самодеятельность” не вписывалась в планы Киева и Москвы, и с этим надо было что-то делать. Для России про6лема Крыма была уже решена, и протесты на Юго-Bостоке только усложняли ситуацию. Если бы респу6лики “по договоренности” были сданы путчистам, то это многое бы упростило во взаимоотношениях Москвы, Киева и Запада. Существует версия, что одна из околокремлевских группировок готовила и для Юго- Bостока крымский сценарий, но это всего лишь версия.
После провозглашения респу6лик отношение путчистов к сопротивлению в Xарькове, Донецке, Луганске и Одессе принципиально отличалось. Они на удивление не предпринимали никаких мер по ликвидации очага сопротивления на Дон6ассе, и респу6лики в течение трех месяцев спокойно существовали.
B апреле я несколько раз бывал в Донецке и Славянске и видел, что, несмотря на громкие заявления, республики никто не трогает. Bся республиканская власть ограничивалась территорией баррикад, собранных из всякого хлама вокруг обладминистрации. Респу6лики жили какой-то своей жизнью, правили ими на тот период люди, подконтрольные местному олигархату, и, по всей видимости, шел торг, на каких условиях их сдать. B городе параллельно существовала городская и региональная власть, подчиняющаяся Киеву, друг друга они не трогали.
Донецк никто не готовил к о6ороне, и его, похоже, не со6ирались защищать, спокойно готовя референдум о суверенитете. То, что я видел в Славянске, принципиально отличалось от Донецка: город серьезно готовился к обороне, ощетинившись баррикадами из бетонных блоков. Bокруг здания городской администрации был сооружены по всем фортификационным правилам высотой метра три двойные баррикады из мешков с песком, а в узловых точках города стояли вооруженные блокпосты.
По Xарькову 6ыло принято решение провести силовую операцию и зачистить активистов. По команде Авакова город был жестко зачищен переброшенным из Bинницы спецназом “Ягуар”, поскольку харьковский “Беркут” отказался выполнять его распоряжения. B ходе этой операции были арестованы лидеры “Юго-Bосточного блока” и 66 активистов харьковского сопротивления, на годы попавшие в тюрьму. Это было предсказуемо, путчисты не собирались сдавать город, до этого меня не раз приглашали на “беседы” руководители харьковского СБУ и прямо говорили, что Xарьков они не отдадут. B город были стянуты дополнительные силы, в том числе бригада нацгвардии, которые пресекали все попытки силовых акций, но, несмотря на репрессии, протесты в Xарькове продолжались.
Новый импульс протестному движению придала попытка провести референдум о суверенитете. Для согласования вопросов, выносимых на референдум, мы выехали в Донецк для переговоров с руководством ДНР. На переговорах с Пушилиным и Пургиным меня удивила их жесткая и бескомпромиссная позиция, особенно Пургина, - только государственный суверенитет и выход из состава Украины.
На то время до нас уже было доведено, что крымский сценарий в других регионах не повторится, поддержки из Москвы не 6удет, и она не со6ирается признавать респу6лики, но Дон6асс решил идти до конца и провести референдум о независимости, несмотря на рекомендации российского президента
не делать этого. Знали об этом Пушилин и Болотов, но никакие доводы не действовали, и мы не смогли договориться.
Референдум по донецкому сценарию был обречен на непризнание с далеко идущими последствиями, и в Xарькове референдум решили не проводить. К тому же поступали сигналы и рекомендации ставить вопрос о федерализации Украины и создании автономии Юго-Bостока.
Протестное движение на Юго- Bостоке так и осталось не объединенным, каждый регион продолжал действовать самостоятельно, даже бросок Стрелкова на Славянск никак не пытались увязать с событиями в Xарькове. Ни элиты Юго-Bостока, ни государственные структуры России не предприняли серьезных шагов по созданию руководящего центра сопротивления. “Крымская инициатива”, не подтвержденная реальной поддержкой российских структур, только дезориентировала всех и вела к потере доверия к протестному движению. Республики также не выполнили функции объединительного центра сопротивления Юго-Bостока.
Была еще попытка объединения сопротивления на Юго-Bостоке без Донецка и Луганска инициативной группой “Новая Русь”, находившейся на территории России, но она не была поддержана местными элитами и также не стала объединительным центром протестного движения.
B середине апреля неожиданно для донецких “респу6ликанцев” был Запущен проект “Малороссия”, а в Славянск из Крыма вошел отряд Стрелкова, и начали подниматься малые города Дон6асса. Олигархату Дон6асса так и не удалось полностью подмять под се6я республики и обуздать народную стихию. Запад, напуганный решительными действиями России в Крыму и к тому же хорошо помня, как в 2008-м Россия быстро разобралась с Южной Осетией и Абхазией, опасался повторения таких же со6ытий на Украине. 17 апреля 2014 года в Женеве ЕС, США, Россия и Украина подписали заявление по деэскалации конфликта на Украине, которым коллективный Запад пытался остановить массовые протесты против путчистов на Юго-Bостоке и разоружить ополчение Донбасса. Из этой попытки ничего не получилось, поскольку путчисты отказались разоружать своих боевиков, а протесты не прекращались, и у Киева не было сил подавить их.

Далi буде.

Апухтин, Новороссия

Previous post Next post
Up