Это интересно

Aug 02, 2023 14:30




Когда здесь начал ходить трамвай, и зачем его тут запустили? Как прокладывали маршрут новой линии? Правда ли, что этому противились самые известные архитекторы и художники Российской Империи? Почему итоговую трассу следования всё-таки пришлось переложить? А также - по какой причине рельсы вернулись на старое место уже через 15 лет? И когда трамваи пропали с Красной площади окончательно? Об этом и не только расскажем сегодня.

Испортили весь вид

Сейчас Красная площадь - это место исключительно пешеходное. Здесь отсутствует не только городской общественный транспорт, но и есть запрет на движение автомобилей. Однако так было не всегда. До 1963 года здесь спокойно ездили машины, а ещё раньше - ходили трамваи. История этих маршрутов началась в мае 1909. Тогда решили проложить новую линию до Павелецкого вокзала. Ближайший путь был через Красную площадь и Замоскворечье.

Другие пути (через Лубянскую площадь, Большой Каменный мост) и без того испытывали серьёзную транспортную нагрузку. Большой Устьинский мост городские власти не могли использовать, потому что там проходила линия конки Бельгийского общества. Решили, что маршрут будет иметь следующую трассу: Кремлёвский проезд - поворот налево - вдоль здания Исторического музея - поворот направо - вдоль Верхних торговых рядов (ГУМа) - поворот направо к собору Василия Блаженного - поворот налево на современный Васильевский спуск.




Работы шли довольно быстро. Уже в конце лета на площади появились рельсы и столбы для контактной сети. Однако москвичи, в первую очередь творческая интеллигенция, оказались недовольны стройкой. Архитекторы и художники говорили, что трамвайные провода уродуют сердце Москвы. Загораживают памятник Минину и Пожарскому, собор Василия Блаженного, а также другие значимые достопримечательности. Об этом они написали в тексте письма, которое отправили в городскую Управу.

Любовь к истории Москвы или отсталость?

Ответа из ведомства противники трамвая не дождались, поэтому решили отправить письмо повторно. Однако в этот раз напрямую московскому градоначальнику, председателю Совета Министров и даже самому императору Николаю II. Пришлось главе первопрестольной созывать совещание по этому вопросу в начале сентября. На слушаниях присутствовали видные люди того времени: художник Виктор Васнецов, директор Исторического музея князь Николай Щербатов, архитектор Фёдор Шехтель и другие. Все они высказывались против стройки.




В числе защитников трамвайной линии оказался московский городской голова (глава местного самоуправления) Николай Гучков. Он настаивал на необходимости работ для улучшения транспортной доступности. В итоге эта точка зрения одержала временную победу. Оставшимся недовольными архитекторам, художникам и другим представителям интеллигенции предложили сначала дождаться начала запуска движения, а потом оценивать эстетичность проекта.




И если люди искусства были недовольны инициативой, то местные торговцы, прознав о замысле городских властей, испытали восторг. Они тоже начали писать письма. Но уже в поддержку запуска трамвайного движения. Более того, просили сделать это как можно скорее. В итоге тут начали ходить маршруты №20 "Белорусский вокзал* - Павелецкий вокзал" и №25 "Зоопарк - Павелецкий вокзал". Официальное открытие состоялось 19 сентября. Однако трамваям дали возможность поработать четыре дня, а потом решить их дальнейшую судьбу.




Временная трамвайная петля

Своего мнения противники трамвая на Красной площади, во время прогулки для оценки результатов проекта, не изменили. Они настаивали - столбы и вагоны уродовали главные городские достопримечательности. Здание Верхних торговых рядов и собор Василия Блаженного было невозможно рассмотреть во всей красе из-за мачт с проводами контактной сети. Представители московских властей предлагали недовольным просто поглядеть немного с другой точки. Уверяли, что если сделать пару шагов в сторону, то вид откроется не менее замечательный, чем раньше.




В дискуссию даже вступали случайные прохожие. Некоторые из них не скупились на выражения, называя взгляды художника Виктора Васнецова "отсталыми". Главное - удобство пассажиров, а не борьба за какие-то там старые постройки. Короче говоря, в первый день ничего не решили. Собрались на следующий. Там вроде как договорились, что линию нужно разобрать и уложить заново, уже вдоль Кремлёвской стены. Однако власти города согласились на это, скрипя зубами. Идея им не нравилась. Поэтому сначала они даже оставили всё на своём месте. Но вопрос уже оказался на рассмотрении Министерства внутренних дел, а также императора.




Так что на всякий случай московские власти, стали прокладывать рельсы и вдоль крепостной стены. Решение вопроса затянулось на несколько месяцев. Оно звучало так: трамвайную петлю нужно убрать, а движение перенести на новую трассу вдоль Кремлёвской стены. Собственно, фактически это уже было сделано за пару месяцев до официального вердикта. В итоге все казались более-менее довольными: и пассажиры, и защитники истории Москвы.




Интересно, что уже в 1924 году трамвайное движение практически вернули к первоначальной трассе (петле). Это произошло из-за строительства мавзолея для В.И. Ленина. Но в целом вагоны не так долго продолжали кататься по Красной площади. Уже в августе 1930 года рельсы здесь почти везде сняли. Остался кусочек в Кремлёвском проезде и около Исторического музея в сторону Никольской улицы. Но и его в 1936 году не стало. Последними были маршруты по Варварке за собором Василия Блаженного, которые дальше ехали на Кремлёвскую набережную или по мосту через Москву-реку. Окончательно трамвай исчез, даже из окрестностей Красной площади, в июле 1950 года. В те времена этот вид транспорта считали морально устаревшим и для города не нужным. Почти все рельсы в пределах Садового кольца убрали. Так что потом, даже при большом желании, возможности восстановить движение трамваев по Красной площади уже не было.




Первоисточник с большим числом фотографий: https://picturehistory.livejournal.com/8229916.html

Интересно, История, Москва, Транспорт

Previous post Next post
Up