Атлант раскрыл хлебало

Jun 09, 2023 13:15




Как известно, в культовом роман закапиталистов "Атлант расправил плечи" от небезызвестной Алисы Розенбаум (псевдоним: Айн Рэнд) основная фабула основана на том, что некий "творец-миллиардер", "стальной король" и так далее - в общем, хороший человек с т.з. этих самых закапиталистов - придумал некие "чудо-рельсы". Которые позволяют в разу улучшить характеристики железных дорог. Но при этом он сталкивается с противостоянием "нехорошего государства", находящегося в руках социалистов, кои стараются управлять экономикой в духе "плановой экономики". (Которая взята из пасквилей на СССР, и к реальному плановому хозяйству отношения не имеет, но не суть важно.)
Важно то, что в данном произведении отчетливо проводится мысль о том, что "социализм, общественная собственность и управление по плану" - плохо, а частная инициатива, огромные богатства и конкуренция - это хорошо. Причем, как уже было сказано выше, делается этот вывод на примере железных дорог. И - как обычно и бывает в случае "западной культуры" - описанное в данном произведении оказывается... полностью противоположным реальности. Потому, что именно во время написания "Атланта" - а написан он был во второй половине 1950 годов, первая публикация в 1957 году - в США происходило то, что сейчас принято именовать "Великим Рельсовым Погромом".
Да, именно так этот процесс именуется в тех самых Соединенных Штатах Америки, который - к своему несчастью - и "приютили" бежавшую от Октябрьской Революции дочь петербургского богача Розенбаума. (Почему к несчастью - будет сказано чуть ниже.) Которая, разумеется, в текущей американской действительности понимала еще меньше, нежели в материаловедении. (Те самые "волшебные рельсы", о которых сказано в романе, в природе не могут существовать в принципе.) Потому, что если бы она хоть немного пыталась осмыслить происходящее, то поняла бы, что говорить про "железнодорожных магнатов" в 1950 годов - это как говорить, например, о "торговцах пряностями" в 1900 годах. (В том смысле, что, конечно, пряностями торговать тогда не перестали, однако значение этого занятия стало на порядки меньшим, нежели в прошлом.)

Дело в том, что после завершения Второй Мировой войны железные дороги в США начали отходить на второй план. На самом деле, кстати, этот процесс начался еще в довоенное время, и кажущееся великолепие довоенных железнодорожных экспрессов - всех этих California Zephyr, Texas Zephyr, Rock Island Rocket и так далее - на самом деле было лебединой песней отрасли. Потому, что дешевая - да что там, практически халявная - нефть сделал железные дороги неконкурентоспособными по сравнению с автомобильным транспортом.
Ну, в самом деле: если бензин стоит менее 4 центов (!) за литр, то вопрос об его экономии отходит на второй план. (Даже с учетом цен в довоенных Штатах.) Поэтому та разница, которая возникает при пересчете себестоимости движения поезда по рельсам и автомобиля по дороге - надо ли тут говорить о том, что "первый вариант" много экономичнее второго - тут стала маловажной. А вот большая "логистическая гибкость" автомобильного транспорта, простота его использования (да, информационных сетей тогда не было, а людей, умеющих работать с информацией, было на порядки меньше, нежели сейчас), дешевизна "входа" и т.д. - оказались критичными.
Впрочем, нет: был тут и еще один момент. Состоящий в том, что в США 1950 годов сложилась парадоксальная - относительно всех остальных государств - ситуация. В рамках котором строительством железнодорожных путей занимались исключительно "частники", а вот автомобильные дороги строили ... под контролем государства. (Еще во времена рузвельтовского "Нового Курса" именно создание автодорог рассматривалось, как один из способов вывода страны из кризиса.) Надо ли говорить о том, что результат этих процессов был полностью противоположным.
А именно: если автомобильные дороги, построенные по государственным стандартам и с государственным контролем в США, в общем-то, идеальны - разумеется, речь идет о т.н. "федеральных магистралях", местные же "трассы" могут мало чем отличаться от российских - то вот с железнодорожными путями ситуация иная. В том смысле, что большая их часть построены по т.н. "облегченному варианту", т.е., по существу являют полувремянками. Со всеми вытекающими последствиями - начиная с массового применения деревянных шпал (даже сейчас), малым "радиусам кривых", слабой подложкой, большими перепадами высот и т.д. Ну, а как иначе: пока ты свою "идеальную дорогу" строишь, твои конкуренты тупо бросят свою "декавильку", и сманят всех клиентов...
Поэтому реальная эффективность железных дорог тут даже в лучшие времена были меньше европейской - о советской даже лучше не вспоминать - несмотря на огромное их (дорог) количество (длина ж/д сети в США до сих пор самая большая в мире) и огромные же деньги, делавшиеся тут до 1930 годов. Однако долго так продолжаться не могло, и - см. сказанное выше - в 1950 годах процесс "вымывания" данного вида транспорта из национальной транспортной сети перешел в "лавинную стадию". В результате чего и случился указанный "погром" - то есть, фактическое забрасывание большей части маршрутов, утрата почти всего пассажирского сообщения (в 1970 году все ж/д перевезли всего ... 15 млн. пассажиров, хотя в 1920 годах это количество было в 15 (!) раз больше) и т.д. В конце даже американская почтовая служба полностью отказалась работать с железнодорожным транспортом.
В общем, действительно, лучшей иллюстрации того, что на самом деле представляет из себя "западная массовая культура" - а Atlas Shrugged, это реально эталон этого масскульта в литературе - представить невозможно. (Даже фильм "Матрица", который вышел именно тогда, когда стало понятным, что "виртуальной реальности" в классическом плане не будет, это не то.) В том смысле, что практически все, что она изображает исключительно мифы, ни просто не имеющие никакой связи с реальностью, а часто ей противоположные. (Еще раз: это в фантазиях Алисы Розенбаум "частный бизнес в США развивал железнодорожное сообщение в 1950 годы", тогда как в реальности этот бизнес его тогда убивал.)
Ну, и как вишенка на торте: оказывается, все те проблемы, что железные дороги получили во время указанного "погрома", и которые пытались решать еще в середины 1970 годов - когда был создан концерн Amtrak, разумеется, под патронажем государства (еще раз: в США на самом деле не дураки сидят при власти - в смысле, не малахольные российские эмигрантки - и поэтому там прекрасно знают, что работает, а что нет) - в реальности не решены до сих пор. Потому, что да, сохранить часть (порядка 45%) железнодорожных путей все же удалось, да и количество пассажиров к 2010 годам довели до 30 млн. (Для справки: РЖД перевозит в год порядка 1 млрд. пассажиров при том, что население РФ меньше, чем населения США.) Но общее состояние этих самых железных дорог...
Ну, что там говорить: о том, что поезда в Штатах сходят с путей чуть ли не каждую неделю, пишут постоянно. Равно как пишут и о том, что в значительной мере связано это с тем, что состояние железнодорожных путей там находится на крайне низком уровне. Правда, в основном этот уровень связывают с деградацией, когда на самом деле данный момент - см. сказанное выше - "не баг, а фича". То есть, изначальное качество, связанное как раз с частным характером сети, с тем, что она изначально рассчитывалась на "производство сиеминутной выгоды" - в общем, с теми самыми "атлантами" (вроде Вендербильда), кои согласно текущему либеральному мифу, и "создавали Америку".
И поэтому никакое обслуживание, никакой государственный контроль, в общем-то, исправить положение не сможет: там как в анекдоте - "всю систему надо менять". То есть, сносить большую часть рельсового пути и насыпей, а часто и мостов с путепроводами - и прокладывать заново. Самое же смешное: оказывается, что отказаться от использования железных дорог США не могут. Хотя, казалось бы, при таких-то федеральным магистралях... (Которые, конечно, так же понемножку "устают", но не столь резко.) Потому, что, во-первых, топливо сейчас стоит уже не прежние 4 цента за литр. А, во-вторых, наличествует определенный вид продукции, которую перевозить по автодорогам общего пользования, в общем-то, нежелательно. (Это разнообразные ядовитые химические жидкости, кои даже по текущим разбитым путям перемещать безопаснее, нежели в автоцистернах. Просто потому, что вероятность аварии автомобиля даже в такой ситуации на пару порядков выше, нежели вероятность аварии поезда.)
Так что ползут по кривым рельсам "уставшие американские поезда", везут нужную продукцию - но, разумеется, с периодическими "эксцессами". И никакие "атланты" ничего не расправляют - потому, что на самом деле "не расправляли" никогда. Потому, что в реальности писанина Айн Ренд - это изначально чистая и беспримесная пропаганда, написанная, во-первых, человеком, ничего не мыслящем в предмете. (А, во-вторых, написанная плохим языком: дочка еврейского бизнесмена из Российской Империи вряд ли может рассматриваться, как "великий американский литератор".) Которая "пошла в серию" только потому, что тогда, в 1957 году, американской элите были нужны "аргументы против социализма". Так же, как, например, унылый сборник "зэковских баев" под названием "Архипелаг Гулаг" (сложно сказать, как можно данную тему сделать унылой, но Солженицын смог), которая вдруг стала "книгой обжигающей правды". (Ну, вот умели представители ЦРУ в рекламу, ничего тут не скажешь.)
Ну, а выводы отсюда можно сделать простые: нам такая "массовая культура" не нужна. И не нам - скажем, тем же американцам - тоже.

Первоисточник: https://anlazz.livejournal.com/801280.html

США

Previous post Next post
Up