Вопросы истории

Jun 07, 2023 14:39



Ипатий Потей

Часть I: «Украинство: Актуальная международная игра» и часть II: «Украинство: Историко-политический и религиозный контекст»

В 2014 году к власти в Киеве пришли откровенные необандеровцы. Сожжение несогласных в Доме профсоюзов Одессы. 8 лет бомбежек городов и поселков Донбасса. Подготовка Украины Западом к войне с Россией под лживым - как теперь уже открыто признали бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель и бывший президент Франции Франсуа Олланд - прикрытием Минских соглашений. И когда Россия была вынуждена начать спецоперацию, - осуществлялась полномасштабная военная и политическая поддержка необандеровской Украины. Что собой представляет и откуда взялся украинский неонацистский субъект? И почему ему оказывается столь мощная помощь?
Посмотрим на создаваемый веками искусственный конструкт под названием «украинство».

В IX веке возникло единое древнерусское государство. Создали его пришедшие из Новгорода Рюриковичи. Центром этого государства сначала стал Киев, затем Владимир, а затем Москва.
В XIII веке русские земли были ослаблены нашествием монголо-татар.
Любимым героем сторонников европейского пути развития Украины является правивший в то время на западнорусских землях галицко-волынский князь Даниил Галицкий. В отличие от своего современника Александра Невского, в поисках помощи против татар Даниил заключил договор с Римом и был коронован римским папой «королем Руси» (Rex Russiae). Однако это не помогло Даниилу отбиться от татар. А его наследники, князья Галицко-Волынской Руси, окажутся сначала, в XIV веке, под Литвой, а затем и под польско-литовским государством Речью Посполитой.
В 1596 году Риму удалось навязать Брестскую унию православным западнорусских земель, попавших под власть Речи Посполитой.
Инициаторами унии стали несколько иерархов, незадолго перед тем поставленных проезжавшим через эти земли константинопольским патриархом Иеремией II. Первый сторонник унии, новопоставленный митрополит Киевский Михаил Рагоза, был известен своей податливостью. Второй, епископ Владимиро-Волынский и Брестский Ипатий Потей, еще незадолго перед тем вообще являлся светским лицом. Постригал в священники его третий, самый активный, сторонник унии - епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий. На Терлецкого судом города Луцка был возбужден целый ряд судебных дел по обвинениям в грабежах, членовредительстве, изнасиловании и убийстве. Так, одно из дел было возбуждено по жалобе Адама Закревского, который сообщил, что, проезжая через епископское имение, подвергся нападению владыки Кирилла: «Поздно ночью, когда все уже спали, сюда неожиданно явился владыка Луцкий, преосвященный Кирилл… Он начал бранить Закревского, отобрав у него торбу с деньгами, лошадь, воз и имущество и приказав всё это отправить на свой двор. А затем он взял с собой и девку Палажку (швею, сопровождавшую Закревского), привел ее к себе и, запершись с нею в каморе, изнасиловал ее».
Вот такие иерархи и стали проводниками унии. Они самолично попросили о ней апостольский престол и, спешно выехав в Рим, присягнули папе.
Православное население выступило резко против унии, но вынуждено было подчиниться. Возникшая в результате униатская церковь к началу XX века окончательно превратится в послушный инструмент папской политики.
На протяжении XVII-XVIII веков русские цари постепенно, в ходе войн с Польшей, освободили бо́льшую часть западнорусских территорий от власти поляков.
В конце XVIII века происходят разделы бесконечно воевавшей с соседями Польши. Россия получила еще часть своих старинных земель. При этом галицкие земли произвольным образом достались Австрии. Как отмечал историк В. О. Ключевский, «рассказывали, что при первом разделе Екатерина [II] плакала об этой уступке; 21 год спустя, при втором разделе, она спокойно говорила, что „со временем надобно выменять у императора Галицию, она ему некстати“; однако Галиция осталась за Австрией и после третьего раздела».
Австрийцы объединили галицкие земли с полученной ими Малой Польшей и поставили их под управление поляков.



Ян Левицкий. Галицийская резня 1846 года. 1871

В середине XIX века австрийские власти начинают опасаться усиления поляков и резкого роста их протестных настроений. В 1846 году австрийцы натравили крестьян Галиции на польскую шляхту. Агенты Вены распустили слухи, что шляхтичи собираются устроить расправы над крестьянами и о временной «отмене» императором десяти христианских заповедей. За головы убитых шляхтичей австрийцы платили. Эпицентром изуверской резни стала Западная Галиция, жителями которой были в подавляющем большинстве мазуры, то есть польские крестьяне. Тем не менее в случившемся тогда многие исследователи усматривают причину внедренного и в Восточной Галиции, то есть на западноукраинских землях, «гена насилия». Так, сын тогдашнего начальника полиции Галиции Леопольд Захер-Мазох, первый носитель феномена мазохизма, наблюдал резню в детстве. В своем романе «Галицийская история. 1846» Захер-Мазох описывал крестьян, зарубавших шляхтичей косами. Роман изобилует такими картинами: «Стреляйте, стреляйте!» - закричал Корский; но прежде чем ему удалось вытащить свои громоздкие пистолеты, на него обрушились удары косами и цепами». Современный исследователь Ларри Вольф указывает, что Галицийская резня оказала в детстве травмирующее воздействие не только на Захер-Мазоха, но и на всю Галицию: «На самом деле существовал галицийский субстрат, который обусловливал личные и литературные аномалии Захер-Мазоха… Годы его галицийского детства с 1836 по 1848 год были формирующими и травмирующими не только для него, но и для исторического хода самой Галиции».



Австрийские солдаты покупают головы убитых дворян у галицийских крестьян (гравюра). 1848

Вспомним недавний нашумевший постановочный ролик, где украинка в вышиванке смачно отрезает голову серпом русскому солдату в тельняшке. Эту украинку с серпом превратили в символ современной Украины. Так вот, те, кто делал данный ролик, очевидным образом будили коллективную историческую память, расшатывали сознание, поощряя украинцев к зверствам над беззащитными. И зверства над русскими пленными последовали… Как мы видели, в XXI веке для холопов вновь отменяются 10 заповедей - только теперь в роли императора Фердинанда выступает клоун Зеленский.
Резня оттолкнула многих в Галиции от австрийцев и усилила и так существовавшие русофильские настроения. Тогда австрийские власти, опасаясь ориентации жителей этих земель на Москву, попытаются заставить их сменить самоидентификацию. В том числе самоназвание «русины» заменяется на австрийское «рутены».
Позднее лидер русофильского движения отец Иван Наумо́вич так вспоминал о визите представителей русинов в апреле 1848 года к губернатору Галиции Францу Штадиону: «В 1848 году вопрошали нас: „Кто вы?“ Мы сказали, что мы всесмирнейшие Ruthenen. (Господи, если бы праотцы наши узнали, что мы сами прозвали себя тем именем, каким окрестили нас во время гонений наши наилютейшие враги, они в могилах зашевелились бы!) <…> Мы клялись душою и телом, что мы не русские, не Russen, но что мы так себе, Ruthenen, что граница наша на Збруче, что мы сторонимся так называемых Russen, как окаянных схизматиков, с которыми ничего общего иметь не хотим».



Михаил Чайковский

Поляки вскоре начнут активно работать над русинским вопросом. Польская эмиграция - так называемый «Отель Ламбер» князя Адама Чарторыйского и такие его представители, как Франтишек Духинский и Михаил Чайковский - разрабатывает миф о казаках-украинцах как «истинных русских», противопоставляемых ими азиатской Москве. Расовые изыскания поляка Духинского гласили, что москали - не только не русские, но и не европейцы, что они - «туранцы» и что это вообще другая, азиатская раса.
Представители киевского Кирилло-Мефодиевского братства, в том числе Тарас Шевченко, будут состоять в плотных связях с этой польской эмиграцией. Так, Шевченко писал своих «Гайдамаков» о казацком восстании 1768 года с «Вернигоры» Чайковского. Издатель Шевченко Петр Иванович Мартос вспоминал: «Мне попался роман Чайковского на польском языке „Wernyhora“, изданный в Париже. Я дал Шевченку прочитать этот роман; содержание „Гайдамак“ и большая часть подробностей целиком взяты оттуда». При этом Чайковский добавил в свое описание ложь о том, что якобы в восстании была виновата Екатерина II и другие выдумки. А «Книга бытия украинского народа», считающаяся на современной Украине манифестом украинского мессианства, стала фактической копией «Книги народа польского и польского пилигримства» польского поэта Адама Мицкевича.







Тесно связанный с «Отелем Ламбер» польский деятель Станислав Тарновский прямо указывал, что российских украинцев следует притягивать к Галиции и Польше: «Здесь, в Галиции, следует нам не истреблять, а выращивать и культивировать руськую национальность, а скрепится она над Днепром. Здесь, во Львове, надо позволить ей развиваться, и вскоре она будет втягивать в себя соки Волыни, Подолья и Украины. <…> Русью будет, но Русью, братской Польше, и одному делу с ней посвященной».
Австрийцы также весьма поощряли украинство, стремясь оторвать российскую Украину - Малороссию - от России и присоединить ее к австрийской Галиции.
В 1894 году австрийцы официально пригласят киевского украинофила Михаила Грушевского распространять украинство в Галиции. Он назначается профессором истории Львовского университета. В статьях и с университетской кафедры Грушевский вещал - причем на «украинском» - о некоей древней «Украине-Руси» и «украинцах-руських». Создав свою версию «истории Украины», Грушевский также сознательно привнес в использовавшуюся им «мову» обилие галицизмов и полонизмов, которые с тех пор прочно закрепятся в украинском языке.

Отсюда: https://rossaprimavera.ru/article/80ef6290
Далi буде.

Галиция, История Украины

Previous post Next post
Up