Срочно заболевший короной премьер Канады Трюдо называет конвой дальнобойщиков «маргинальным меньшинством» и объявляет, что изолируется от протестующих в эти выходные.
О да, разумеется 50 тысяч в кабинах траков и сотни тысяч, которые их приветствуют. «маргиналы, не представляющие интересы канадцев».
Click to view
Комментарии Трюдо появились после того, как ведущие канадские СМИ, такие как Global News и CTV, назвали участников колонны грузовиков связанными с «крайне правыми группами».
Заявление было отклонено Тамарой Лич, одной из организаторов «Конвоя свободы», которая заявила: «Как вы знаете, мы направляемся в Оттаву, чтобы провести мирную акцию протеста. Я просто хочу заявить, что никто в этой колонне не будет подстрекать к насилию или высказывать угрозы. Мы здесь не для этого».
Эти обвинения звучат не в первый раз, когда канадские политики или СМИ приравнивают противников карантина или политики вакцинации к белым националистам или ультраправым экстремистам.
В марте прошлого года бывший мэр Калгари Нахид Ненши заявил, что протестующие против масок и блокировки были экстремистами, сказав: «Эти люди на этих протестах против масок, давайте не будем себя обманывать. Они не те люди, которые протестуют, потому что им нечего есть. Это люди, которые маршируют в тонко завуалированных антиправительственных протестах сторонников превосходства белых националистов».
Марш водителей грузовиков к Оттаве под лозунгом «Колонна свободы» стартовал 23 января. Дальнобойщики требуют отменить новый пакет антиковидных ограничительных мер, который предусматривает для невакцинированных 14-дневный карантин после возращения из США. И позиция главы канадского правительства грозит обернуться серьёзным экономическим и политическим кризисом.
По информации The Globe and Mail, уже 28 января на Парламентском холме, где располагается парламент, временный лагерь разбили 10 тыс. протестующих. Ранее в столичной полиции признали, что не имеют представления о том, сколько в действительности людей могут принять участие в демонстрациях - может и сто тысяч.
26 января в комментарии Toronto Sun представитель движения Бенджамин Дихтер заявил, что протяжённость «Колонны свободы» составляет 70 км. По предварительным оценкам, которые приводит издание, в акции принимают участие порядка 50 тыс. машин, в том числе прибывших из Соединённых Штатов.
«Надеется, что всё обойдётся»
Говоря об акции, аналитики обращают внимание, что на многочисленных кадрах, которые распространены в СМИ и соцсетях, канадских дальнобойщиков активно приветствуют местные жители.
На улицы Оттавы и других городов выходят люди, недовольные политикой правительства Джастина Трюдо. Также сложившейся ситуации не рады и дальнобойщики из северных штатов США. Американский бизнес тоже сильно страдает, и водители из Штатов поддержали своих канадских коллег.
26 января на специальном совещании столичного совета по вопросам полицейской службы начальник полиции Оттавы Питер Слоли констатировал, что «Колонна свободы» превратилась в массовое протестное движение, с которым нельзя не считаться.
«То, что началось как единичная акция или демонстрация посредством того, что стали называть «Колонной свободы», с участием транспортных средств со всей Канады, существенно изменилось в последние дни, а особенно в последние 24 часа», - сказал Слоли.
По его словам, полиция фиксирует рост числа «заинтересованных сторон», которые призывают граждан принять участие в антиправительственных демонстрациях в Оттаве.
И. о. замначальника полиции Оттавы Триш Фергюсон заявил, что правоохранители города готовятся «к целому ряду потенциальных рисков». К их числу он отнёс выступления противников «Колонны свободы», «блокирование перекрёстков, вмешательство в работу критически важной инфраструктуры, незаконные и насильственные действия».
Участники протестов говорят, что их акции носят исключительно мирный характер. Однако журналисты телерадиовещательной корпорации CBC на одной из демонстраций сторонников «Колонны свободы» в провинции Онтарио заметили флаг ультраправой организации Proud Boys, которая в феврале прошлого года была признана в стране террористической. Более того, некоторые митингующие якобы призывали осуществить «канадскую версию штурма Капитолия».
О росте агрессии и насильственного потенциала протеста сообщают и другие местные СМИ. Например, телеканал CTV опубликовал выдержки из электронного письма, которое было разослано канадским парламентариям. В нём говорилось, что злоумышленники пытаются выяснить личные данные и адреса законодателей.
Ну так вспомните Белоруссию - что там творили?
«Дальнобойщики известны тем, что не брезгуют силовыми методами борьбы. К тому же многие из них утомлены бесконечными коронавирусными ограничениями, часть уже лишилась источника доходов. Сложно предсказать развитие обстановки, но по меньшей мере столкновения с представителями правоохранительных органов - это вполне реалистичный сценарий», - рассуждает Фельдман.
Дополнительным раздражающим фактором в ситуации с «Колонной свободы» стала позиция премьер-министра, который в резкой форме отказался идти на уступки дальнобойщикам. Выступая перед журналистами 26 января, Джастин Трюдо назвал протестующих «маргинальным меньшинством».
«Маргинальное меньшинство людей, движущихся к Оттаве, выражая свои неприемлемые взгляды, не представляет позиции канадцев, которые поддерживали друг друга, которые знают, что следование науке и готовность защитить друг друга - лучший способ и дальше гарантировать наши свободы, наши права, наши ценности как страны», - сказал Трюдо.
Трюдо надеется, что всё обойдётся, хотя в том, что происходит, есть и его вина. Он решил синхронизировать антиковидную политику со Штатами, где сейчас вводятся очень жёсткие ограничительные меры.
«Прилавки могут опустеть»
По данным Канадского альянса грузоперевозок, границу с Соединёнными Штатами регулярно пересекают около 160 тыс. водителей. В связи с новыми ограничениями с рейсов могут быть сняты до 32 тыс. человек. При этом дефицит дальнобойщиков в отрасли ещё до принятия новых правил оценивался альянсом в 18 тыс. человек.
Как сообщает Reuters, автомобильные грузоперевозки имеют огромное значение для обеспечения бесперебойной транспортировки товаров через американо-канадскую границу. Более двух третей грузооборота между двумя странами осуществляется именно за счёт дальнобойщиков.
Агентство отмечает, что тяжёлая ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок Канады может привести к росту цен на топливо и послужить драйвером дальнейшего роста инфляции, которая и без того побила в стране 30-летний максимум.
Несмотря на негативные явления в отрасли и возможные отрицательные последствия для всей экономики в целом, Канадский альянс грузоперевозок не поддержал участников «Колонны свободы». Зато солидарность с ними выразили канадские консерваторы, которые не согласны с политикой властей в области вакцинации.
Самая большая опасность этой ситуации для Трюдо в том, что прилавки канадских магазинов могут стремительно опустеть. Фактически это будет означать наступление серьёзного социально-экономического кризиса, который может перерасти в массовые антиправительственные политические волнения.
Стоит отметить, в своём выступлении Трюдо заявил, что нехватка товаров в канадских магазинах - следствие сбоя в глобальной цепочке поставок, вызванного пандемией COVID-19, а не протестов дальнобойщиков.
Трюдо отрицает совершенно очевидные проблемы и не желает признавать, что правительство перестаралось с ограничительными мерами, которые становятся выстрелом в ногу собственной экономике.
С учетом разницы во времени, о самом интересном мы узнаем уже ночью.