Настоящие пластуны.

Nov 25, 2010 19:34

 «Пластун», журнал «Разведчик», 1911 г.


Ур. Лагодехи. Крупным событием нашего маленького гарнизона, совершенно теряющегося среди лесов и гор, были проводы уходящих на льготу пластунов. Начиная с прошлого года, по инициативе командира 6-го Кубанского пластунского батальона полковника Зинковского, Кубанский пластунский батальон торжественно провожает казаков, уходящих по окончании действительной службы домой на льготу.



Урочище Лагодехи, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Проводы дослужившихся до льготы казаков 6-го Кубанского пластунского батальона. В левой части снимка виден силуэт Анцальской (Шромской) горы.

10-го декабря, в 91/2 часов утра, построился батальон на площади возле церкви, куда собрались батальонные дамы, местные жители и все наличные офицеры. Внутри покоя, перед аналоем, стояли старики. Батальонное знамя было поставлено перед ними. В 10 час. утра начался молебен, перед началом которого батальонный священник сказал уходящим слово. По окончании молебна к уходящим домой обратился командир батальона. Он благодарил стариков за службу, пожелал им счастливого пути и затем всем уходящим лично раздавал брошюры по сельскому хозяйству и копии приказа по батальону, который оканчивался приблизительно следующими словами:



[Фото Командир 6-го Кубанского Его Величества пластунского батальона Николай Иванович Зинковский]

«Расставаясь с вами, молодцы, старики, уходящее домой на родную Кубань, на прощание хочу сказать вам несколько напутственных слов. Сегодня, 10-го декабря, исполнилось почти 4 года со дня вашего поступления в ряды 6-го славного Кубанского пластунского батальона, где службу вы несли честно, безукоризненно. Вы видите, пред вами стоит здесь дар нашего дорогого Царя Батюшки - знамя, которое является символом святыни, в котором заключается честь, гордость и слава нашего батальона. Знамя свидетельствует, что и мы пластуны, в мыслях Царских также близки Его сердцу, как и те, что и на глазах. Приложим же все наши силы, чтобы быть достойными оказанной нам милости, будем трудиться, работать, чтобы радовать Царя, а когда грянет час и раздастся Царский клич на врага, мы докажем, что пластуны тоже умеют умирать за защиту святой веры, Царя и отечества. Осталось нам быть вместе всего несколько минут, но не унывайте, гора только с горой не сходится, человек с человеком, кому продлит Бог живота и веку, так или сяк столкнется. Авось увидимся, надобно только усердно молить Господа покровителя о даровании нам сил побороть в себе пагубные страсти, направлять каждый свой шаг на пользу нашей дорогой родины. Вы уходите теперь домой, вас ждут ваши семьи, учите детей так же честно и верно служить, как и вас здесь учили. Внушите им, что подлая трусость, преступная леность и богопротивная измена присяге всегда признавалась у нас пороком ужасным, гнусным, непростительным. Напротив того, приверженность к религии, верность Государю, любовь к отечеству и храбрость в бою считаются делом святым и должным. Ни минуты не сомневаюсь, что вы, повторяю, когда раздастся давно желанный для нас Царский клич на врага, сделаете все, что от вас требуется, не хуже других. Благодарю за службу. Да благословит Господь Бог вашу новую жизнь. Буду радоваться вашим успехам дома и всякому известию о том, что бывшие служаки вверенного мне батальона живут честно, верно и славно. Если о ком-либо услышу обратное, то буду глубоко огорчен, значит, труды батальона и мои пропали даром. А теперь, целуя свое родное знамя, с Богом идите домой и за дело. Пока мы живы, мы должны работать, не унывать, верить в Бога, в святой его промысел и любить Царя и родину, как умели их любить и умирать за них бессмертные герои Архип Осипов, Агафон Никитин и Василий Рябов. Еще раз спасибо за службу»!



[Знамя 6-го Кубанского Его Величества пластунского батальона]
Все уходящие перед получением брошюр прикладывались ко кресту и батальонному знамени. У многих пластунов навертывались слезы, когда, приложившись ко кресту, они подходили целовать свое родное знамя, чтобы с ним проститься быть может навсегда. Такие минуты никогда не изгладятся из памяти пластуна. По окончании прощания со знаменем командир еще раз поблагодарил их за службу и, пожелав им счастливого пути, скомандовал: «старики, шагом марш». Тихо и плавно двинулся эшелон, сопровождаемый сердечными пожеланиями, под звуки родного батальонного марша, имея впереди хор батальонной музыки. Некоторые из уходящих имели при себе традиционные хоругви, которые в завернутом виде несутся домой; подходя уже к станице, где пришедших встречают почти все от мала до велика, хоругви разворачиваются и, после молебствия о благополучном окончании службы и возвращении домой, заносятся в церковь.Когда эшелон вышел из урочища, командир остановил его. Все остающиеся пластуны выстроились на шоссе, образуя между своими двумя шеренгами широкий проход. Заиграла опять музыка, уходящие прошли перед командиром батальона церемониальным маршем, а затем, пройдя мимо него, сняли папахи и с громким ура проходили среди своих товарищей, напутствуемые наилучшими пожеланиями.

«ПРОВОДЫ УХОДЯЩИХ НА ЛЬГОТУ ПЛАСТУНОВ»: КОММЕНТАРИИ: Пётр Згонников

Военное назначение Лагодехи
В кавказской войне была, составной ее частью, война закавказская. Тихая, спокойная, неприметная война. Без развернутых полков, без стенки на стенку. С одной стороны русские с грузинами, с другой - те, кого русские и грузины называли лезгинами, -дагестанцы и джаро-белоканцы.
 

[Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Лагодехах. Оплот православия на границе с мусульманским миром. Начало 20 века]
Собирали лезгины команду в пару десятков желающих поживиться, верстали нехитрый план, пробирались через грузинскую милицию и русские посты, улучали момент и, вырвавшись на долинный простор, обрушивались на кахетинцев. Хватали добычу, - коней, пленных, ценное что, - и растворялись в тёмных ущельях.
Задача русских в Лагодехах была служить глазами и ушами грузино-лезгинской границы, стоять сторожевыми псами, глядеть-выглядывать. Не хрустнет ли где в безмолвной ночи ветка, не прокричит ли птичьим голосом ночной тать, не блеснёт ли в свете луны лезвие клинка. Ну, а уж если враг обнаружен, не пропускать его, биться и умирать, защищать пределы чужой-своей Кахетии.
Пограничный статус Лагодехи определил специфику его военной внешности. Никак было не обойтись Лагодеху без особого замеса воинов, таких, чтоб приучены были не пушки тяжелые за собой таскать, а врага следить, брать умом, ловкостью и терпением. Затаившись в засаде, считать численность вражьих отрядов, разгадывать планы, брать языка, предупреждать своих. Лагодеху нужны были не простые солдаты, - хотя и они тоже, - нужны были разведчики, ловцы, охотники на врага.
Кто такие пластуны?
Казачий спецназ - в терминологии современной; разведчики, ползуны, охотники - на языке того славного времени. Лучшими пластунами, так уж повелось, были кубанские казаки, бывшие запорожцы.


Кубанские казаки-пластуны

[Кубанские казаки-пластуны ]

Кубанские казаки-пластуны

"Скрываясь, будто звери, по тернам и камышам, умея выть волком, выкрикивать перепелом, питаясь всем, что только попадалось по пути, запорожские козаки зорко высматривали врагов, внезапно нападали на них и с малыми силами разбивали и побеждали множество неприятелей", - писал автор «Истории Запорожских казаков» Д.И.Яворницкий.
Другой историк, современник и знаток Кавказской войны Ростислав Фадеев называл пластунов «глазами, видящими в темноте». Пластуны, восхищенно отмечал он, «… были охотники, приученные к малой войне, подбиравшиеся неслышно к зверю и человеку, клавшие такие залоги, что даже горцы не могли их высмотреть, прокрадывавшиеся вдвоём, втроём через гущу неприятельского населения, и выкрадывавшие людей из вражеских пикетов.
Запорожский, потом кубанский опыт отточили охотничьи инстинкты пластунов, обострили их интуицию и звериные чувства. Они исчезали из расположения полка, пропадая днями и неделями, и даже полковой командир не всегда знал, где находятся его подчиненные и когда вернутся обратно. Скрывались пластуны в лесах, болотах, оврагах и пещерах, сливались с землей, прятались под водой. Сутками не ели и не пили, ходили в ошмётках, грязные, с перемазанные сажей и глиной лицами. Но когда возвращались, возвращались с нужными, точными сведениями. И с языками, брать которые были большие мастера. В выжидании врага могли часами сидеть под водой, дыша через камышовую трубочку, переплывали реки в выдолбленных в дереве дуплах, взлетали, подобно кошкам, на деревья.
 

[Лях А.П. Возвращение. Казаки в разведке]

Среди пластунов преобладали пожившие, опытные лица, возрастом 40-50 лет, с определенными чертами характера. Сдержанные, немногословные, степенные, неторопливые, порой тяжелые на подъем, с ленцой, с несколько угрюмым, обращенным внутрь взглядом. Но стремительные и сноровкие, взрывные и резкие, когда доходило до дела.Стержневые, упорные, с гибким, изобретательным умом, с горящими глазами, цепким взглядом и решимостью в действиях.
Молодежь среди пластунов составляла исключение: не хватало молодым, с их энергией, юношеской агрессией и несдержанностью, пластунских качеств.
Возраст, опыт, ум делали из пластуна машину. Прежде всего думающую, просчитывающую все мелочи, действия свои и вражеские, и, одновременно, - машину боевую, грозную, беспощадную, сметающую всё на пути к цели. Со своей собственной программой, несломленной армейской муштрой и привычкой к чинопочитанию. Командиры, те не особенно командовали пластунами, больше советовались, старались с подходом, чтобы не обидеть. Знали - пластун человек по духу вольный, непокорный и упрямый, сделает не так, как прикажут, а по своему разумению и охоте. «При хотеньи - бегущий на гору, при нехотеньи - еле плетущийся под гору»,- подметил основную черту пластунского характера всё тот же Ростислав Фадеев.
Крепкие, дюжие, большой силы и ловкости, пластуны всем своим видом излучали уверенность в себе и бесстрашие, пренебрежение к опасности и смерти. Выдающееся, выходящее за границы человеческого понимания умение пластунов выходить сухими из воды родило поверье, что они знают обережные заговоры от неприятельского оружия, могут усилием воли сеять панику среди врага и охмурять его настолько, что тот привязывая к дереву козу, считает, что это плененный им пластун, а пластун, невидимый, стоит в это время рядом и усмехается.
А. А. Дельвиг вспоминает, что полковые командирам в ответ на его напоминание о запрете пластунам ходить за Кубань, серьёзно отвечали, что с пластунами ничего случиться не может, так как они заговорены от пуль, а походы во вражеский стан им нужны для поддержания охотничьего духа.
Лагодехские пластуны
Такие вот ребята стояли когда-то в начале прошлого века в моих Лагодехах. Шестой Кубанский Его Величества пластунский батальон. 800 казаков, включая более 700 сот душ строевых казаков с начальством и под 70 десятков нестроевых - плотников, горнистов, мастеровых, обозных, лазаретных служителей, оружейного мастера, фельдшеров и ветеринаров. По командованием командира батальона, полковника Николая Ивановича Зинковского. До горечи мало о них информации, но есть надежда на энтузиастов с сайта "Вольная станица" (www.fstanitsa.ru), по крупицам восстанавливающих историю прославленного батальона. Знаю наверняка, что в 1910 году пластуны шестого уже служили в Лагодехах, об этом прямо говорится в вышеприведенном материале. Служили и в 1912 году. Об этом известно из письма Юлии Млокосевич профессору Кузнецову, датированному октябрем 1912 года, в котором она пишет, что до неё дошли слухи (неверные - автор), будто леса Лагодехского ущелья предписано отдать под сруб квартирующему в Лагодехах 6-й Кубанскому пластунскому батальону (подробнее об этом - в моём материале «Об истории заповедания Лагодехского ущелья»).



[Горнист пластунского батальона. По штатному расписанию батальону полагалось девять горнистов. Слободка Лагодехи встречала каждое утро под звук горна]

Горнист пластунского батальона. По штатному расписанию батальону полагалось девять горнистов. Слободка Лагодехи встречала каждое утро под звук горна
Шли от пластунов на Кубань, в родные станицы, письма, в которых они рассказывали родичам и станичникам о жизни в Лагодехах. Нахваливали, рассказывал мне отец, Грузию, нахваливали Лагодех. Природа, писали, не хуже нашей, кубанской, а то и получше, земля побогаче и тепла побольше. И в том, что мой дедушка бежал от большевиков именно в Грузию, немалую роль сыграли письма пластунов, возможно и тех самых, что запечатлены на старом фото к статье в журнале «Разведчик».
Память о кубанских пластунах долго хранилась среди русского населения Лагодехи. В 50-х годах прошлого века наши русские отцы учили нас, семи-восьмилетних пацанов, ползать по-пластунски. Только по-пластунски, говорили они, можно незаметно подползти к вражескому постовому, этим секретным способом ползания хорошо владели казаки, что давным-давно стояли в Лагодехах, от них всё и пошло…
И всё ползали и ползали мы по лагодехскому лесу на животах - медленно, вдавливаясь в землю, стараясь не издавать шума и замирая через каждое движение. Представляли себя теми самыми сверхсолдатами и как заклинание, как сокровенную тайну, открывшуюся только нам, шептали: «по- пластунски, ползём по-пластунски».
В который раз перечитываю «Проводы пластунов» и всё захватывает и захватывает дух. Какое время было в Лагодехи! Церковь с площадью, центральное место местечка, сюда стекается люд, потому что сегодня, 10 декабря, будет прощание. Кубанцев с Лагодехом. Несут письма для кубанских родичей и друзей, фотографии, подарки. Развеваются хоругви, держит речь полковник, роняют слезу батальонные дамы. Нет-нет да прошибёт на слезу и пластунов: и целование, прощальное, боевого знамени, и вид растроганных барышень, и горы, молчаливые велетени, вокруг. Сроднились, свыклись, а прощаться - навсегда. Зазвучал батальонный марш, и колонна двинулась, оставляя позади домики слобожан, громаду полковой казармы, купола церкви Покрова Пресвятой Богородицы… Движется колонна, покидает Лагодех. Впереди Алазань, Сигнах, Тифлис, Батум, Екатеринодар. И льгота, жданная, заслуженная льгота.

Льгота. Как шанс умереть



На какую льготу уходят лагодехские пластуны? О каких выгодах-снисхождениях идёт речь? Одно послабление, одна-единственная льгота ждала вчерашнего пластуна - не служить действительную. Но. Восемь лет оставаться в резерве, день и ночь, в ожидании боевой команды. Иметь на случай призыва снаряжение, обмундирование, холодное оружие и строевого коня. Последнее особо бременило осевшего на земле охотника. Коня надо было кормить, холить, держать в неге и здравии, и, упаси Боже, использовать в хозяйстве. На шею вчерашнего спецназовца, забывшего как пахать и боронить, к немалому числу забот и затрат прибавлялась еще одна - конь.
И тем не менее казаки не роптали. А если и роптали, то недовольство это никак не сказывалось на их верности Царю и Отечеству. Они не изменят своей стране и будут до последнего биться за неё, истекающую кровью, обречённую на смерть старую Русь. « В грозный час испытанья и боли, Казаки были долгу верны…» (М. Волкова, 1930).
Добровольческая армия в гражданскую войну 1919-1920 годов на 85 процентов состояла из кубанских казаков. Среди конных, артиллерийских и инженерных частей, полков дивизионов, бригад и батальонов, что Кубань выставит против большевиков, будет тринадцать пластунских батальонов. В том числе 6-ой Кубанский Его Величества пластунский батальон, стоявший когда-то в моих Лагодехах.
Мне, внуку кубанского казака и лагодехцу, есть чем гордиться.

Пётр Згонников ( август 2010 года)













http://plastun.forum24.ru/?1-9-0-00000017-000-0-0
http://lagodekhi.net/index.php?option=com_content&view=article&id=120:2010-08-19-18-44-21&catid=34:2010-04-21-11-41-48&Itemid=27


История, Россия

Previous post Next post
Up