К 50-летию Парижской бойни

Oct 17, 2021 13:30

Эмманюэль Макрон первым из президентов Франции осудил кровавый разгон демонстрации алжирцев в Париже в 1961 году, назвав его преступлением, которое нельзя простить. Трудно сказать, зачем он это сделал, но политика всегда дело грязное и, зачастую, архиглупое.

17 октября 1961 года, под конец войны за независимость Алжира, парижская полиция разогнала демонстрацию парижских алжирцев. Десятки человек были застрелены или утонули в Сене, куда полицейские бросали демонстрантов или где те спасались сами.



Точное число жертв до сих пор не известно. Власти Франции в самом конце прошлого века, почти через сорок лет после трагедии, признали смерть сорока человек, но по некоторым другим оценкам жертв могло быть больше двухсот.

Хотя французские власти признали факт расправы над демонстрантами больше двадцати лет назад, президенты Франции до Макрона на эту тему не выступали.

Эмманюэль Макрон принял участие в траурной церемонии у моста через Сену, где шестьдесят лет назад началась многотысячная демонстрация парижских алжирцев. Они протестовали против введения в столице комендантского часа для алжирцев.

В заявлении, выпущенном администрацией Макрона, говорится, что шестьдесят лет назад полицейские под руководством шефа парижской полиции Мориса Папона совершили множество преступлений. Согласно тексту заявления, в ходе "жестокого, кровавого" разгона демонстрации были убиты десятки протестовавших, множество участников марша было ранено, 12 тысяч человек арестованы.



Задержанные алжирцы - участники демонстрации 17 октября 1961 года

Мориса Папона в 1999 году посадили в тюрьму на десять лет, но не за убийство алжирцев на демонстрации, а за то, что он, будучи начальником полиции Бордо в вишистской Франции, участвовал в отправке евреев в нацистские лагеря смерти.

При этом уже в 2002 году Папон вышел на свободу по состоянию здоровья. Ему тогда было 92 года.

А до того, как всплыло обвинение в соучастии в холокосте, карьера Папона складывалась превосходно. В том же 1961 году президент Шарль де Голль вручил префекту парижской полиции высшую награду страны, орден Почетного легиона; в 1968 году Папон стал депутатом парламента, затем - министром при президенте Валери Жискар-д-Эстене.

Хорошо, но мало

Макрон не принес извинений за бойню 17 октября 1969 года и вообще речей не произносил - Елисейский дворец только выпустил письменное заявление.

"Это прогресс, но дело не завершено. Мы ожидали большего. Это сделал не один Папон. В центре Парижа людей пытали, убивали, и там, наверху, об этом прекрасно знали", - сказала агентству Франс-пресс Мимуна Аджам из антирасистской организации Africa93. Она хотела бы, чтобы разгон демонстрации алжирцев был признан преступлением со стороны государства.

Мало?

И вот здесь мы подходим к тому, как извращают и развращают мир подобные извинения постфактум. Давайте по Гамбургскому счету. Франция вела войну. Справедливую или нет, зависит от точки зрения. Де-юре, законную по нормам французского и международного права тех лет.

Но в том-то и дело, что законы и нравы меняются с годами. И последующие поколения иначе оценивают свершения предков. Перед нами же другой вопрос - как иначе любая власть может относиться к подобным демонстрациям во время войны. Ответ - никак - только подавлять. Или капитулировать.

То есть, извиняться современникам не за что. Это была хорошая или плохая, но французская власть. Хотите, можете тогда извиняться всей Францией.

Вот только я бы хотел напомнить слова Сталина: "Сын за отца не отвечает". И ровно так же современные немцы не отвечают за действия гитлеровцев. И посыпание ежегодно в ФРГ головы пеплом и стенания политиков не более, чем глупый жест, унижающий тех, кто к прошлым преступлениям отношения не имеет.

Просто очень многим выгодно подобное - Путин и русские должны отвечать за выдуманные или нет преступления большевика и грузина Джугашвили, за Петра Великого и Ивана Грозного. А белые, как выяснилось недавно, за рабство Чёрных. И платить репарации ныне живущим.

Это ахинея. Можно оценивать прошлое с точки зрения современных ценностей. Но даже эти оценки всегда будут ошибочны. Условия жизни определяют деятельность человека и сообществ. Нельзя жить городскими нормами в лесу - помрешь. И в рабовладельческом Риме нельзя жить по правилам БЛМ.

Бытие определяет сознание, а вовсе не наоборот. Что до сознательной деятельности, то именно благодаря ей мы сегодня живем именно так, а не как в той же Спарте, сбрасывая стариков и калек в пропасть.

Кстати, а за это никто не хочет извиниться?

Франция

Previous post Next post
Up