В буквальном смысле. В 2020 году страны Восточной Европы вынудили «Газпром» переписать контракты, чтобы формула цены учитывала европейские котировки на хабах. В этом году восточноевропейские клиенты «Газпрома» оказались в шоке. Если за первые 8 месяцев средняя цена поставки была 270 долларов, то с началом спекулятивного роста цен, по формуле, которой они добились, стоимость топлива выросла в 2−4 раза.
«Булгаргаз» сообщил, что в сентябре болгарские потребители покупают топливо по $ 435 за тысячу кубометров, а в ноябре стоимость ориентировочно вырастет до $ 530. Это в 2,5 раза выше, чем платили в январе, когда газораспределительная компания брала по $ 213. Почти весь газ Болгария получает из России.
В Молдавии планируют поднять внутренние тарифы на 35%, но цена импорта российского газа уже в сентябре была выше, чем в Болгарии, - $ 550. Тогда как в январе она составляла $ 127.
Похожий ценовой удар получили и другие страны Восточной Европы, которые в 2020 году добились того, чтобы «Газпром» изменил формулу ценообразования - чтобы она начала учитывать европейские котировки, а не только стоимость нефти.
Так, в марте 2020 года болгарские власти заявили о дополнении к действующему контракту с «Газпромом». Премьер-министр Бойко Борисов сообщил, что цена снизилась на 40% и изменения действуют с августа 2019 года. Тогда стоимость топлива опустилась до $ 152, а в последующие месяцы - еще ниже.
«Благодаря вмешательству Еврокомиссии, мы можем сегодня радоваться этому отличному результату», - сказала министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова.
Также в марте уже руководство польской РGNIG заявило о выигранном арбитражном разбирательстве в Стокгольме с «Газпромом» по ценам на газ. Согласно решению суда, формулу цены на покупку российского газа изменили в сторону более рыночной.
В конце же года «Молдовагаз» и «Газпром» продлили контракт на поставку российского газа до 1 октября 2021 года, но на новых условиях. Глава молдавской компании Вадим Чебан рассказывал, что с апреля по сентябрь Молдавия будет использовать спотовый компонент в расчете стоимости газа.
Польская госкомпания PGNiG за три квартала 2020 года получила рекордную EBITDA (прибыль до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам). Она выросла почти втрое - до 10,7 млрд злотых ($ 2,78 млрд).
«Ключевым фактором в результатах финансовой деятельности PGNiG стало изменение формулы цены по „ямальскому контракту“. Выиграв арбитраж, компания смогла значительно улучшить свои трейдинговые позиции, создав более четкую связь между затратами на газ, купленный к востоку от Польши, и ценами на топливо на европейских рынках», - заявил президент PGNiG Павел Мажевски.
В этом году ситуация изменилась кардинально. Продолжительная и холодная зима в Европе привела к низким запасам газа в хранилищах и позднему началу закачки. Параллельно начали падать поставки СПГ, которые перетянули на себя страны Азии и Южной Америки. К сентябрю снижение превысило 17 млрд кубометров.
«Газпром» в свою очередь оказался в ситуации, когда необходимо закачать в российские хранилища рекордные 60 млрд кубометров, и не стал выбрасывать дополнительные объемы газа на европейский рынок. Выполняются текущие контракты, а дополнительные заявки обеспечим после запуска «Северного потока - 2», сообщали в компании.
К этому добавился рост цен на уголь /137 долл. за тонну/ и рост котировок квот на выброс СО2, которые обязана покупать угольная генерация. В результате закачка газа в европейские хранилища рекордно снизилась, и рынок начал опасаться, что в следующий отопительный сезон Европа может испытать дефицит газа - в сентябре цены на биржах взлетели выше $ 900 за тысячу кубометров.
В портфеле «Газпрома» в 2021 году лишь 13% контрактов по-прежнему привязаны только к стоимости нефтяной корзины. Одна из немногих, кто получает газ на таких условиях, - Турция. По оценке ICIS, в четвертом квартале турецкие компании будут покупать российский газ примерно по $ 270. Столь низкие в сравнении с европейскими котировками цены частично объясняют, почему Турция резко нарастила закупки у «Газпрома» - на 153% к 19 сентября, до 20,3 млрд кубометров.
Так как у стран Восточной Европы контракты с «Газпромом» гибридные - то и цены высокие, но ниже, чем на европейских биржах.
«Для сравнения, расчетная цена на европейских газовых рынках (по состоянию на 10.09.2021) для поставок в ноябре составляет примерно 56 евро за МВт-ч ($ 687 за тысячу кубометров)», - сообщает «Булгаргаз» в информации о том, что ориентировочная цена топлива на внутреннем рынке составит в предпоследний месяц года $ 530.
Привязка цены газа к цене нефти не приводит к столь резким колебаниям стоимости, заявил в сентябре президент России Владимир Путин. «У нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто ее не регулирует, рынок регулирует. Но колебания идут гораздо более мягко, а здесь в ПХГ (Европы) не закачали нужный объем до 27 миллиардов, у них там дырка получается, не хватает, и еще кое-какие проблемы, всплеск деловой активности - и все, цена на газ начала обгонять цену на нефть и на нефтепродукты. Видите, как скакнула», - сказал Владимир Путин.
В 2021 году поставки газа не успевают за его потреблением по всему миру. В то же время инвесторы и правительства требуют от компаний сворачивать инвестиции в добычу ископаемых видов топлива. Климатический радикализм и совпадение фактов принесли на рынок нестабильность.
В общем, за что боролись, то и получили.