Важнейшую роль для ОУН-УПА играла конспирация. В своей деятельности бандеровцы использовали опыт ненавистных им большевиков-революционеров. Все члены боевых подразделений имели псевдонимы, которые часто менялись. Связь между бандформированиями осуществлялась через проверенных связных. Как правило, братья по оружию из разных ячеек не знали друг друга в лицо. Приказы и донесения передавались через «грипсы» - миниатюрные записки, сделанные карандашом на папиросной бумаге. Они закатывались, прошивались ниткой и запечатывались свечным парафином. Оставляли их в условном месте. Вся эта хитроумная система, разумеется, затрудняла поиск банд, но выходила боком и самим подпольщикам. В случае разгрома роя или чота и гибели «провидныка» (руководителя) оставшиеся в живых не могли связаться с соратниками. Поэтому в лесах бродили сотни бандеровцев-одиночек.
Но главным ноу-хау ОУН-УПА были подземные схроны («крыивки»).
О том, каким образом их находили, вспоминает Калинин Виталий Семенович, боровшийся с бандитизмом на Западной Украине после войны.
«Однажды я даже лично нашел бункер по запаху. Как-то мы делали прочес местности в ходе операции. И тут я вижу впереди какую-то кучу хвороста. Удивительно, думаю, откуда она взялась в лесу? Затем я почувствовал слабый запах дыма и - чуть сильнее - запах сгоревшего мяса. Я сразу доложил командиру взвода, и мы хорошенько присмотрелись к этой куче хвороста. И заметили, что оттуда тянется незаметный простому глазу дымок. Все ясно, там сидит банда...
Сразу же оцепили бункер двойным кольцом. А почему мы так сделали?
Потому что бывали случаи, когда бандиты покидали бункеры через черный ход, который располагался в 50 метрах от схрона. Ведь бандеровцы еще в годы войны приготовили такие бункеры под руководством немецких инженеров и саперов.
Как-то мы даже нашли выход на расстоянии в 100 метров от схрона. Поэтому мы всегда проводили оцепление двойным кольцом на расстоянии до 200 метров от бункера. Но все равно такое бывало, что бандеровцы прорывались через кольцо и уходили в лес. Другие же стрелялись.
Вообще-то они были настоящими фанатиками и в плен никогда не сдавались. А в этот раз удалось их захватить врасплох, я подобрался к трубе бункера и бросил туда несколько гранат. Когда мы забрались в этот схрон, то увидели, что мои гранаты убили четверых бандитов. Вообще же гранаты у бандеровцев были лучше наших. У них радиус поражения был до 200 метров, а наша РГД-42 имела радиус разброса осколков не более 30 метров. Так что я своими гранатами очень удачно их всех ликвидировал.
За обнаружение и ликвидацию группы мне тогда объявили благодарность перед строем. Чего не вручили медаль? Тогда Советский Союз официально ни с кем не воевал, а в мирное время нас не сильно баловали наградами».
Click to view
https://www.rubaltic.ru/context/21082021-chuvstvuyu-slabyy-zapakh-sgorevshego-myasa-v-lesu-znachit-ryadom-skhron-kak-sovetskie-soldaty-nakho/