Первоначальница сынов русских

Jul 25, 2021 03:22

Таким эпитетом древнерусские летописцы наделили святую равноапостольную княгиню Ольгу, память которой 24 июля празднует Православная Церковь.

"«Ольга, Ольга!» - вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход".



Нашему современнику великая княгиня Ольга в основном известна как женщина, очень изощренно отомстившая древлянам за убийство мужа князя Игоря. Однако этим ярким эпизодом, который означает одно - сохранение династии Рюриковичей, ее участие как правительницы в жизни Древнерусского государства не ограничивается.

Ольга была знатного, хотя и не княжеского рода, она родилась в окрестностях Пскова и при рождении получила скандинавское имя Хэльга.

Ее отец, военачальник из варягов, заведовал переправой через реку Великую, входившую в систему военно-торгового пути «из варяг в греки». Брак Ольги с таким же полубродячим варягом Игорем Рюриковичем следует рассматривать как равноправный. Она вышла за него замуж в юном возрасте и в качестве свадебного подарка получила город Вышгород под Киевом.

Княгиня, как повествуют летописи, была красивой и привлекательной женщиной, «добра суща зело лицем», и в то же время обладала острым умом и рассудительностью. Надо полагать, что именно Ольга из всех жен князя Игоря была любимой, к тому же она родила князю наследника, будущего знаменитого полководца Святослава.

И когда Игорь погиб в одной из военных кампаний, регентом при малолетнем сыне стала Ольга. Игорь был убит во время внеочередного похода в Древлянскую землю, лежавшую к западу от Киева, с древлян, начиная с князя Олега, киевские князья собирали дань. Древляне не просто убили Игоря, склонив стволы двух деревьев и привязав к ним живого князя, они отпустили деревья, князь Игорь был разорван надвое.

Древляне хотели большего, чем просто избавиться от дани, в Киев были направлены послы, которые предложили вдове выйти за древлянского князя Мала. Такое действие вполне соответствовало языческим представлениям, жена побежденного и ее имущество должны принадлежать победителю.

Месть Ольги была не менее изощренной, чем казнь Игоря. Летопись говорит о серии совершенных отмщений: первых сватов закопали живьем, вторую партию сожгли в бане, третья месть была осуществлена уже на территории врага, во время тризны по мужу, Ольга перебила множество перепивших древлян.

То, что древляне не заподозрили Ольгу в причастности к исчезновению первого и второго посольств, говорит об их сильном желании породниться с ней и занять Киевский престол. И противостоять притязаниям древлян на Киев пришлось именно Ольге, после смерти мужа ставшей главной носительницей княжеской власти.

Четвертая месть вылилась уже в настоящие военные действия против древлян, административный центр древлян Искоростень (современный Коростень Житомирской области Украины) был сожжен, Древлянская земля вновь обложена данью и окончательно подчинена Киеву.

Законы родовой мести были соблюдены.

«Кроваво отомстить за смерть близких людей было делом чести, и в этом отношении русская княгиня ничем не отличается от варварских королев эпохи Меровнингов во Франции…», - отмечал историк Михаил Тихомиров.

Эта единственная и победная война 945 года, которую вела Ольга, была совершена еще в языческий период ее жизни, до обращения в христианство. А ее крещение в то же время стало внешнеполитической программой Древнерусского государства, т.к. некрещеные народы, воспринимались ромеями (византийцами) как варвары.

Только Крещение могло вывести отношения с Византией на новый уровень и включить Русь в семью христианских народов Европы. Причем в качестве купели Ольга рассматривала именно Константинополь, в X веке политический индекс Рима был значительно ниже.

Как пишет историк Антон Карташов, Ольга «мечтала о приобщении… к достоинству единственно подлинных царей всего православия».

Она стала первым правителем Древней Руси, которые направились в столицу Византийской империи не с войной, а с миром. Крещение Ольга приняла в 967 году, ее крестил патриарх Полиевкт, а восприемником, крестным отцом, стал сам император Роман II и его мать императрица Елена, имя которой по византийскому обычаю получила княгиня Ольга в крещении.



Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

То, что Ольга всем сердцем приняла христианство и хорошо изучила церковное учение, нет никакого сомнения. В ответ на предложение императора стать его женой, Ольга ответила отказам, т.к. после крещения между ними возникло отношение духовного родства, а согласно канонам крестный отец не может жениться на крестной дочери. Это говорит о глубоких знаниях Ольги не только догматического учения, но и канонического права.

В Киев княгиня Ольга возвращалась уже христианской правительницей. Вероятно, вместе с ней были крещены и другие члены русского посольства. К сожалению, короткий срок регентства не позволил Ольге выполнить программу по христианизации Руси.

В этом вопросе она была крайне деликатна. И не стала насильно обращать в христианскую веру даже своего сына. Святослав до смерти оставался язычником. Но матери удалось привить ему веротерпимость, христианское население Киева и других русских городов, не подвергалось гонениям и притеснениям со стороны князя, не захотевшего принимать святое крещение.

Но то, что не успела сделать великая княгиня Ольга, сделает ее внук Владимир, именно он станет крестителем Руси.

Кирилл Брагин

История, Религия, Киевская Русь

Previous post Next post
Up