Галицкий Ковбасюк: продажные избиратели съели 70 километров колбасы

Apr 18, 2021 23:00

15 апреля 1861 года начал работу Галицкий Сейм. Из 151 его членов всего 50 были русинами. Среди них были известные люди, но именем нарицательным стал лишь один из депутатов, вошедший в историю как Никита Хрунь.

Русское море и польская лужа

Членами Сейма по должности были христианские иерархи: три львовских архиепископа (католический, греко-католический и армянский), два перемышльских (латинский и униатский), католические епископы Тарнова и Кракова, а позже и Станиславова.

Также без выборов депутатами Сейма становились два ректора университетов - Львовского и Краковского (с 1900 года к ним присоединились ректор Львовской политехники и президент Академии наук в Кракове). Ещё трёх депутатов делегировали Львовская, Бродовская и Краковская торгово-промышленные палаты.



Выбирали же депутатов от трёх курий, фактически сословных: крупных землевладельцев (44 человека), представителей городов (20 человек) и сельских общин (74 человека). Такие диспропорции объяснялись большей суммой налогов, которые платили землевладельцы и богатые мещане.

Согласно избирательному закону, русины в Сейме могли иметь только 33% депутатов, хотя греко-католики составляли 45% населения края. Но и эта норма не выдерживалась: только в Сейме первой каденции «Руськый клюб» насчитывал 50 депутатов, а в 1867-1869 годах их стало 33, в 1870-1876-м - 36, в 1877-1901-м их число колебалось от 21 до 15, а в 1901 году в Галицкий Сейм и вовсе было выбрано только 13 русинов, с 1914 года - украинцев.

Первая сессия  открылась 15 апреля 1861 года в бальном зале «Театра Скарбка» (ныне Украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой).

Маршалком Галицкого Сейма был избран граф Лев Людвик Сапега, а одним из самых выдающихся представителей русинской общины в Сейме был ярый москвофил, греко-католический Митрополит Львовский и Галицкий Григорий Яхимович. Примечательно, что в первой сессии он принимал участие не по квоте духовных лиц, а как ректор Львовского университета.

Стоит отметить, что подавляющее большинство русинской делегации в первом созыве Галицкого Сейма также придерживалось москвофильских взглядов, за исключением нескольких полонофилов. Тогда в среде галицких русинов бытовала фраза: «Лучше умереть в русском море, чем в польской луже».

Стыд тебе, свинья, стыд тебе!

Но были среди депутатов-русинов и те, кто больше всех любил не Польшу, Россию или Австрию, а… деньги. Одним из таких людей был крестьянин из села Верхний Вербеж (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области), депутат Сейма от Коломыйского округа Николай Ковбасюк.

Ковбасюк был депутатом не только Галицкого Сейма, но и Рейхсрата (парламента) Австрии, а также входил в исполнительный комитет Коломыйского уездного совета. Во всех этих органах Ковбасюк горячо выступал в защиту права крестьян на пользование помещичьими лугами, пастбищами и лесами, но в результате всегда голосовал в интересах землевладельцев. Последние охотно финансировали его избирательные кампании, ведь Ковбасюк был депутатом Галицкого Сейма и второго созыва, в 1867-1869 годах.

Умер Николай Ковбасюк в апреле 1889 года в родном селе и был похоронен с почестями, ведь кроме богатства за годы служения (правильным) людям он получил от императора Франца Иосифа I Золотой Крест за гражданские заслуги - высшую награду для государственного служащего Австро-Венгрии.

А уже через год он вошёл в историю, став прототипом главного героя сатирического рассказа Ивана Франко «Свинья» - Никиты (Мыкыты) Хруня. Чтобы современная публика поняла намёк, с кого списан образ, политически беспринципная свинья изображена в произведении с кольцом колбасы на рыле. Главный критический посыл Ивана Франко в адрес Никиты Хруня - недопустимость продажи своего голоса как за лживые обещания, так и за материальные ценности, что хорошо раскрывает нижеприведённый диалог.

- Стыд тебе, свинья, стыд тебе! Ты же имеешь какое-то сознание, какие-то чувства! Ну, скажи, пожалуйста, как ты голосовала на недавних выборах в Рейхсрат? Неужели честное Божье творения может так голосовать? За пару буряков продать свою совесть! Фе, свинья, это уже и для свиньи слишком! И ещё, как на смех, читаешь и «Батькивщину», и «Русскую правду» (реальные названия галицких газет того времени).

- Ну, что же, читаю, потому что читаю, а голосую так, как мне моя свинская натура говорит. Прочь от меня! Не позволено вам меня трогать!

За такое поведение «Его Свинородие Никита Хрунь» получает открытки с проклятиями «из Львова, Черновцов и Коломыи», причём свинья жалуется, что теперь её преследуют не только во время избирательных кампаний:

«Им это удовольствие доставляет - не дать мне ни на минуту покоя, печь и жарить меня на медленном огне от колыбели до смертельного корыта! Уже сейчас не против того или иного поступка бьют, нет, против всего моего свинского мировоззрения, против всего свинства в мире, против целого свинского строя в наших общественных делах».

Кстати, сам Иван Франко трижды баллотировался в Рейхсрат на Тернопольщине - в 1895-м, 1897-м и 1898 годах, - но ему всегда не хватало нескольких десятков голосов. Всё дело в том, что Франко и его команда, состоявшая из львовских студентов-радикалов, раздавала галицким крестьянам листовки, а кандидаты, которых поддерживали поляки, - колбасу, причём в буквальном смысле.

Хрунь из Гнидова

Львовский историк Игорь Чорновол, много лет исследующий галицкую политику времён Австро-Венгрии, утверждает, что во время выборов 1895 года украинские крестьяне-«хруни» съели 70 километров колбасы. Кстати, в польском языке до сих пор есть идиома «предвыборная колбаса», означающая подкуп избирателей в широком понимании.

Хотя Иван Франко написал ещё несколько рассказов на политическую тему - «Свинская конституция» и «Звериный бюджет», - однако образы талантливого писателя оказались слишком сложными для галицкой публики.

А вот примитивная агитка «Хруниада», изданная в 1913 году львовским юмористом Осипом Шпитко под псевдонимом Гриць Щипавка, что называется, пошла в массы. Может, дело в том, что она была рифмованной (назвать этот текст поэзией язык не поворачивается), а может потому, что в ней Никита Хрунь гибнет. Подзаголовок «Хруниады» прямо об этом говорит: «Баллада про Никиту Хруня, как он жил и погиб».

Героем «Хруниады» выступает не животное, а русин из села с красноречивым названием Гнидов, которому за продажу голоса и поддержку на выборах польского кандидата односельчане устраивают «мусорную люстрацию»: избивают и обливают фекалиями.

Действо имеет религиозный подтекст: сама акция происходит в День Архистратига Михаила, причём на Хруня нападают прямо после выхода из храма, и за него никто не вступается. Вернувшись домой и не вынеся позора, Хрунь вешается на вербе - причём в тексте он прямо сравнивается с Иудой. А после смерти на коре этой вербы местные школьники пишут «эпитафию», в которой есть такие слова:

Під сухою, під вербою,
із людською головою,
зате з розумом телячим,
а характером свинячим -
лежить зрадник і нездара,
що за гроші, за циґара
витирав жидівську лаву
і зраджував руську справу…

Се худоба цілковита,
на ім'я їй - Хрунь Микита.
Хто чита' се - плюнь три рази
й швидко втікай від зарази…

Такой незамысловатый подход оказался популярным, слово «хрунь» вошло в лексикон галицких и буковинских русинов и стало обозначать продажного избирателя, политика и в целом предателя сначала «руського», а потом, со сменой национальной самоидентификации, и украинского дела.

Это слово до сих пор широко используется в Буковине и Галичине как в ходе избирательных кампаний, так и для критики политических оппонентов вообще. И, конечно же, ни политики, ни журналисты, ни тем более избиратели даже не подозревают, что прототипом Никиты Хруня был их земляк с Коломыйщины, депутат Галицкого Сейма первого и второго созывов Николай Ковбасюк.

https://ukraina.ru/history/20210415/1031145567.html

Интересно, Галиция

Previous post Next post
Up