«...Хоть раз напишу тебе правду»

Aug 25, 2020 07:00



Сначала немцы писали о походе на СССР, как о туристической прогулке...

В письмах немецких солдат и офицеров из СССР рефлексировалось восприятие войны. И по этому заряду коммуникации, сообщений, чувства, аутентичности с письмами не могли конкурировать приказы, официальные сообщения, дневники и воспоминания генералов.

Подавляющая часть немецких солдат поначалу воспринимала поход на Восток как «туристическую прогулку». В их первых письмах рассказывается о бескрайних степях, далеком горизонте, небе, густых лесах. И одновременно - описание хижин, ужасных мест («забытый богом угол»), используются словосочетания «грязная страна», «грязь и большая нужда», причем это касается и стран Восточной Европы. Солдаты и офицеры вермахта смотрели на население восточноевропейских стран свысока, подчеркивали, что много лет понадобится, чтобы навести здесь «немецкую чистоту».

Практически в каждом третьем письме из проанализированной нами почты немецких солдат и офицеров сообщается о противнике или гражданском населении. Обозначаются они как «русский»/«русские». Гораздо реже - «Иван», «враг», «злой враг», еще реже встречаются пропагандистские стереотипы: «большевики», «красные», «советские». Очень редко: «собаки», «негодяи», «косоглазые».

Если до ноября 1942 г. послания немецких солдат из Сталинграда мало отличались от писем с других участков фронта, то с началом советского контрнаступления содержание корреспонденции существенно меняется - от бравурных или успокаивающих до трезвых и критических. В письмах появляется более разумная оценка положения: «Война - это не только наши победы, у нее есть много других сторон. Здесь разыгрываются настоящие трагедии, а мы, их виновники, ни о чем не думаем и делаем то, что приказано… Русские - хорошие солдаты, хотя у них ничего нет, только пехота и танки», - пишет 28 июля 1942 г. с Восточного фронта солдат Генрих Линднер.

Очень часто встречается характеристика русских как неожиданно сильного противника: «Со вшами, как с русскими, - одну убьешь - десять новых появляется»; «Собаки, они сражаются, как львы». Когда положение на фронте становится все серьезнее, появляется трезвая оценка противника: как воюют советские солдаты, каковы их техника, вооружение, обмундирование. Встречаем выражения «русский - храбрый», «он ожесточенно защищается», «русские танки разъезжают по нашим позициям»; «русские летчики очень дерзкие».

До начала войны большинство немцев представляло русский народ как полуголодную и тупую массу. Но, столкнувшись лицом к лицу с русскими, немецкие солдаты увидели, что советский солдат носит нательный крестик, религиозен (это обнаруживается, когда красноармейцы попадают в плен), хорошо разбирается в технике (эта сторона открылась при общении с остарбайтерами), что среди населения на удивление низок процент неграмотных.

Выдающийся советский писатель Василий Гроссман запечатлел картину апокалипсиса немцев в корреспонденции из Сталинграда, датированной 19 декабря 1942 г.:

«Для них нет здесь солнца, нет света дня, им выдают сейчас двадцать пять - тридцать патронов на день, им приказано вести огонь лишь по атакующим войскам, их рацион ограничен ста граммами хлеба и конины. Они сидят, как заросшие шерстью дикари в каменных пещерах, и гложут конину, сидят в дымном мираже, среди развалин уничтоженного ими прекрасного города, в мертвых печах заводов… И пришли для них страшные дни и ночи, когда им определено встретить возмездие здесь, среди холодных развалин, во тьме, без воды, глодая конину, прячась от солнца и дневного света под жестокими звездами русской декабрьской ночи».

Русских победить невозможно. Письма немецких солдат домой с восточного фронта:

image Click to view


Источник: «...Хоть раз напишу тебе правду». Письма солдат вермахта из сталинградского окружения. - М.: РОССПЭН, 2013.

Великая Отечественная

Previous post Next post
Up