Угнетённые польские "гуманисты"

Jan 18, 2020 14:00

МИД Польши вчера вякнул, что из-за действий СССР пострадала польская культура. В Варшаве обвинили Москву в конфискации отделами НКВД произведений искусства и уничтожении того, «чего не удалось разграбить или сжечь немцам».

Я не хочу доказывать кому-то что-то и, тем более, оправдываться. Приведу лишь один неоспоримый факт из польской истории задолго до начала Второй мировой. Факт из вполне мирной и "демократической" Польши времен Пилсудского. Того самого героя Польши, который первым в Европе подписал договор с Гитлером. Того самого, которого Гитлер любил так сильно, что по смерти маршала отслужил по нему мессу, а после оккупации Польши выставил у его гроба почетный караул.



Но я о другом.

Почти ровно 126 лет назад, 13 января 1894 года, российским императором Александром III был утвержден проект архитектора Леонтия Бенуа по строительству в Варшаве Александро-Невского православного собора (по-польски - собора Александра Невского). Стараниями тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Гурко летом того же года храм был заложен и построен к 1912 году, став самым высоким на то время зданием польской столицы.

Храм был невероятно красив. Пятикупольный, вмещающий 2,5 тысячи молящихся, расписанный фресками Виктора Васнецова внутри, с отдельно стоящей 70-метровой колокольней он был средоточием Саксонской площади, главной парадной площади Варшавы.



Изначально площадь была названа в честь саксонских королей Польши. Русские название не меняли. После 1939 года и по 1945-й, до освобождения Варшавы «советами», площадь носила имя Адольфа Гитлера. Потом, до «нового освобождения» уже от советского присутствия, была площадью Победы и принимала как военные парады, так и мессу Папы Римского Павла Иоанна II, ну, того, которого, как пел Владимир Высоцкий, «мы им подкинули из наших, из поляков, из славян».

Теперь это опять площадь Пилсудского. С памятником ему, но без православного храма.



Александро-Невский храм как в зеркале отразил в себе все страшные и глупые политические перипетии тех лет. Этот красавец  был намеренно уничтожентв 1924-1926 годах. Нет это не ошибка, именно так - его взрывали долго.

Поляки действовали зеркально русским амбициям. Как русские строили храм в складчину, так поляки его и разрушали. Чтобы возвести такую махину стоимостью более 3 млн. рублей, решили собирать деньги всем миром: за счет даров частных лиц по всей империи и обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившихся под управлением генерал-губернатора Гурко, и введением специального налога в Варшаве. Чтобы много людей почувствовали себя причастными к этому благородному делу - утверждению православия в Польше и обслуживания в вере тамошних православных. И возвели. Чтобы он «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».





И точно так же поляки разрушали храм - более двух лет глумились над ним, взрывая по частицам и на собранные с людей деньги. Чтобы и поляки почувствовали себя причастными к изгнанию «русского духа», или как тогда мотивировали, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу», варшавский магистрат также выпустил специальный заем. На средства на снос храма. И было произведено более 15 тысяч подрывов.

«Русский хвост», что называется, рубили по частям. Причем в ущерб себе, отринув предложения прагматиков, которые хотели переоборудовать православный храм под католический костел. По примеру немцев, которые во время взятия Варшавы в Первую мировую войну использовали храм как место для отправления культа своими солдатами. Или создать там какой-то музей, например, польской этнологии, или мартиролог-пантеон памяти поляков.





Единственными против сноса протестовали русский депутат тогдашнего польского Сейма купец Николай Серебреников и православный депутат воссозданного в 1921 году польского Сената Вячеслав Богданович, утверждавший, что пока храм стоит, он «является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма»! Ничего не помогло - снесли.


\

Второе же отличие разрушителей собора от его строителей было в том, что русские создавали свой храм на свои, а поляки поступали как типичные мародеры. Даже заем на разрушение храма был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса. То есть дал злотый на варварство - получи  взамен пару кирпичей снесенного собора.

А  ведь  храм, помимо фресок Васнецова, был богато декорирован и оформлен 12 мозаичными панно блестящего художника Владимира Фролова по эскизам того же Васнецова и мастера исторических полотен Андрея Рябушкина, в оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь украшали колонны из яшмы, подаренные лично императором Николаем II, а главный купол на звоннице был пятым по величине во всей империи.





И вот все это оказалось в распоряжении  «победивших» поляков. Часть фресок, слава Богу, была перевезена в Покровский собор в нынешних белорусских, а тогда польских Барановичах, а часть убранства передана в храм Марии Магдалины на Праге (правобережной окраинной части Варшавы). Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в польской столице. А колонны из яшмы пошли на декор усыпальницы Юзефа Пилсудского в Кракове. Того Пилсудского, который, по его словам, ехал на поезде «социализм», но вышел на станции «нация» и теперь - в виде памятника - взирает на площадь своего имени. Уже без храма.

А разрушенную Варшаву после войны отстраивали лучшие советские архитекторы. За советские рубли.



По материалу Храм варшавского забытья и конъюнктуры

История, Польша, Документы

Previous post Next post
Up