Конкурент не конкурент

Jan 03, 2020 10:00

Вчера Греция, Израиль и Кипр подписали трехстороннее соглашение о начале строительства Восточно-Средиземноморского газопровода (EastMed). Процедура заключения соглашения завершится после подписи Италии, однако дата, когда это произойдет, еще неизвестна. Дело в том, что в Италии нет единодушного одобрения этого проекта. Еще 7 мая 2019 года премьер-министр Италии Джузеппе Конти заявил, что Италия будет выступать против строительства газопровода «Посейдон» - последнего отрезка EastMed, который должен соединить Грецию и Италию через Адриатическое море.



EastMed будет поставлять газ из израильского месторождения «Левиафан» и кипрского «Афродита» в континентальную Европу. Газопровод с протяженностью в 1,9 тысячи километров соединит Грецию, Кипр и Израиль с южной Европой. Инвестиции в строительство оценивают в шесть миллиардов евро, а мощность проекта составит десять миллиардов кубометров.

Проект лоббируют американцы и Еврокомиссия. Когда в марте прошло года Греция, Кипр и Израиль подписали межправительственное соглашение по газопроводу EastMed в Тель-Авиве, там даже присутствовал госсекретарь США Помпео. А ЕК вывела проект из-под действия 3-го энергопакета, обозвав EastMed "проектом общего интереса".

Правда этот называемый альтернативой СП-2 проект как раз "общим" называть некорректно, учитывая позицию Италии, которую продавили только позавчера. 1 января 2020 года стало известно, что министр экономического развития Италии Стефано Патуанелли направил своему греческому коллеге письмо в поддержку трубопровода EastMed. Заметьте - министр, а не премьер.

По большому счету 10 миллиардов кубов через в лучшем случае 7 лет альтернативой СП-2 быть не могут. Газ будет объективно дорогим - имея на старте сопоставимую с СП-2 цену, он в 5,5 раз меньше будет прокачивать газа, что неизбежно сказывается на цене последнего. Ну и израильские расценки не малы - это вообще очень дорогая страна.

Опять же, газ придет в Грецию, а с Италией все не так ясно. Но даже если Рим даст добро и "Посейдон" дотянут до "сапога", потребители и выгодополучатели у проектов разные. Как раз в этом, да и сравнимо по мощности, проект конкурирует с поставками по "Турецкому потоку". Собственно, отчасти и по этой причине Турция не вошла в Восточно-Средиземноморский газовый форум. Есть и другая причина - там же сплошь "естественные" враги. В настоящее время членами группы являются: Египет, Кипр, Израиль и Греция. В заседаниях Восточно-Средиземноморского газового форума также принимают участие представители Палестины и Иордании.

И что там делать Турции? Особенно если учесть реально небольшие мощности ГТС, постоянные склоки вокруг месторождений и их реально небольшой дебет. Хотя, конечно, рекламу евреи своему "Левиафану" сделали хорошую.

В любом случае дело для южной Европы полезное. Угольные ТЭС закрываются, строить атомные свихнувшиеся на "чистой" энергии не спешат, а энергопотребление все равно будет расти, как с ним не борись.

Впрочем, если сократить численность европейцев...

Но это уже совсем другая история.

Газ, Израиль

Previous post Next post
Up