Проведенный через парламент командой Зеленского закон о рынке земли вызвал много ожесточенных споров о целесообразности его введения. Противники закона доказывают, что он выгоден только украинским латифундистам и международным корпорациям. Рассмотрим насколько справедлива такая точка зрения и опасен ли этот закон с точки зрения защиты национальных интересов Украины и распродажи «национального достояния» - украинских черноземов.
Для объективного анализа сразу следует уточнить, что принятый закон касается только земель сельскохозяйственного назначения, которой на Украине 70% площади всей территории страны, остальная земля на Украине давно уже находится в обороте и значительная ее часть в частной собственности.
Что же из себя представляют земли сельскохозяйственного назначения Украины. Площадь украинских сельхозугодий составляет 42,7 млн. га, из них 32,5 млн. га пашня, остальное луга, места выпаса скота и сенокоса. Естественно, наибольший интерес вызывает пашня, из которой площадь черноземов всего лишь 15,6 млн. га, что составляет только 48% пахотных земель. Распространенное мнение, что на Украине сосредоточены основные мировые запасы чернозема, не соответствует действительности, они составляют только 8% мировых запасов черноземов.
В начале 90-х основная часть сельхозугодий была распределена на паям между жителями сельской местности или передана в пользование территориальным общинам. В государственной собственности осталось 10,4 млн.га пашни (32% от пахотных земель), из них 3,2 млн. га в постоянном пользовании государственных предприятий, учреждений и организаций, 2,5 млн. га в госрезерве и остальные в аренде.
Пахотная земля, за которую уже началась схватка пока что на словах, на 2/3 принадлежит крестьянам на правах частной собственности или в коммунальной собственности территориальных общин и 1/3 находится в государственной собственности.
Следует отметить, что на Украине практически нет брошенных земель, вся земля обрабатывается собственниками или арендаторами. Значительная часть пахотной земли находится в аренде у крупных агроходингов, в том числе с иностранным капиталом, а также у местных латифундистов, в качестве которых вступают и казалось бы такие далекие от сельского хозяйства люди как Порошенко и Ахметов.
Агрохолдинги арендуют сотни тысяч гектар по всей стране и выращивают на ней большую часть сельхозпродукции Украины. Порядка 50% договоров аренды на кабальных условиях заключены на срок 49 лет с мизерной арендной платой примерно 13% от нормативной денежной оценки, при этом первоочередное право выкупа земли имеет арендатор, а в случае разрыва договора по инициативе собственника пая он должен уплатить неподъемную неустойку.
Значительная часть паевой земли уже потеряна собственниками. Паи на землю получали крестьяне в начале 90-х, большинство из них было уже в возрасте, многие не оформили свое право собственности на земельный пай или умерли. Часть родственников не оформила наследство на землю в установленные законодательством сроки, это наследство стало выморочным и по закону через суд переходит в собственность территориальной общины. Данные о такой земле не раскрываются, по оценке специалистов порядка четверти всех земельных паев являются выморочными и ими через сельские советы распоряжаются руководители районных госадминистраций, назначаемые президентом, через них и оформляют аренду такой земли в нужные руки.
Земля, находящаяся в государственной и коммунальной (территориальных общин) собственности, по принятому закону будет продаваться с торгов и наверняка попадет в те же руки. Через такую вертикаль от Киева до чиновников районного уровня и будет продаваться земля приближенным к власти людям.
Среди российских экспертов и журналистов распространено мнение, что украинские сельхозугодья бесхозные, нет должного учета и непонятно кто распоряжается землей. Это далеко не так, в начале 2000-х Евросоюз выделил несколько сотен миллионов евро для составления земельного кадастра и он был составлен. Все земли учтены, классифицированы и внесены в земельный кадастр с указанием собственника. Проведена инвентаризация земельных паев и составлены их кадастры с указанием географических координат каждого пая и реквизитов его собственника, организационно и документально сельхозугодья подготовлены для открытия рынка земли и с принятием соответствующих законов он реально может заработать.
Открытия рынка земли ждут агрохолдинги и крупные арендаторы, которые уже закрепили в договорах аренды первоочередное за собой право выкупа земли. Ждут этого и финансовые спекулянты, типа Коломойского, которые через подставные лица и фирмы по дешевке скупят у крестьян землю, которая еще не охвачена агрохолдингами, для последующей ее перепродажи международным корпорациям по ценам, многократно превышающим первоначальное приобретение.
Пока преждевременно говорить насколько опасен рынок земли на Украине, к примеру, рынок земли в России существует уже с 2002 года, она может находиться в частной собственности и ей владеют даже иностранцы, но что-то не слышно криков о «распродаже России», то есть к катастрофическим последствиям это не привело.
Стремление Зеленского как можно быстрее запустить рынок земли объясняется, по всей видимости, двумя причинами. На него давят местный олигархат, МВФ и стоящие за ним мощные международные корпорации, без удовлетворения пожеланий которых режиму Зеленского не видать кредитов МВФ. Помимо этого у Зеленского куда более серьезная проблема, угрожающая стабильности его режима.
Стараниями предыдущих властей на Украине практически уничтожена промышленность и получать финансовые ресурсы не откуда, без притока которых украинская экономика просто рухнет и режим Зеленского быстро падет под ее обломками. Остается только один путь, найти возможность привлечения финансовых средств в сельское хозяйство и это реально возможно через введение оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Только на продаже земельных паев и земель госрезерва на Украину может зайти порядка $(30-40) млрд., для Украины это большие деньги, позволяющие отсрочить экономическую катастрофу, а режиму Зеленского выжить в ближайшие годы. Расчетливый Коломойский наверняка посоветовал ему запустить рынок земли как наиболее эффективный способ получения значительных финансовых вливаний. То, что народ и государство при этом будут ограблены, их не очень волнует, Зеленскому надо пережить сегодняшний день, а Коломойский стремится на этом ограблении заработать очередные миллиарды.
По предварительным оценкам рыночная стоимость гектара земли при ее первичной продаже будет порядка $1500. Всех убеждают, что украинское общество против продажи земли, но если поинтересоваться у собственников паев, которые в основном люди преклонного возраста, то выяснится, что в основном они готовы за эти деньги продать свой пай. В семье из трех человек земли 12-15 га и для них 15-20 тысяч долларов очень большие деньги, которые им нужны сегодня, а не в далеком будущем. Со своей землей они ничего не могут сделать, у них нет финансов для организации на ней сельхозпроизводства, а жить им надо сейчас. Как ни прискорбно, но значительная часть крестьян, по всей видимости, будет избавляться от своих паев.
Между прочим, рынок земли на Украине неофициально давно уже существует и им управляют олигархи и расставленные ими чиновники на государственном и местном уровне, земля только не была оформлена в частную собственность, теперь пришло время официально это оформить. Крупнотоварное сельхозпроизводство не могут обеспечить мелкие собственники и фермеры, во всем мире сельхопродукцию массово производят мощные агрокорпорации и сельское хозяйство Украины идет в этом же направлении, земля будет сосредоточена у крупных производителей. Реализуемая Коломойским и Зеленским схема не противоречит общей тенденции, разница только в том, что дивиденды будут получать не народ и государство, а олигархические латифундисты и международные корпорации.
Юрий Апухтин,
http://antifashist.com/item/zemelnyj-vopros-zelenskogo-pochemu-imenno-sejchas.html#ixzz65L8eg0e6