Германия вооружается и не будет жаловаться. Она будет придерживаться обязательств, вытекающих из морского соглашения, правда, с оговоркой, которая была сделана с германской стороны еще при его заключении, что Россия не будет неограниченно вооружаться на море. В этом случае необходим был бы пересмотр морского соглашения. Он, однако, не такого высокого мнения о способности русских, чтобы думать, что такой пересмотр состоится в ближайшее время.
Невилл Чемберлен (слева) и Адольф Гитлер на встрече в Бад-Годесберге, 23 сентября 1938 года
С Чехословакией и Австрией тоже было бы разумно произвести урегулирование. С Австрией был заключен договор от 11 июля (13), который, надо надеяться, поведет к устранению всяких трудностей. От Чехословакии зависит убрать с пути имеющиеся трудности. Она должна лишь хорошо обращаться с немцами, проживающими в ее границах, и они будут тогда вполне довольны. Для Германии самое важное - быть в хороших отношениях со всеми ее соседями.
Что касается колониального вопроса, то не дело Германии высказывать свои пожелания. Имеются две возможности: во-первых, игра свободных сил. Что именно Германия в этом случае возьмет себе из колоний, этого нельзя сказать. Второй возможностью было бы разумное решение. Разумные решения должны строиться на праве, то есть Германия может иметь притязания на свои прежние владения. Когда со всех сторон заявляют, что международный порядок следует строить не на силе, а на праве, то он, фюрер, полностью с этим согласен. Он был бы даже рад, если бы срок, с которого этот новый порядок должен начать действовать, начался с 1914 г. При новом порядке вещей Германия оказалась бы в исключительно выгодном положении. Он повторяет, что в колониальном вопросе Германии нет надобности заявлять какие-либо пожелания, надо только лишь стать на почву права. Англия и Франция должны сами сделать предложения, если им по каким- либо причинам кажется возвращение тех или иных немецких колоний неудобным. Своими колониальными требованиями Германия не преследует великодержавных или честолюбивых военных целей. Она не имеет намерения вклиниться в какие-либо стратегические пути, а хочет колоний только по экономическим причинам для снабжения сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Она не стремится к тому, чтобы колонии были на территории, где происходили бы военные действия и где имеется большая опасность международных осложнений. Если Англия не считает возможным возвратить Германии определенные области по стратегическим соображениям, то она может предложить замену в других местах.
Во всяком случае Германия не возьмет в качестве колонии ни Сахару, ни территории в Средиземном море, так как положение между двумя мировыми империями ей кажется слишком опасным. Также Циндао и Киаочао слишком опасные пункты.
Рейхсминистр иностранных дел барон фон Нейрат указал в связи с вопросом о Лиге наций, что Германия после выхода из Лиги наций никогда не уклонялась от международного сотрудничества, когда в перспективе были не только слова, но и практическая работа. Примером к тому служит участие Германии в вопросе невмешательства в испанские дела (14).
Фюрер со своей стороны указал еще на урегулирование германо-польского и германо-австрийского вопросов и выразил надежду на то, что и с Чехословакией может быть найдено разумное решение.
Лорд Галифакс ответил на это, что он по некоторым пунктам не совсем согласен с фюрером, однако он не намеревается останавливаться на этом подробнее, потому что речь идет о вещах, которые не являются решающими в ходе настоящей беседы.
Чемберлен и английское правительство будут приветствовать, если после подробных и откровенных высказываний сегодня между представителями обоих правительств можно будет продолжать беседу по отдельным вопросам. Очень жаль, что за визитом Саймона и Идена в свое время ничего больше не последовало. И если теперь за этой беседой последуют дальнейшие переговоры, то это произведет исключительно благоприятное впечатление на общественное мнение.
Фюрер ответил, что для продолжения германо-английского контакта он прежде всего имеет в виду дипломатический путь, ибо если имеется намерение вести переговоры по конкретным вопросам, то они должны быть хорошо подготовлены. Главной причиной неудач многих подобных переговоров была недостаточная подготовка. Конференция может быть лишь последним завершением предшествующих подготовительных переговоров. Ему ясно, что сложным вопросом является колониальная проблема, по которой обе стороны еще отстоят далеко друг от друга. Англия и Франция должны уяснить себе, хотят ли они вообще и в каком направлении принять германские требования. Германия может лишь заявить о своих требованиях и надеяться на то, что они встретят благоразумный прием.
После обеденного перерыва лорд Галифакс еще раз возвратился к вопросу о продолжении англо-германского контакта и снова предложил прямые переговоры между представителями правительств. Подобные переговоры будут ценны не только по существу, но они произведут большое впечатление на общественное мнение. Вызовет разочарование, если эти прямые переговоры будут намечены па очень поздний срок. В Англии очень многого ожидали от визита г-на рейхсминистра иностранных дел и были весьма разочарованы, когда этот визит не мог состояться вследствие инцидента с «Лейпцигом» и «Дойчланд». Поэтому было бы хорошо, если бы состоялись дальнейшие переговоры между германскими и английскими представителями. При этом можно обсудить колониальный вопрос. Он повторил, что английское правительство вполне готово к обсуждению этого вопроса. Правда, он должен снова добавить, что всякое английское правительство может рассматривать колониальную проблему только как часть общего решения. Следует одновременно широким фронтом взяться за решение всех подлежащих урегулированию вопросов.
Фюрер ответил, что действия широким фронтом как раз требуют хорошей подготовки. По его мнению, лучше вовсе не вести пока переговоров, чем попасть в такое положение, что после придется признать результат неудовлетворительным. Надо подождать. Два реалистических народа, германский и английский, не должны поддаваться влиянию страха перед катастрофой. Всегда говорят, что если не произойдет того или другого, то Европа пойдет навстречу катастрофе. Единственной катастрофой является большевизм. Все остальное поддается урегулированию. Катастрофическое настроение является делом возбужденной злонамеренной прессы. Было бы неправильно утверждать, что сейчас международное положение точно такое, каким оно было в 1912-1914 гг. Возможно, что оно и оказалось бы таким, если бы в промежутке не было войны с ее уроками; то же самое относится к политической нервозности. Через несколько лет сегодняшние проблемы, возможно, будут выглядеть совсем иначе. Если обстановка в Восточной Азии и в Испании будет урегулирована, то многое, возможно, разрешится легче. Поэтому можно спокойно переждать два-три года, если в настоящее время тот или иной вопрос является слишком сложным.
Роковую роль играет только пресса. Девять десятых всего напряжения вызвано исключительно ею. Испанский кризис и мнимая оккупация Марокко германскими войсками являются примерами, которые ярко иллюстрируют опасность безответственного журнализма. Прямой предпосылкой для успокоения международных отношений было бы поэтому сотрудничество всех народов с целью покончить с журналистским флибустьерством.
Лорд Галифакс согласился с мнением фюрера об опасности со стороны прессы. Он также полагает, что англо-германские пере- говоры должны быть хорошо подготовлены. Чемберлен заявил ему при его отъезде, что он охотно возьмет на себя риск неправильной трактовки в прессе визита лорда Галифакса в Германию, если этим визитом будет сделан по крайней мере один шаг в правильном направлении. Надо только, чтобы обе стороны имели в виду одну цель, а именно: установление и укрепление мира в Европе.
В связи с этим лорд Галифакс поблагодарил за беседу и заявил, что он представит английскому премьер-министру обо всем точный доклад. Фюрер также выразил удовлетворение тем, что он имел откровенную и подробную беседу с лордом Галифаксом, и заявил, что он полностью может принять для Германии только что названную лордом Галифаксом цель. Тот, кто был, как он, солдатом в мировую войну, не хочет больше войны. В Англии и во всех других странах господствуют одинаковые стремления. Лишь одна страна - Советская Россия - может в случае общего конфликта выиграть. Все другие в глубине души стоят за укрепление мира.
Примечания:
* Параллельная запись двух предыдущих фраз вынесена па поля па английском языке: «Несмотря на эти трудности, он (лорд Галифакс) признает, что канцлер не только оказал большие услуги Германии, но, как он сам, несомненно, сознает, воспрепятствовав проникновению коммунизма в собственную страну, сумел преградить путь коммунизму на Запад. Премьер- министр придерживается мнения, что можно найти решение существующих между нами расхождений путем открытого обмена мнениями».
** Ныне Клайпедская область.
*** Устаревшая, утратившая свое значение.
5) Ось Берлин - Рим - агрессивный военно-политический союз, заключенный фашистскими государствами - Германией и Италией в Берлине 25 октября 1936 г. По этому соглашению Германия признавала захват Эфиопии Италией; оба государства подтверждали свое признание военно-фашистского мятежного правительства Франко в Испании и наметили мероприятия по оказанию ему дальнейшей помощи; Германия и Италия договорились о разграничении сфер экономического проникновения на Балканах и в придунайских государствах. Образование оси Берлин - Рим положило начало официальному оформлению блока фашистских агрессоров и свидетельствовало, что они вступили на путь открытой подготовки второй мировой войны. Следующим шагом в этом направлении было подписание 25 ноября 1936 г. Германией и Японией так называемого «антикоминтерновского пакта». Согласно опубликованному в то время тексту пакта, его участники обязались информировать друг друга о деятельности Коммунистического Интернационала и вести против него совместную борьбу. Основное содержание пакта было изложено в подписанном одновременно германо-японском секретном соглашении, в котором указывалось, что в случае конфликта одного из участников пакта с СССР они «должны немедленно обсудить меры, необходимые для защиты их общих интересов». Участники соглашения обязались «без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения» (Akten zur deutschen auswartigen Politik. 1918-1945. Serie D, Bd. I, S. 600). 6 ноября 1937 г. к «антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия, 24 февраля 1939 г.- Венгрия, 27 марта 1939 г.- франкистская Испания. Впоследствии к нему присоединился также ряд других государств - союзников Германии и Японии во второй мировой войне.
6) Представители промышленных и финансовых кругов Англии были не прочь оказать Германии экономическую помощь, рассчитывая побудить ее тем самым занять менее враждебную позицию в отношении западных держав и поощрить ее к экспансии на восток. Так, во время встречи 9 февраля 1937 г. с посланником Германии в Австрии Ф. Папеном представитель деловых кругов Великобритании Рикенс сообщил, что «после зондажа в компетентных кругах Форин оффиса ему было поручено спросить Ф. Папена, есть ли возможность с доверенным лицом Форин оффиса обсудить основные моменты, на основе которых можно было бы достичь выравнивания англо-германских интересов». В этой связи основные соображения английской стороны, в частности, заключались в следующем: «Стоящий в последнее время на переднем плане вопрос о колониях, если его рассматривать изолированно, не имеет той экономической ценности, которая придается ему немецкой общественностью. Главное состоит в том, чтобы снова включить Германию в мировой экономический процесс. Это может быть достигнуто: а) путем предоставления достаточного и долговременного займа (приблизительно на 40 лет) с выплатой незначительного процента годовых. Часть займа должна быть предоставлена в золоте, чтобы обеспечить международную стабильность обесценившейся марки. Заем следовало бы использовать для консолидации германских внешних долгов, а также для расширения германских рынков; б) наряду с этим займом со стороны стран, в которых наблюдается особенное сужение германского рынка, должны быть введены значительные таможенные облегчения. Наряду с этим займом было бы также необходимо осуществить урегулирование вопроса о колониях таким образом, чтобы не были существенно затронуты британские интересы в Африке и чтобы было найдено коллективное возмещение ущерба Германии где-то па западном побережье Африки». Далее, по просьбе английского правительства бывший премьер-министр Бельгии Ван-Зееланд подготовил доклад о возможностях более тесного экономического и политического сотрудничества между США, Англией, Францией, Германией и Италией. В своем докладе, который был опубликован в январе 1938 г., Ван-Зееланд высказался за расширение международного экономического сотрудничества, снижение таможенных пошлин, отмену всех пошлин и ограничений, касающихся экспорта сырья. Необходимым условием этих экономических мер Ван-Зееланд считал устранение контроля над валютой и ограничений в области торговых платежей. Предлагалось создать специальный фонд при Банке международных расчетов для субсидирования закупок сырья странами, «бедными сырьем». Это являлось, по существу, маскировкой предложения о предоставлении крупных займов Германии и Италии. Ван-Зееланд изложил в своем докладе ряд сделанных ему предложений, касавшихся пересмотра мандатной системы Лиги наций и организации так называемых «колониальных обществ». Суть последнего предложения сводилась к тому, чтобы вместо прямой передачи колоний Германии предоставить ей возможность эксплуатировать колониальные страны путем участия в специальных «колониальных обществах». Фашистская печать приветствовала это предложение, отмечая, что проект Ван-Зееланда представлял собой «шаг вперед» по сравнению со всеми предшествовавшими проектами подобного рода.
7) Версальский мирный договор был подписан 28 июня 1919 г. Он завершил первую мировую войну 1914-1918 гг.
8) Вестфальский мирный договор был заключен 24 октября 1648 г. между императором Германии, немецкими князьями, Швецией, Францией и другими державами на двух конгрессах в городах Вестфалии - Мюнстере и Оснабрюке и положил конец Тридцатилетней войне (1618-1648 гг. ).
9) Основные пункты англо-германского морского соглашения от 18 июня 1935 г.: германский военно-морской флот не должен превышать 35% тоннажа соединенных военно-морских сил Британского содружества наций; Германия получала право на тоннаж подводных лодок, равный общему тоннажу подводного флота Британского содружества наций, но пока обязалась содержать подводный флот, не превышающий 45% британского (Documents on German Foreign Policy. 1918-1945. Series C, vol. IV, p. 323-326). Подписание англо-германского морского соглашения, в котором Англия в одностороннем порядке санкционировала нарушение Гитлером военных ограничений Версальского мирного договора, было наглядным проявлением политики нопустительства германской агрессии, проводившейся английским правительством. Предусмотренное в договоре увеличение германского флота представляло наибольшую угрозу для СССР и других стран, прилегающих к Балтийскому морю. Черчилль признает в своих воспоминаниях, что английское правительство согласилось на увеличение германского флота, с тем чтобы он мог стать «хозяином Балтийского моря» (Churchill W. The Second World War. Boston, 1948, vol. 1, p. 140). В декабре 1938 г. Германия заявила Англии, что она будет содержать подводный флот, равный по тоннажу британскому. В апреле 1939 г. англо- германское морское соглашение было расторгнуто фашистской Германией.
10) Согласно ст. 99 Версальского мирного договора, Германия отказывалась от всяких прав и правооснований на территорию Мемеля (Клайпеды]). Договор не устанавливал его государственной принадлежности. 8 мая 1924 г. представители Франции, Великобритании, Италии и Японии подписали в Париже Клайпедскую (Мемельскую) конвенцию, разработанную комиссией совета Лиги наций, согласно которой Клайпедская область признавалась составной частью Литвы. В марте 1939 г. фашистская Германия оккупировала Клайпеду. Правительства Англии и Франции молчаливо согласились с этим актом агрессии, не заявив даже протеста Германии, хотя под Клайпедской конвенцией стояли их подписи.
11) В обвинительном заключении Международного военного трибунала по делу главных германских военных преступников отмечалось, что цели и задачи фашистского режима, установленного в Германии в 1933 г., «сводились к тому, чтобы любыми средствами... включая и незаконные средства, причем имелось в виду в конечном счете прибегнуть к угрозе силой, применению силы и агрессивной войне, достичь следующего: 1) отмены и уничтожения Версальского договора и его ограничений относительно военных вооружений и военной активности Германии; 2) овладения территориями, утраченными Германией в результате первой мировой войны 1914-1918 гг., и другими территориями в Европе, которые, по заявлению нацистских заговорщиков, должны принадлежать так называемой «германской расе»; 3) захвата других территорий на континенте Европы и на других континентах, на которые нацистские заговорщики предъявляли претензии за счет соседних и других стран, как на необходимое для «германской расы» «жизненное пространство» (Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. М., 1957, т. 1, с. 104).
Эта программа была изложена Гитлером еще в 1924 г. в его книге «Майн кампф». Касаясь целей внешней политики фашистской партии, он писал: «Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного времени. Мы начинаем там, где Германия кончила 600 лет назад. Мы кладем конец извечному движению германцев на юг и па запад Европы и обращаем свой взгляд к землям на востоке... Мы переходим к политике будущего - к политике территориального завоевания». Раушнингу Гитлер разъяснял: «Нам нужна Европа и ее колонии. Германия - только начало... » Аппетиты главарей третьего рейха не знали границ. «Не провинции, а геополитические категории, - нагло заявлял Гитлер, - не национальные меньшинства, а континенты, не поражение, а уничтожение противника, не союзники, а сателлиты, не перемещение границ, а перетасовка государств всего земного шара, не мирный договор, а смертный приговор - такими должны быть цели великой войны» (Fried H. F. The Guilt of German Army. N. Y., 1943, p. 10).
Вопрос о колониях был обязательным в программе всех ноябрьских встреч 1937 г. Галифакса с Гитлером, Герингом, военным министром Бломбергом и президентом Рейхсбанка Шахтом. За согласие Гитлера не прибегать к силе при решении европейских проблем Англия была готова рассмотреть колониальный вопрос, т. е. пойти на уступки Германии. Но в 1937 г. проект возможного урегулирования колониального вопроса, как заявил Бломберг в беседе 20 ноября, имел для Берлина второстепенное значение. «Главное для рейха - его позиции в Центральной и Восточной Европе» (Public Record Office, Cab. 27/626, p. 250-251).
20 ноября Шахт в беседе с Галифаксом подчеркнул, что Германия не стремится получить обратно принадлежавшие ей ранее тихоокеанские острова, а также Юго-Западную Африку и «понимает особые трудности Англии в отношении Танганьики. Остается западное побережье Африки. Того и Камерун можно было бы полностью отдать под суверенитет Германии, а из Бельгийского Конго и Анголы можно было бы выделить нечто вроде мандата» (Ibid., p. 251).
Таким образом, оказывая давление на Англию, все нацистские руководители поднимали в беседах с Галифаксом вопрос о колониях, но ни один из них не ставил его в категорической форме. В письменном отчете о своей поездке в Германию Галифакс отмечал, что Гитлер «не создал у него впечатления, что он собирается воевать с нами из-за колоний» (Ibid., p. 249).
В 1939 г. колониальный вопрос приобрел первоочередность. Английские «умиротворители» были готовы по-прежнему идти на уступки, несмотря на захват остальной части Чехословакии и Мемельской области. С германской же стороны рос не только аппетит, но и уверенность в возможности провести раздел и передел сфер влияния военным путем. Нацистский «теоретик» Карл Шмитт писал: «Мы сейчас мыслим глобально, в масштабах крупных территорий. Мы признаем неотвратимость грядущего территориального перепланирования, о котором уже говорили Вольтат и генерал Риттер фон Эпп» (Schmitt С. Volkerrechtliche Grobraumordnung mit Interventionsverbot fur Raume fremder Machte. Berlin - Wien, 1939, S. 78).
Таким образом, колониальные планы Германии позволяют увидеть истинные мотивы, которые побудили Гитлера в 1939 г. отказаться от реализации перспектив, открывавшихся «планом Вильсона».
12) Согласно решениям Берлинской конференции 1884-1885 гг., по африканским колониальным вопросам Конго формально признавалось «независимым государством» во главе с бельгийским королем Леопольдом II. Принятые решения обеспечивали возможность участия в эксплуатации Конго также и других держав.
13) Имеется в виду германо-австрийское соглашение от 11 июля 1936 г. Согласно этому соглашению австрийское правительство было обязано согласовывать свою внешнюю политику с Германией. Характеризуя это соглашение и его последствия для Австрии, советский полпред в Вене И. Л. Лоренц писал в мае 1937 г., что Берлин продолжает резкий и грубый нажим на Австрию. «Здесь все больше отдают себе отчет в том, что соглашение от 11 июля 1936 г. в берлинском понимании должно явиться инструментом к проведению аншлюса».
14) В действительности же помощь военно-фашистским мятежникам Франко в Испании со стороны гитлеровской Германии, а также фашистской Италии постоянно увеличивалась. За время войны в Испанию было послано 150 тыс. итальянских и около 50 тыс. немецких солдат и офицеров.
Печатается по изд.: «Документы и материалы кануна второй мировой войны». М., 1948, т. 1. Ноябрь 1937-1938 гг., с. 9-48.
Здесь печатается по кн.: Документы и материалы кануна Второй мировой войны 1937-1939 гг. в 2-х томах. Москва. Политиздат. 1981.
http://hrono.ru/dokum/193_dok/19371119germ.php