Правильно говорят: "Век учись и дураком помрешь". Тридцать лет я воспринимал требования прибалтов о компенсациях за годы советской оккупации как желание потролить русских. Живущие в Литве друзья, устав объяснять очевидные для них истины (поляки, кстати) просто привели мне железобетонный аргумент.
Как оказалось, прошлой осенью собравшиеся на специальный симпозиум по обсуждению "борьбы за репарации" главы парламентов стран Прибалтики пришли к общему выводу, что попытки вытянуть из России деньги - сизифов труд.
Председатель Сейма Литвы Викторас Пранцкетис сказал насчет компенсаций за «оккупацию», что Прибалтике «следовало бы ставить перед собой цели, которые можно достичь». «Таких целей, достижение которых - лишь из области надежды, нам не надо», - заявил Пранцкетис о российских деньгах. Спикер эстонского Рийгикогу Эйки Нестор согласился с литовским коллегой, а председатель Сейма Латвии Инара Мурниеце подчеркнула, что прежде всего странам Балтии «необходимо договориться между собой».
Таким образом, о серьезности прибалтийских претензий пожить на халяву я узнал лишь после того, как идее вынесли смертный приговор её же инициаторы. Не первые, но последние из тех, кто всерьез на что-то рассчитывал.
А ведь после развала СССР у стран Балтии с Россией были идеальные условия для хороших отношений.
У российских либералов, в руки которых свалилась тогда власть, за советское время сформировался особенный пиетет и чуть не преклонение перед Прибалтикой - «нашим маленьким Западом», которому самой историей суждено стать геополитическим «мостом» для интеграции России в западный мир. Пришедшие в 1991 году к власти в России силы сами боролись за независимость стран Балтии: выходили на акции протеста против попыток Горбачева силой удержать Литву с Латвией в составе СССР, выражали солидарность с защитниками Вильнюсской телебашни и строителями баррикад на улочках Старой Риги.
Тем не менее отношения с восточным соседом были испорчены сразу и окончательно. В августе 1991 года президент Ельцин был главным политическим союзником лидера движения за независимость Литвы Витаутаса Ландсбергиса - в январе 1992 года Ландсбергис приехал в Москву и заговорил про «плату за 50-летнюю оккупацию».
Страны Балтии возмечтали и дальше сидеть на российской шее, только теперь получая от Москвы компенсации за «советскую оккупацию».
Эта мечта никак не противоречила их стратегической установке на «возвращение домой»: вступление в НАТО и Евросоюз, сближение с США, причем на антироссийской основе. Никакими «мостами» Эстония, Латвия и Литва быть не собирались. Они с радостью рвали старые связи с Востоком, запрещали русский язык, лишали местных русских фундаментальных человеческих прав и вещали про «агрессивного соседа», когда в Кремле не было никакого Путина - там были люди, которые ходили по Москве с литовскими и латвийскими флагами, требуя предоставить Прибалтике независимость.
Однако, говоря «прощай, немытая Россия», Прибалтика вовсе не собиралась отказываться от российских денег.
Предполагалось, что Москва будет платить, как платила в Советском Союзе, только не в виде дотаций на развитие социально-экономической сферы, а в виде компенсаций за «оккупацию».
Знаменитые комиссии по подсчету ущерба от «оккупации» не были инструментом «троллинга» россиян. Они действительно высчитывали, какую максимальную сумму можно содрать с Москвы.
Литовская комиссия Сейма по подсчету ущерба насчитала за все про все 834 миллиарда долларов. И предъявила эту сумму Москве. Латвийская комиссия оценила убытки Латвии от «оккупации» в пределах 180-250 миллиардов евро. По таким цифрам видно, что на российские деньги страны Балтии рассчитывали безбедно жить многие годы и десятилетия.
Градус антироссийской истерики в Прибалтике нарастал по мере того, как становилось понятно: Россия «советскую оккупацию» не признает и ни копейки компенсаций Литве, Латвии и Эстонии не заплатит.
Россия решительно отказалась быть дойной коровой: приравнять коммунизм к нацизму, Сталина к Гитлеру, а Советский Союз к Третьему рейху; начать каяться и извиняться перед странами Балтии, платя им компенсации, как Германия - Израилю.
Вместо этого в России начали бить прибалтийских политиков исторической правдой.
Компенсаций за «оккупацию» требуют функционеры КПСС, которые как раз и возглавляли Прибалтийские республики во времена «оккупации». Литовская ССР была первой из союзных республик по доле коммунистов среди населения. Самые убежденные идеологизированные коммунисты - потомки красных латышских стрелков - были в Латвийской ССР. Из 36 основателей «Саюдиса» 17 состояли в КПСС. Латвию после «восстановления независимости» возглавил секретарь ЦК Компартии по идеологии. И подобные примеры можно приводить бесконечно.
Прибалтийская история пребывания в составе СССР не подпадает ни под какие международно-правовые определения оккупации.
Советские войска входили в Литву, Латвию и Эстонию по приглашению их законных властей, боевых действий с Прибалтийскими государствами Советский Союз не вел, военных администраций на их территории не устанавливал. Никаких оснований говорить об оккупации de jure не существует.
Не получается говорить об оккупации и de facto.
Каждый рассекреченный архивный документ бьет по оккупационному мифу, демонстрируя такую степень самостоятельности прибалтийских властей в отношениях с Москвой, о какой и не мечтают сегодня страны Балтии в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном.
Советская Латвия могла отказаться от строительства на своей территории военных объектов - в 1985 году республиканские власти «послали» Минобороны СССР, попросившее земельный участок в Риге под лабораторно-производственный комплекс для ВПК. Можно сегодня представить, чтобы в Прибалтике отказали американцам в размещении еще одного центра НАТО?
Советская Литва могла позволить себе не завозить мигрантов из других республик СССР, чтобы не превращать Вильнюс в русскоязычный город, какими стали Таллин и Рига. В наши дни все три страны Балтии угрюмо согласились с требованием ЕС размещать на своей территории выходцев из Азии и Африки.
Это все факты, а факт - самая упрямая вещь в мире. Возразить против этих фактов властям Прибалтики нечего, поэтому они вводят уголовные сроки за отрицание «оккупации», запрещают въезд несогласным с их версией истории и плачутся на международных площадках, какая Россия имперская, нецивилизованная и агрессивная. То есть не кается, не извиняется и денег нам не дает.
Но все бесполезно.
Сейчас власти Литвы, Латвии и Эстонии признали безнадежность своей политики: материальные компенсации за «советскую оккупацию» от России получить невозможно.
Прибалтика прощается со своей вековечной мечтой: сесть России на шею, свесить ноги и безбедно жить дальше, как в Советском Союзе, на русских деньгах, только на этот раз не скрывая своей русофобии.
Пролетели, как птица обломинго над Парижем.
По материалам
https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/29102018-pribaltika-priznala-ekhat-na-rossiyskoy-shee-ne-poluchitsya/