Александр Дюма

Nov 07, 2016 14:24

Меня всегда удивляло, что человек "заказавший" собственную жену, считается идеалом рыцарственности, образцом для юношества. Да и три его друга не многим лучше. Дюма, конечно, в этом не виноват: он описал своих героев такими, какими их видел; а вот читатели, критики и педагоги очень уж занизили планку, приняв их за "положительных". В Остапе Бендере обаяния не меньше, чем в д'Артаньяне, но все-таки читатели относятся к нему более адекватно.
Я прочитал "Графа Монтекристо" в 20 лет. Единственное, что мне понравилось - одно меткое наблюдение автора: разоряемый графом враг поначалу охотно всем жалуется на свои убытки, но когда убытки становятся катастрофическими, он, напротив, начинает их скрывать. Мой друг сказал: это буржуазная эпоха, она по сути неинтересна; а ты почитай "Три мушкетера"! Я прочитал...
Возможно, я открыл для себя Дюма слишком поздно. Впрочем, в каком-то смысле я открыл его раньше: в 14 лет я с интересом прочитал "Три Дюма" Андре Моруа. А еще раньше - тоненького адаптированного "Графа Монтекристо" на французском языке. И еще со школьных времен мне запомнился комментарий к "Истории моего современника" Владимира Короленко (издание, кажется, довоенное): "Дюма - бульварный буржуазный писатель, делавший свои романы при помощи штата сотрудников".
Давно хотел написать о своем удивлении пьедисталу, на который возвели героев Дюма. И вдруг мне попал гораздо более остроумный ответ этому автору: некто Михаил Сидорович написал в основном на сюжет "Трех мушкетеров" великолепный приключенческий роман, где оценки перевернуты, восстановлена справедливость: д'Артаньян отвратительный, Атос не многим лучше, Партос не столь отталкивающий, хотя и он - не образчик доблести. А в центре повествования леди Винтер, ее жизнь подробно описана с самого детства, и читатель с несомненной симпатией следит, как обездоленная девочка превращается в супермена. Ей, правда, иногда приходится совершать не очень благовидные поступки (и чем дальше, тем чаще); но она раздумывает над моральной стороной происходящего и отказывается идти наперекор совести, чего бы ей это ни стоило.
Вот ссылка: Михаил Сидорович. ПРАВДА С ПОДВОХОМ. http://proza.ru/2014/10/27/459
Михаил Сидорович - достойный продолжатель линии врачей-писателей в русской литературе!

литература

Previous post Next post
Up