Шумакский перевал с отражением в оз. Ногон-Нур.
2 июля у нас был самый ранний подъём за весь поход: в 6:30 - мы хотели дойти до сухого русла Ёхэ-Гера и уехать в Ниловку. Шумакский перевал (2760 м) восхитительно смотрелся в утренних лучах.
Карта маршрута 2 июля. Красная линия - наш путь. Большой красный кружок - место ночёвки. Маленький красный кружок - место обеда. Синий кружок - конечная точка похода, откуда нас увезли в Нилову Пустынь.
Шумакский перевал на рассвете.
Отражение перевал в оз. Ногон-Нур.
Склон напротив.
Сначала был почти горизонтальный участок вдоль озёр, затем последовали два крутых взлёта, приведшие нас к подножью перевала. Прямая пешая тропа терялась в метровом слое снега, на удивление не растаявшем к июлю, а про то, что конская тропа обходит большой петлёй, я не знал. Так что мы полезли прямо в лоб, выйдя на тропу уже под самым гребнем у скал.
Верхнее озеро Ногон-Нур.
Катя с Лёхой на подъёме приотстали.
Взгляд назад.
Перевал Бемедин (2А).
Линия отрыва лавины.
В месте нахождения Шумакского перевала ГВХ Тункинских Гольцов делает S-образный изгиб таким образом, что перевал ориентирован не север-юг, а восток-запад.
Термометр на перевале показывал +1,5 градуса, дул хороши ветер, поэтому засиживаться мы не стали, и рванули вниз. Навстречу попались четверо туристов из Ангарска, потом иркутяне, затем немец с супругой и так далее. Народ шёл на источники всё возрастающим потоком.
Вид с Шумакского перевала в сторону Ёхэ-Гера.
Катя на спуске с перевала.
И на Шумакском перевале тоже воткнули крест.
Со стороны Ёхэ-Гера перевал выглядит совсем не грозно.
Горный ручеёк.
Речка пытается выглядеть равнинной - множество меандр выше зоны леса поражают.
Перевалы Гранатовый и Надежда.
В долине Ёхэ-Гера после очередных пасущихся лошадей нам наконец-то стали попадаться и коровы, одна из которых весьма нездорового вида прошла мимо нас, пока мы обедали.
Кони на вольном выпасе.
Вид на Хойтогольскую котловину Тункинской долины.
Отрог, разделяющий Ёхэ-Гер и Хубыты.
Коровы.
Тропа меж небольших озёр.
Мак.
Больная корова.
Потом были небольшой водопад - мини-копия Шумакского, самый грязный участок тропы, подъём на борт Ёхэ-Гера, и наконец мы добрались до озёр, замкнув круг.
Лужайка одуванчиков.
Месиво тропы.
Реванш непогоды.
Вид на долину р. Хубыты, по которой мы начинали поход.
Но маршрут на этом ещё не закончился: мы спустились до сараев, от которых стартовали 24 июня. Там мы неожиданно встретили всё тех же трёх тёток, ожидавших «Урал». Ещё два перехода - мы на сухом русле. В этот раз оно действительно сухое. В наводнение же по нему по словам работников близ расположенной турбазы несло деревья. От турбазы на сухом русле мы хотели доехать до Ниловой на машине, но оказалось, что водитель на базе один - и как раз он уехал вверх на «Урале». «Урал» мы видели по пути вниз, а перед сухим руслом даже услышали, что он нас догоняет, но потом шум затих, и машины всё никак не было. Оказалось, что «Урал» сломался и дядя Вова (водитель) вместе с пассажирами пошёл пешком. По счастью ему надо было встречать группу в Ниловке, так что ремонт «Урала» он отложил на потом и мы, загрузившись в джип, продолжили путь уже не на своих двоих а на четырёх джиповских. За 150 рублей с носа мы бодро прошуршали семь километров, а на ночлег остановились в бывшем Красном уголке того же пансионата, где ночевали в мае.
На следующий день прямым иркутским автобусом мы уехали домой. Шумакский поход завершился.
Содержание