Плато Путорана. VI. Встреча.

Aug 25, 2023 15:46



Вид на типичный норильский двор.


Наступило 12 июля, официальная дата начала похода на плато Путорана. Суммарно «Страна без границ» летом проводит 6 походов по плато и для удобства снимает на два месяца квартиру в Норильске. В ней проживают и фасуют продукты инструкторы. В начале и в конце походов часто ночуют участники. Наконец, на квартире можно оставить ненужные в походе вещи. Шесть человек из нашей группы прилетали утром 12-го числа, ещё трое, включая меня, уже были в городе; инструктор, Костя, конечно, тоже уже был в Норильске.

По прибытии на квартиру была устроена раздача слонов: Костя по списку раздавал участникам пакеты с едой на завтраки, обеды и ужины, а также довески. В качестве последнего мне сначала достался чай. Но затем Костя спросил, у кого самый большой рюкзак, и, когда выяснилось, что у меня, то вместо чая мне был вручён тент. С одной стороны, вес тента, конечно, в походе не уменьшался, но зато чайный мешок, который доставали на каждую трапезу, в т.ч. и в непогоду, был мокрым внутри и снаружи, а, в отличие от тента, его-то надо складывать внутрь рюкзака, а не приматывать сбоку.



Пакеты с едой.



В центре кадра - мой рюкзак, в левой части виден тент.

Вскоре, правда, выяснилось, что по какой-то причине 4 пакета оказались не распределены, энтузиасты взяли их на время, с тем, чтобы по прибытии в начало маршрута их распределить по-новому. К тому же, была высокая вероятность, что заброска сегодня не состоится - 150-километровый путь на катерах проходил через озеро Мелкое, которое неслабо штормило, и нам нужно было дождаться ослабления ветра.

Пока шла упаковка, я задал Косте вопрос, серьёзно волновавший меня ещё в ходе подготовки. В требованиях к снаряжению для участников было указано «Бахилы ОЗК ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! - на маршруте будет множество заболоченных участков». Я же, как член секты свидетелей резиновых сапог, в ботинках в походы не хожу, бахил у меня не было, а основное, что меня беспокоило, это не настолько ли там глубокие болота, что поверх сапог будет заливать. Насчёт этого Костя заверил, что переживать не следует, да и бахил у него от прошлых участников осталось достаточно. Его больше смущало, что я и по самому плато собирался в сапогах идти, а там «острые камни, легко сапоги порвать». Моё замечание, что вряд ли они острее лав, по которым я ходил на Камчатке и в Бурятии, Костю не убедило, он настоятельно рекомендовал вырезать из старых бахил пару заплаток - резиновый клей у него с собой будет. По итогу, сапоги, конечно, не порвались. Камни наверху были вполне обычными, отличие от других мест, что они были непрерывно, не прерываясь на задернованные участки. Во всех болотах сапог было более чем достаточно. На мелких бродах они были на порядок удобнее ботинок - не нужно искать, по каким камням пройти, можно было идти через ручьи напрямик. На бродах средней глубины опять-таки, где я просто шёл в сапогах, прочие участники сначала надевали бахилы поверх ботинок, после брода снимали их, что занимало немало времени. И лишь на выходе была пара бродов, где воды было выше сапог, но ниже бахил. Но к тому времени погода наладилась, стало тепло, и серьёзного дискомфорта ситуация не доставила.

Что касается 12 июля, то как раз продолжалось похолодание; с каждым днём температура в городе падала на 1-2 градуса. Когда стало ясно, что в этот день заброски не будет точно, Костя предложил сходить нам в краеведческий музей. Хоть я и был в нём накануне, но больше заняться было особо нечем, и вечером мы вдесятером отправились на культурную программу. Я не пожалел, что пошёл второй раз. Во-первых, много интересного рассказал Костя, во-вторых, мы посетили и экспозицию первого дома Норильска, куда я не заходил днём ранее, в-третьих, мы попали на открытие выставки исторических и современных фотографий Норильска.

Неоднократно замечал, что разделы краеведческих музеев, посвящённые Великой Отечественной войне, сильно отличаются по воздействию на посетителя в регионах, где война была, от прочих. И, как это ни удивительно, север Красноярского края относится к первой категории. В августе 1942 года в Карском море состоялось сражение между нашими и немцами. Немцы, в рамках операции «Вундерланд» хотели воспрепятствовать прохождению прохода конвоя союзников в Баренцево море, а также разрушить портовые посёлки. Героизм наших моряков с «Александра Сибирякова» воспрепятствовал немецким планам, и их операция результата не достигла. Это был самый восточный бой Великой Отечественной войны.



Городское озеро. Судя по информации из местной газеты, в нём целое месторождение мусора.



Мозаика на торце дома. Лестница в нижней левой части кадра - типичный для Норильска проход между домами. Зимой при сильных ветрах так передвигаться куда безопаснее, чем по открытым тёмным пространствам.



В первом доме Норильска.



Копытный лемминг.



Макет саней экспедиции Урванцева по Северной Земле. Зачем к ним приделано колесо, мы только гадали. Как пояснили в комментариях, оно использовалось как одометр.



Командировочное удостоверение участника лыжного похода на Северный полюс.



Пляж на озере Долгом, 1970 год.



Сбор урожая цветной капусты в совхозе «Норильский», 1942 (!) год.



Электричка на конечной остановке Октябрьская площадь.



На открытии выставки фотографий.

Когда было торжественное открытие выставки фотографий с участием представителей администрации города, куда, впрочем пускали и простых посетителей, возникло какое-то ощущение выпадения из реальности. Все эти речи, женщины в праздничных платьях, мужчины в деловых костюмах, всё это было словно на большой земле. Сложно было поверить, что за стенами музея, стоит пройти несколько километров за город, как ты окажешься посреди сурового мира, на тысячи километров вокруг почти незаселённого, и малопригодного для обитания человека. Дополнительно ощущение волшебной нереальности происходящего добавляло и то, что мы-то приехали сюда в поход, а сами почему-то ходим по светским мероприятиям. Это расхождение между ожиданием и реальностью создало трещину в привычной обыденности восприятия окружающего, и сознание фиксировало происходящее намного полнее и глубже, чем это обычно бывает во взрослом возрасте.



Мечеть Нурд-Камал.



Каменный вал в городском дворе.

На ночь Маша и Лёша ушли ночевать в хостел, чтобы нормально выспаться. Забавно, что их разместили аккурат в том номере, где мы жили с Колей до этого. Мы же ввосьмером заночевали на съёмной квартире. Я лёг на кухне, как человек, которому достался пакет с завтраком второго дня. Заодно, при этом мне, считай, досталось отдельное помещение.

Содержание

Сибирь, Плато Путорана, Фауна

Previous post Next post
Up